Рассмотрим некоторые способы снижения профссионального утомления и оптимизации состояний работоспособности человека.
Режимы труда и отдыха. Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени была продемонстрирована в опытах Ф.У. Тейлора. Он эмпирически установил, что при одинаковой степени субъективной усталости грузчик может увеличить объем выполненной работы с 12,5 до 48 тонн в день, если будет соблюдать рекомендованный менеджерами режим работы.
В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда разработаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. При 8-часовой рабочей смене рекомендуются часовой обеденный перерыв после четырех часов работы и регламентированные паузы:
для видов труда с небольшими физическими усилиями и умеренным нервным напряжением – 5-минутные перерывы через каждые 2 часа работы;
при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабочей позы рекомендуют 5-минутные перерывы через каждые 1,5 часа работы;
при работе, связанной с большими физическими усилиями и нервным напряжением – 5 - 10-минутные паузы через каждый час работы;
при работе в неблагоприятных условиях с большим физическим и нервным напряжением рекомендуют 3 - 5-минутные паузы через каждые 30 минут работы при организованном пассивном отдыхе в специальном помещении.
Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останавливаться во время работы, так как участвуют в общем производственном процессе (например, при работе на конвейере).
Активный отдых. Принцип активного отдыха вместо отдыха пассивного был сформулирован И.М. Сеченовым в его опытах на ручном эргографе. Это был прибор, позволявший записывать траекторию подъема груза и вычислять суммарную работу, проделанную во времени. Сеченов сам был испытуемым и установил, что если, доведя работу до изнеможения (когда приходилось прекращать подъем груза из-за нестерпимой мышечной боли в руке), пассивный отдых заменить активным – работой левой рукой, то процесс восстановления работоспособности правой руки ускоряется и увеличивается объем работы, выполненный этим органом за время эксперимента. Парадоксальный результат опыта он объяснил потоком афферентации от работающих мышц левой руки в ЦНС, который увеличивал энергетический ресурс ЦНС, ее функциональные возможности. Источником афферентных импульсов, по Сеченову, могли быть не только движения мышц, но и чувственные впечатления от музыки, зрительных ощущений, от влияния интереса испытуемого к выполняемой работе. Таким образом, функциональное состояние ЦНС понималось как определяющее потенциал работоспособности человека, и активный отдых рекомендовался вместо пассивного.
В последующих экспериментах в школе В.М. Бехтерева было установлено, что принцип активного отдыха имеет ограничения. Так, метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошибкам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не компенсировать его. Следует иметь в виду степень развития утомления при выполнении первого вида работы, учитывать уровень владения навыками, требуемыми в чередуемых видах труда, склонность работника к выполнению этих видов занятий, соотношение нагруженных в работе психических и физических функций и длительность процессов их восстановления после прекращения работы. Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществление перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремором. Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же функциональные системы (например, работа по восприятию текстовой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).
Температурные воздействия. В лаборатории К.Х. Кекчеева (1947) было экспериментально установлено, что холод повышает умственную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслабление, успокоение и поэтому снижает работоспособность. Этот факт издавна был хорошо известен невропатологам и психиатрам. Кекчеев экспериментально установил еще в 1932 г., что погружение рук в теплую воду ведет к понижению чувствительности палочкового аппарата глаза, а холод ее повышает. Основа этих феноменов – в адаптационно-трофической роли вегетативной нервной системы.
Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Как известно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин в качестве стимулирующего средства.
Использование светоцветовых воздействий в промышленности. Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему человека, а голубой, синий, зеленый – успокаивают; фиолетовый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опыты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (белый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые.
Функциональная музыка. Этот прием стал широко применяться на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50 - 60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздействовать не только на эмоции работников, но и на состояние центральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напряжение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены использование музыки преследует особые цели:
в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» – марши; такая музыка начинается за 10-15 минут до начала рабочей смены, а также через 5 - 10 минут после окончания работы;
для снижения утомления за 1 час до конца первой и второй половины смены – «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом;
«музыка во время обеденного перерыва» – легкая, песенная мелодия.
По содержанию музыка должна нравиться большинству работников, мелодии следует ежедневно обновлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке формируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, которые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слышать», но не «слушать».
Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Данная группа методов используется для формирования состояния повышенной работоспособности, а также для снятия стрессовых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезболивать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по самоприказу), улучшать функции внимания, памяти.
Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эффективности, если обучение будет построено на основе предварительного обследования клиентов и установления индивидуального типа их психической саморегуляции.
Вопросы для самопроверки:
ü Можно ли понятия «дееспособность» и «трудоспособность» назвать синонимами? Почему?
ü Чем определяется эффективность труда?
ü Какими показателями определяется профессиональная работоспособность?
ü Что такое функциональное состояние и какому виду работоспособности оно соответствует?
ü Для чего необходимо изучать функциональные состояния человека в труде?
ü Назовите в нужной последовательности периоды работоспособности.
ü Дайте характеристику видов профессионального утомления.
ü Какие факторы производственной среды влияют на функциональное состояние человека?
ü Назовите психические процессы труда, наиболее нагруженные при выполнении профессиональных функций.
ü Какие факторы поведенческого уровня могут влиять на работоспособность?
ü Перечислите методы оценки функциональных состояний в труде.
ü Дайте определение понятию «монотония». Назовите ее виды.
ü В чем отличия понятий «монотония» и «психическое пресыщение»?
ü Дайте характеристику видов профессионального стресса.
ü Какие способы могут применяться для профилактики неблагоприятных функциональных состояний в труде?
Литература:
1. | Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2006 |
2. | Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 |
3. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
4. | Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 |
5. | Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 |
[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 229-231
[2] Никитин А.Ф. Основы обществознания. – М.:Дрофа, 2005, С. 121
[3] Некоторые граждане ограничены в дееспособности (это могут быть слабоумные, душевнобольные, пьяницы, алкоголики, наркоманы). Решение об ограничении дееспособности принимает только суд.
[4] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006, С. 422
[5] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 175
[6] Э. Крепелин – немецкий ученый, известный своими исследованиями феномена утомления, его влияния на работоспособность, а также факторов оптимальной организации труда
[7] Состояние потока – полная мобилизованность, при которой работники забывают о себе, своих проблемах, испытывает особый эмоциональный подъем (Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 103)
[8] Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, С. 406
[9] Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2006, С. 424
[10] Селье Ганс (1907-1982) – канадский врач и физиолог, разработавший учение о стрессе как общем адаптационном синдроме, обеспечивающем мобилизацию организма в критических ситуациях
[11] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 235-236