Монотония. Психическое пресыщение. Профессиональный стресс




Монотонными принято называть однообразные по содержа­нию виды труда, которые могут порождать у субъекта деятельно­сти особое функциональное состояние монотонии. Данное состо­яние люди переживают как необходимость выполнения скучной, однообразной работы, не имеющей, с точки зрения работника, особого смысла (кроме заработка). Для этого состояния характер­ны сонливость, безразличие или негативное отношение к работе, сниженное внимание, психогенная усталость, которая формиру­ется уже в начале рабочего дня. Выделяют:

Сенсорную монотонию как состояние субъекта труда возникающее в условиях сенсорной депривации, однообразия, бед­ности впечатлений.

сенсорная депривация [8] – продолжительное лишение сенсорных впечатлений, недостаточность внешних впечатлений, сенсорный голод. Длительное пребывание в условиях сенсорной депривации приводит к нарушению психической деятельности, вызывает состояние апатии и депрессии.

Моторную монотонию, встречающуюся при выпол­нении работником повторяющихся трудовых действий и опера­ций. Монотонность труда легкой степени отмечается при длитель­ности операций 31 - 100 секунд; тяжелые формы моторной моно­тонии возможны при длительности повторяющихся операций 5 - 9 или 1 - 4 секунды.

Психологическая сущность монотонной работы и характерных для нее поведенческих феноменов была исследована в школе Курта Левина в экспериментах Анитры Карстен в 1920-е гг. Испытуемым предлагались задания типа заполнения листа бумаги штриховкой по образцу, громкое чтение стихов, размеще­ние наперстков в отверстия специального планшета и т. п. задания. В инструкции испытуемым рекомендовалось выполнять задание до тех пор, пока сохранится желание работать. Разрешалось пре­кратить работу в любой момент. Исследователь наблюдал за осо­бенностями динамики поведения, фиксировал высказывания ис­пытуемого, отмечал проявления его эмоционального отношения к заданию, к ситуации эксперимента, к экспериментатору. В опы­тах исследовалась динамика процесса насыщения по отношению к квазипотребности, побуждавшей испытуемого выполнять задание. Как известно, К. Левин выделял биологически важные по­требности личности и квазипотребности как потребности искус­ственные, порожденные социальной жизнью. Цель выполнения экспериментального задания была связана с реализацией квази­потребности. Обнаружились типичные для большинства испыту­емых особенности, сопровождавшие процесс насыщения и пе­реход его в пресыщение данным видом занятия. Занятие воспри­нималось как искусственная задача, не имевшая общественного значения и смысла. Смыслом его наделял испытуемый, и этот разный смысл задания сказывался на результатах его действий. Большинство испытуемых варьировали способ выполнения за­дания, включали основное задание в качестве фона в процесс выполнения некоторой другой деятельности (при штриховке, на­пример, испытуемые напевали, насвистывали мелодии). В послед­нем случае тягостные переживания были менее острыми. Аффек­тивные негативные эмоции предшествовали окончанию работы.

А. Карстен обнаружила, что мышечная усталость от процесса выполнения экспериментального задания не была главной при­чиной снижения продуктивности испытуемых, ошибок и вариа­ции их действий (по отношению к заданному образцу). Все дело было именно в снижении актуальной потребности выполнять эк­спериментальное задание, которое обозначалось как процесс «на­сыщения» (или психического пресыщения). Возможность продол­жения деятельности испытуемого обеспечивалась или его волевы­ми усилиями, или переосмыслением задания, изменением струк­туры выполняемого действия.

В исследовании участвовали несколько безработных, которым платили за их труд. В отличие от основной группы испытуемых безработные выполняли экспериментальные задания без призна­ков насыщения и пресыщения квазипотребности.

Экспериментальное задание моделировало виды реальной про­изводственной работы, представлявшей собой выполнение повто­ряющихся однообразных, простых по исполнению операций, ко­торые приводили к получению полуфабриката, часто неизвестно­го назначения. По причине непосредственного интереса к содер­жанию и результатам труда у работника (испытуемого) не могло быть. Такая работа воспринималась им как бесконечный, не про­двигающийся к концу бессмысленный процесс, имеющий вне­шний опосредованный смысл – заработную плату. Таким обра­зом, эксперимент моделировал психологическую природу разви­тия отчуждения субъекта труда от выполняемой деятельности и ее продукта, позволял понять истоки негативных проявлений пси­хического состояния монотонии.

В динамике продуктивности при таких видах труда может от­сутствовать период высокой устойчивой продуктивности, чаще обнаруживаются колебания продуктивности, отражающие всплески волевых усилий, необходимые работнику для «самоподстеги­вания». Состояние монотонии в труде отличается от состояния психического пресыщения. Хотя имеется и много общего, раз­личие заключается в том, что при монотонии исполнитель отда­ет себе отчет в том, что он занят трудом, что результат его дея­тельности нужен и оплачивается организатором компании, по­этому исполнитель заставляет себя продолжать работу (если он заинтересован в оплате).

психическоЕ пресыщение [9] психическое состояние, возникающее в процессе однообразной деятельности и /или при длительном выполнении субъективно малосодержательной работы. Проявляется в неосознанном варьировании способов исполнения и оперциональной структуры действий, в потере интереса к работе (вплоть до полного отказа от нее), чувстве отвращения, желании переменить обстановку, аффективных срывах.

Состояние психического пресыщения развивается особенно остро в искусственных ситуациях, заведо­мо не связанных с настоящим трудом. При этом если выполне­ние задания не оплачивается, квазипотребность, питающая по­будительную мотивацию испытуемого, утрачивается особенно быстро и человек ищет и находит способ выйти из надоевшей экспериментальной ситуации. Профилактика психического пресыщения ведется с помощью обогащения содержания труда, рационального чередования рабочих нагрузок, учета индивидуальных особенностей при подборе и расстановке кадров.

Можно сформулировать пути преодоления монотонности труда в промышленно­сти:

передача эргатических функций при производстве продукта крупными серия­ми от человека – машинам;

избавление человека от рутинных по­вторяющихся операций, человек стано­вится не оператором-придатком машины, а оператором-технологом, наладчиком автоматической линии;

снижение производственного утомле­ния, создание условий для работы «на­выком» вместо использования форм раз­вернутого сознательного контроля;

смена видов трудовой нагрузки в те­чение смены;

оптимизация трудовых мотивов;

создание рабочего настроения, забота о безопасности работников, управление состоянием их внимания и бдительности;

усложнение трудовых задач, предпо­лагающее повышение квалификации ра­ботников, рост их самоуважения, появ­ление интереса к содержанию труда, сво­им достижениям (но в пределах посиль­ных нагрузок);

снижение нагрузки на эмоционально-волевую сферу;

возможность общения работников в процессе труда;

использование средств саморегуляции в управлении функциональным со стоянием работников;

повышение общего уровня активации при афферентных воздействиях(холод, вкусовые воздействия и пр.);

устранение явлений местного утомления и мышечной усталости;

изменение структуры трудовых действий при включении монотонных операций как дополнительных в другие по смыслу действия при самовнушении.

В современной психологии труда профессиональным стрессом называют состояние субъекта труда, характеризующееся особой мобилизацией его ресурсов для преодоления трудностей, проблем профессиональной деятельности.

Стрессорами называют факторы, провоцирующие стрессовые состояния.

Автором первой теории стресса был, как известно, Ганс Селье[10], в учении которого стресс рассматривался как неспецифическая реакция живого организма на неблагоприятное воздействие среды. Использование биологи­ческого понятия стресса в психологии привело к тому, что его первоначальное значение осталось за термином «физиологичес­кий стресс».

В настоящее время принято выделять также в области профессионального стресса и другие его разновидности[11]:

инфор­мационный стресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто информационный стресс сопровождается неопределнностью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой переменой информационных параметров.

эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, неспособности контролировать себя, неумении тактично отказать в чем-либо, незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Состояние стресса может улучшать показатели деятельности (если это состояние не вызывает перегрузок и выступает в качестве состояния оператив­ной мобилизации). Но если трудовая нагрузка чрезмерна для дан­ного работника, стресс превращается в дистресс, который при длительном воздействии приводит обычно к психосоматическим заболеваниям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: