Средства коррекции и профилактики неблагоприятных состояний в труде




Рассмотрим некоторые способы снижения профссионального утомления и оптимизации состояний рабо­тоспособности человека.

Режимы труда и отдыха. Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени была продемонстрирована в опытах Ф.У. Тейлора. Он эмпирически уста­новил, что при одинаковой степени субъективной усталости грузчик может увеличить объем выполненной работы с 12,5 до 48 тонн в день, если будет соблюдать рекомендованный менеджерами ре­жим работы.

В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда раз­работаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. При 8-часовой рабочей сме­не рекомендуются часовой обеденный перерыв после четырех ча­сов работы и регламентированные паузы:

для видов труда с не­большими физическими усилиями и умеренным нервным напря­жением – 5-минутные перерывы через каждые 2 часа работы;

при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабо­чей позы рекомендуют 5-минутные перерывы через каждые 1,5 часа работы;

при работе, связанной с большими физическими усилиями и нервным напряжением – 5 - 10-минутные паузы че­рез каждый час работы;

при работе в неблагоприятных условиях с большим физическим и нервным напряжением рекомендуют 3 - 5-минутные паузы через каждые 30 минут работы при органи­зованном пассивном отдыхе в специальном помещении.

Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останав­ливаться во время работы, так как участвуют в общем производ­ственном процессе (например, при работе на конвейере).

Активный отдых. Принцип активного отдыха вместо отдыха пассивного был сформулирован И.М. Сеченовым в его опытах на ручном эргографе. Это был прибор, позволявший записывать тра­екторию подъема груза и вычислять суммарную работу, проде­ланную во времени. Сеченов сам был испытуемым и установил, что если, доведя работу до изнеможения (когда приходилось пре­кращать подъем груза из-за нестерпимой мышечной боли в руке), пассивный отдых заменить активным – работой левой рукой, то процесс восстановления работоспособности правой руки ускоря­ется и увеличивается объем работы, выполненный этим органом за время эксперимента. Парадоксальный результат опыта он объяс­нил потоком афферентации от работающих мышц левой руки в ЦНС, который увеличивал энергетический ресурс ЦНС, ее функ­циональные возможности. Источником афферентных импульсов, по Сеченову, могли быть не только движения мышц, но и чув­ственные впечатления от музыки, зрительных ощущений, от вли­яния интереса испытуемого к выполняемой работе. Таким обра­зом, функциональное состояние ЦНС понималось как определяющее потенциал работоспособности человека, и активный отдых рекомендовался вместо пассивного.

В последующих экспериментах в школе В.М. Бехтерева было установлено, что принцип активно­го отдыха имеет ограничения. Так, метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошиб­кам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не ком­пенсировать его. Следует иметь в виду степень развития утомления при выполнении первого вида работы, учитывать уровень владе­ния навыками, требуемыми в чередуемых видах труда, склонность работника к выполнению этих видов занятий, соотношение на­груженных в работе психических и физических функций и дли­тельность процессов их восстановления после прекращения рабо­ты. Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществле­ние перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремо­ром. Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же фун­кциональные системы (например, работа по восприятию тексто­вой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).

Температурные воздействия. В лаборатории К.Х. Кекчеева (1947) было экспериментально установлено, что холод повышает умствен­ную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслаб­ление, успокоение и поэтому снижает работоспособность. Этот факт издавна был хорошо известен невропатологам и психиатрам. Кекчеев экспериментально установил еще в 1932 г., что погруже­ние рук в теплую воду ведет к понижению чувствительности па­лочкового аппарата глаза, а холод ее повышает. Основа этих фе­номенов – в адаптационно-трофической роли вегетативной не­рвной системы.

Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Как из­вестно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин в качестве стиму­лирующего средства.

Использование светоцветовых воздействий в промышленности. Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систе­му человека, а голубой, синий, зеленый – успокаивают; фиоле­товый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опы­ты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (бе­лый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые.

Функциональная музыка. Этот прием стал широко применять­ся на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50 - 60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздейство­вать не только на эмоции работников, но и на состояние цент­ральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напря­жение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены исполь­зование музыки преследует особые цели:

в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» – марши; такая музыка начинается за 10-15 минут до начала рабочей смены, а также через 5 - 10 минут после окончания работы;

для сниже­ния утомления за 1 час до конца первой и второй половины сме­ны – «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом;

«музыка во время обеденного перерыва» – легкая, песенная мелодия.

По содержанию музыка должна нра­виться большинству работников, мелодии следует ежедневно об­новлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке фор­мируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, ко­торые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слы­шать», но не «слушать».

Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Данная группа методов используется для формирования состоя­ния повышенной работоспособности, а также для снятия стрес­совых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезбо­ливать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по само­приказу), улучшать функции внимания, памяти.

Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эф­фективности, если обучение будет построено на основе предва­рительного обследования клиентов и установления индивидуаль­ного типа их психической саморегуляции.

 

Вопросы для самопроверки:

ü Можно ли понятия «дееспособность» и «трудоспособность» назвать синонимами? Почему?

ü Чем определяется эффективность труда?

ü Какими показателями определяется профессиональная работоспособность?

ü Что такое функциональное состояние и какому виду работоспособности оно соответствует?

ü Для чего необходимо изучать функциональные состояния человека в труде?

ü Назовите в нужной последовательности периоды работоспособности.

ü Дайте характеристику видов профессионального утомления.

ü Какие факторы производственной среды влияют на функциональное состояние человека?

ü Назовите психические процессы труда, наиболее нагруженные при выполнении профессиональных функций.

ü Какие факторы поведенческого уровня могут влиять на работоспособность?

ü Перечислите методы оценки функциональных состояний в труде.

ü Дайте определение понятию «монотония». Назовите ее виды.

ü В чем отличия понятий «монотония» и «психическое пресыщение»?

ü Дайте характеристику видов профессионального стресса.

ü Какие способы могут применяться для профилактики неблагоприятных функциональных состояний в труде?

Литература:

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2006
2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
4. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006
   

 


[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 229-231

[2] Никитин А.Ф. Основы обществознания. – М.:Дрофа, 2005, С. 121

[3] Некоторые граждане ограничены в дееспособности (это могут быть слабоумные, душевнобольные, пьяницы, алкоголики, наркоманы). Решение об ограничении дееспособности принимает только суд.

[4] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006, С. 422

[5] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 175

[6] Э. Крепелин – немецкий ученый, известный своими исследованиями феномена утомления, его влияния на работоспособность, а также факторов оптимальной организации труда

[7] Состояние потока – полная мобилизованность, при которой работники забывают о себе, своих проблемах, испытывает особый эмоциональный подъем (Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 103)

[8] Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, С. 406

[9] Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2006, С. 424

[10] Селье Ганс (1907-1982) – канадский врач и физиолог, разработавший учение о стрессе как общем адаптационном синдроме, обеспечивающем мобилизацию организма в критических ситуациях

[11] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 235-236



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: