Государство как организатор конкурентных отношений




 

Современная конкуренция государственно регулируемая. Государственное регулирование конкурентных отношений состоит в соблюдении оптимального сочетания монопольно-регулирующих и конкурентных сил на тех или иных рынках. Средствами влияния являются законодательство о правилах создания, функционирования и прекращения деятельности предприятий и регулярный выборочный контроль со стороны исполнительной власти, в том числе через аудиторскую систему.

Законодательный запрет или ограничение картельных отраслевых соглашений, иногда трестовской организации отрасли, впервые был введен в 1891 г. в США. Антитрестовское законодательство по типу американского было принято в Великобритании в 1948 г., во Франции — в 1963, в Италии — в 1964 г. В странах Восточной Европы антимонопольное законодательство начали разрабатывать в конце 80-х годов.

Американское антитрестовское законодательство эффективно регулирует процессы горизонтального объединения и не допускает чрезмерной внутриотраслевой монополизации. Например, применение антитрестовских санкций привело к роспуску в 1911 г. трестов "Стандарт ойл", "Амерекентобекко", разукрупнению в 1982 г. "АТТ", ограничению монопольного господства "Алкоа", "Дюпон". Антикартельное законодательство стимулирует межотраслевые переливы капитала и способствует развитию многоотраслевых корпораций.

В странах Западной Европы антикартельное законодательство более либеральное, чем в США. Со сферы его действия исключены национализированные предприятия, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство, добыча угля, связь, страхование и т. п. Существуют исключения относительно некоторых типов межфирменных соглашений, таких как соглашения между малыми и средними компаниями, экспортные соглашения, соглашения, связанные с реализацией.

В Германии поддержка конкуренции государством является первоочередной задачей внутренней экономической политики. Закон против ограничения конкуренции запрещает образование картелей и других видов частных соглашений, он действует в большинстве отраслей оборонной промышленности и строительстве. Сегодня государство контролирует ценовую конкуренцию в угольной промышленности, социальной инфраструктуре, частных организациях некоммерческого характера, через регулирование объема производства поддерживает конкуренцию в электро-, газо- и водообеспечении, на водном транспорте и в связи, стимулирует борьбу за доступ на рынок сбыта в угледобывающей промышленности, черной металлургии, в аренде жилья.

Антимонопольное законодательство в Украине определяет правовые основы ограничения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществление государственного контроля за его соблюдением. Монопольным считается такое положение предпринимателя, когда его доля на рынке определенного товара превышает 35 процентов и он имеет возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать здесь конкуренцию. Законом Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции", принятым в марте 1992 г., изменениями к нему и принятым в июне 1996 г. в его развитие Законом Украины "О защите от недобросовестной конкуренции" юридически наказываются все действия предпринимателя, направленные на создание препятствий для доступа на рынок другим и на установление дискриминационных цен на свои товары. Чтобы не допустить злоупотребления монопольным положением на рынке, создаются компетентные государственные органы, которые должны контролировать соглашения, заключаемые между предпринимателями, а также между предпринимателями и органами власти и управления. В их функции входит также контроль за ведением предпринимателями конкуренции с целью предупреждения ее недобросовестных форм и методов.

Во всех странах контроль за выполнением антимонопольных законов осуществляют специальные государственные антитрестовские органы. В Украине такие функции возложены на созданный в марте 1992 г. Антимонопольный комитет и его территориальные органы. В его компетенцию входят определение монопольного положения предпринимателей на рынке, осуществление контроля за выполнением антимонопольных требований при создании, реорганизации или ликвидации монопольных образований, принятие решений и распоряжений о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении исходного состояния.

Несмотря на наличие подобных органов, формальный характер их деятельности, не конкретность отдельных формулировок законов приводят к игнорированию или неполному соблюдению антимонопольного законодательства. Даже в рыночно развитых странах, которые провозгласили усиление контроля за отраслевыми объединениями, количество нарушений антимонопольного законодательства постоянно растет. Особенно это характерно для мощных финансовых группировок.

Ныне в странах с рыночной экономикой и в тех, которые переходят к рыночной экономике, со стороны государства усиливается поддержка рыночно-конкурентных сил. Несмотря на специфические особенности переориентация на приоритет рыночного механизма в странах обеих ступеней развития имеет общие черты, основу которых составляет смена экономических функций государства. На первый план было выдвинуто задание создания благоприятного инвестиционного климата и стимулирования частных капиталовложений путем осуществления бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики, поощрение сил конкуренции и создание частному предпринимательству определенных условий для развертывания рыночной деятельности. Среди мер, направленных на выполнение этого задания, были дерегулирование в ряде отраслей экономики, реформа управления государственными компаниями, ревизия (или создание) антимонопольного законодательства.

В соответствии с реформами дерегулирования было упразднено прямое регулирование цен и тарифов в отдельных отраслях экономики, устранены жесткие регламентации условий проникновения в отрасль конкурирующих капиталов. В США, например, эта система мер охватила авиа-, железнодорожный и грузовой транспорт, отрасли коммуникации, где доминировал узкоотраслевой и промонополистический характер государственного регулирования.

Ревизия антимонопольного законодательства в странах с рыночной экономикой состоит в расширении возможностей частнопредпринимательской деятельности. Стимулируется укрепление многоотраслевых комплексов, устраняются препятствия повышению уровня экономической интеграции в масштабах национальных экономических систем.

Закон Украины "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности" направлен на развитие конкуренции и демонополизацию экономики. Он открывает возможности становления рыночных отношений в стране, коммерциализации государственных структур, формирования благоприятных экономических условий для вновь созданных предприятий.


Список литературы

1. Беляєв О.О. Економічна політика: Навч. посіб. – К.: КНЕУ, 2006. – 288 с.

2. Базилевич В.Д. Політекономія. – К.: Знання-Пресс, 2007. – 719 с.

3. Степура О.С. Політична економія: Навч. посіб. К.: Кондор, 2006;

4. Економічна теорія: Підручник / за ред.. В.Н.Тарасевича. – К.: Центр навчальної літератури, 2006.

5. Башнянин ГЛ., Лазур П.Ю., Медведєв B.C. Політична економія. - К.: Ніка-Центр: Ельга, 2002.

6. Політекономія. Навчальний посібник / За ред. Ніколенко Ю.В. - К.: Знання,2003.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: