Модификация конкурентно-рыночного механизма




 

В экономике рыночно развитых стран усиливаются как процессы монополизации, так и интенсивность конкуренции. Такое развитие закономерно, поскольку монополия и конкуренция — это две стороны одного и того же процесса движения капитала.

В большинстве промышленно развитых стран отсутствует отраслевая единая формально монополистическая структура, которая бы давала возможность контролировать производство и рынок в их полном объеме. Преимущественно отраслевой контроль осуществляет несколько крупных корпораций. Такая структура рынка называется олигополистической.

Как и монополия, олигополия может быть билатеральной и собственно олигополией. В условиях билатеральной олигополии спрос на продукцию нескольких продавцов формируют несколько потребителей, а в условиях собственно олигополии нескольким продавцам противостоит множество покупателей. В таких структурах рынка процессы монополизации и конкуренции тесно связаны друг с другом.

Олигополистическая структура обусловливает новые формы внутриотраслевой взаимосвязи компаний, однородных по отраслевой специализации. Ограниченное число крупных предприятий в отрасли или на отдельных рынках создает объективные основы для взаимодействия в разных направлениях производственной или коммерческой политики. Самой распространенной формой взаимодействия субъектов олигополии является проведение общей рыночной политики с целью ослабления внутриотраслевой конкуренции. Основным средством ее реализации является монополистическое регулирование цен на товары. Монопольная цена складывается не только в условиях господства одной монополии. Практикуя "лидерство в ценах", олигополисты устанавливают и поддерживают монопольно высокие цены на продукцию аналогичного ассортимента.

Другой формой взаимодействия является координация производственной деятельности через регулирование объема и (или) ассортимента продукции, определение долгосрочной специализации. При условии господства в отрасли олигополистической структуры каждый из ее участников имеет возможность монополизировать узко специализированный рынок, установить на нем монопольные цены и ограничить конкуренцию.

Несмотря на возможности участников олигополистической структуры рынка в области координации совместной деятельности, их частные интересы не всегда соответствуют групповым олигополистическим. Плотность рыночных связей фирм-олигополистов прямо зависит от размера монопольной прибыли: монопольная координация отношений в условиях высококонцентрированного капитала целесообразна до тех пор, пока она гарантирует монопольную прибыль, в противном случае господствует конкуренция. Конкуренция в олигополистических структурах характеризуется высокой степенью остроты. Уменьшение количества производителей — продавцов в отрасли вследствие банкротства одной из фирм — участниц олигополии предоставляет другим, которые выжили, возможность расширения рынка сбыта. Интенсивность конкуренции находится в обратной зависимости от числа участников рыночной олигополии: чем меньше остается продавцов, тем больший выигрыш в форме перераспределения рынка сбыта они получают вследствие экономической гибели своих конкурентов. Отсюда постоянное стремление олигополистов к дифференциации продукта, обеспечению его надлежащего качества, обновлению ассортимента.

С олигополией связано появление новой формы внутриотраслевой конкуренциинеценовой. В условиях приблизительно одинаковых финансово-технологических ресурсов преобладающее большинство конкурирующих крупных корпораций отказывается от применения ценовых методов влияния на соперников, поскольку это, во-первых, обходится очень дорого, а во-вторых — практически не меняет рыночных позиций. Экономически выгодно использовать неценовое соперничество. С середины 50-х годов XX в. — периода развертывания НТП — наиболее важными методами ведения внутриотраслевой конкуренции становятся обновление товаров и своевременный выход с ними на рынок, улучшение ассортимента и качества продукции, усовершенствование форм привлечения и обслуживания покупателей.

В последние десятилетия под влиянием процессов интернационализации хозяйственной жизни наблюдается возрастание роли ценовой конкуренции. Деятельность транснациональных корпораций подрывает монопольно регулирующие силы в рамках национальных олигополии, однако размывание национальных олигополии, как следствие обострения международной внутриотраслевой конкуренции, еще не означает сокращения этой формы организации капитала, а лишь свидетельствует о масштабном переходе от национальной к международной олигополии.

Наряду с монополистической конкуренцией в олигополистических структурах обостряется конкуренция мелкого и среднего предпринимательства с крупными фирмами. Этому способствует как система подрядных и субподрядных отношений между ними, так и проведение предприятиями, которые не входят в олигополию, самостоятельной рыночной политики, часто направленной на то, чтобы стать членами олигополистической группировки. Появление новых конкурентов отражается на рыночной политике олигополии. Во многих случаях она ведет к сплочению и более тесной координации их деятельности, особенно в отношении.определения цены на продукцию или установления определенных барьеров на пути вступления в олигополистический рынок новых членов.

Возникновение олигополистической структуры рынка не устраняет межотраслевой конкуренции, которая в условиях расширения сферы частичной планомерности на межотраслевом рынке и обострения борьбы за долю в конечном спросе приобрела специфическую форму соперничества между целыми группами отраслей, объединенных в концерны. Диверсификация производства стала важным средством борьбы за рынок.

Для концерна ценовая конкуренция экономически оправдана. При помощи прибыли от выпуска одних видов продукции он может использовать демпинговые меры на рынках других отраслей, подавляя тем самым конкурирующие узкоспециализированные производства. Диверсификация концерна происходит таким образом, что специализация касается только производственных подразделений хозяйственных единиц. Сами же хозяйственные единицы маневрируют на разных отраслевых рынках.

Важной сферой освоения крупным капиталом новых видов производства стали отрасли высокой технологии. Завоевывая в них определенные позиции, диверсифицированные концерны решают одновременно несколько задач: во-первых, обеспечивают экономическое влияние концерна в новых отраслях; во-вторых, стремятся достичь увеличения массы и нормы прибыли на совокупный капитал концерна; в-третьих, создают условия для модернизации традиционного производства на основе прогрессивных технологий и новой техники, которая производится уже в пределах самой хозяйственной единицы. Все это определяет конкурентоспособность каждого звена концерна.

Так, еще в 80-е годы началось массовое вторжение автомобилестроительных фирм в сферу высокой технологии. американская фирма "Дженерал моторс" за пять лет скупила более десяти достаточно крупных компаний и благодаря этому проникла в отрасли аэрокосмической промышленности, робототехники, искусственного интеллекта и др. Немецкая фирма " Даймлер-Бенц" на протяжении одного года вышла на первое место среди промышленных гигантов страны и превратилась в огромный технологический концерн, установив контроль над ведущей моторостроительной фирмой "МТУ", которая выпускает двигатели для самолетов, танков, военных кораблей, и захватив передовую технологическую компанию "Дорнье" — лидера в производстве авиакосмической техники и электроники и включив в свой состав "АЕГ" — одну из ведущих электротехнических фирм.

Диверсификация дает возможность крупным корпорациям совмещать прямое давление и гибкость в конкурентной борьбе, способствует предотвращению появлений новых крупных конкурентных компаний в маломонополизированных отраслях. Проникновение в новые отрасли, а также ранее малоспециализированные ограничивает в целом число производителей и сужает сферу конкурентно-рыночных отношений.

Таким образом, рыночный механизм как механизм уравновешивания спроса и предложения в определенные исторические периоды принимает разные формы. Его развитие определяется взаимодействием двух сил — конкуренции и монополии. Модифицируясь, олигополистическая структура сохраняет базовую роль предпринимательской экономики. Последняя является достаточно мобильным и гибким системным целым, поддается влиянию как центростремительных, так и центробежных тенденций.

Первой, самой важной, функцией конкуренции, которую она выполняет на всех этапах развития рыночной экономики, является прямое влияние на процесс ценообразования. Особенность этой функции в современных условиях проявляется в том, что круг субъектов конкуренции заметно изменился, вследствие чего ведущей ее формой стала олигополистическая конкуренция, которая опосредует рыночные связи между мощными в плане финансов и производства хозяйственными единицами. В этих условиях соответствия народнохозяйственного и микроэкономического оптимумов можно достичь только через конкурентно-рыночный механизм.

Экономически самостоятельные крупные хозяйственные единицы применяют такие методы повышения микроэкономической эффективности, которые не отражают реальные результаты их хозяйственной деятельности. Господствующее положение в производстве и на рынке толкает корпорации к достижению оптимизации хозяйственной деятельности не столько за счет экономии на издержках производства, рационального использования факторов производства и т. п., сколько за счет диктата цен, т. е. за счет потребителей.

Монополизация негативно влияет на ценообразование. Если сравнить рост цен в наиболее монополизированных и маломонополизированных отраслях экономики, то показатель первой группы отраслей был значительно более высоким, чем аналогичный показатель второй группы. Например, за 30 лет второй половины XX в. (с 1950 по 1980 г.) индекс оптовых цен в 15 ведущих отраслях США вырос в 3,7 раза. За этот же период цены на продукцию машиностроения и черной металлургии, где уровень монополизации самый высокий, выросли соответственно в 4,2 и 4,51 раза. В наименее монополизированных отраслях, таких, например, как текстильная и швейная, уровень цен возрос в 1,95, а в общественном хозяйстве — в 2,39 раза. Нарушение конкурентно-рыночного механизма обусловливает неоправданное завышение цен, ухудшение позиций потребителя, поэтому в условиях самостоятельности хозяйственных единиц конкуренция играет важную роль. В ходе соревнования за деньги покупателя она заставляет продавцов сбивать цены, приводя тем самым в соответствие микро- и макроэкономические оптимумы. Отсюда укрепление рыночных позиций конкурентов и завоевание ими новых рынков сбыта или расширение старых требует улучшения качества продукции, поиска новых ее видов и т. п.

Вторая экономическая функция конкуренции — стимулирование научно-технического прогресса. Крупные предприятия крайне противоречиво влияют на развитие науки и техники. Достигнув монопольного положения на рынке, крупная хозяйственная единица медленно реагирует на требования научно-технического прогресса до того времени, пока не ощутит угрозы утраты монопольного права на рынки сбыта. Так, в США самая низкая доля затрат на научные исследования в сумме продаж отличает концерны, которые стали рыночными монополистами. Это было характерным для фирм "Экссон", "АТТ", "Дженерал моторе" и др.

Застойные явления в развитии научно-технического прогресса продолжаются до тех пор, пока на рынке не появится сильный конкурент, который будет представлять угрозу монопольному положению определенных крупных корпораций. Преимущественно такими конкурентами являются иностранные фирмы. Углубление процессов интернационализации хозяйственной жизни стран создает объективные условия для усиления научно-технического соперничества, стимулирует развитие научно-исследовательских работ и рост производительных сил общества. Значительное усиление позиций японского капитала в автомобилестроении США, например, привело к увеличению затрат на проведение научных исследований в "Дженерал моторе". Наряду с общим удвоением затрат на научные исследования на протяжении последнего десятилетия, концерн инвестировал сотни миллионов долларов на уменьшение веса автомобилей и энергоемкости их двигателей. Аналогичная ситуация сложилась и в "АТТ". Как только протекционистские барьеры перестали защищать его монопольное положение концерна, он резко увеличил ассигнования на научные разработки.

Современная конкуренция имеет несколько уровней. Для нее характерна тенденция к олигополистической ситуации на уровне крупных корпораций, монопольной — в отношениях их с мелкими и средними формами и в значительной мере совершенной на уровне последних. Каждый из этих уровней имеет свою специфику, сохраняя при этом общие черты конкуренции. В условиях сложного рыночного хозяйствования в конкурентных отношениях принимает участие и государство.

Хотя современная конкуренция на уровне крупных корпораций и выступает как олигополистическая, а ее субъекты легко переходят от борьбы к сговору, и наоборот, даже в случае прямых непосредственных межфирменных и контрактных связей рынок остается важным, а часто и основным механизмом определения общественно необходимых затрат на производство товара как с качественной, так и количественной стороны. В современных условиях конкуренция товарных форм капитала заменяется конкуренцией в предпроизводственной и производственной сферах. Регулятором общественного процесса воспроизводства все более становится конкуренция производительного и даже денежного капитала.

Модификация экономических функций конкуренции в хозяйственной системе связана с ее самоусовершенствованием. Развитие монопольно-регулирующих сил придает новые черты функциональному назначению конкурентно-рыночного регулирования, однако цена, как и раньше, остается рыночной категорией и сохраняет свою роль регулятора распределения производственных ресурсов, мощностей и потенциалов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: