Внерыночные формы связи хозяйственных единиц




 

Монополия как тип экономических производственных отношений предусматривает сознательное регулирование связей в процессе производства и обращения. Однако какой бы крупной ни была хозяйственная единица, по своей деятельности и интересам она остается обособленным товаропроизводителем. Общественная связь между производителями должна осуществляться через рынок. Противоречие, которое возникает между стремлением крупных корпораций к преодолению рыночной формы обмена и их товарно-предпринимательской природой, частично разрешается налаживанием внерыночных форм обмена. Такие формы охватывают микроуровень хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой. Это внутрифирменное хозяйство концернов и других экономических единиц и разнообразные формы неконкурентных связей между предприятиями.

Внутрихозяйственные комплексы современных монополистических объединений достигают огромных масштабов. Они имеют в своем составе десятки и сотни разнообразных предприятий, учреждений, лабораторий, других организаций. Автомобильным концернам США, например, только на территории страны принадлежит более 100 автосборочных заводов, 225 заводов по производству частей, деталей и механизмов, 210 комплектующих складов и 42 испытательных полевых полигона. Как правило, производственные подразделения крупных компаний тесно связаны между собой, поскольку они являются комплексами для последовательной обработки продукта, доведения его до готовности или единой технологической основой для производства разнообразных продуктов. Такое внутрифирменное разделения труда опосредуется внутренним обращением, которое имеет внерыночную форму: обращение продукции осуществляется в соответствии с планами материально-технического обеспечения предприятий фирмы.

Интенсивность внутрифирменных поставок определяет степень хозяйственной взаимосвязи подразделений. Обмен промежуточной продукцией между предприятиями концерна связан с процессами специализации и кооперирования и ведет к интеграции производственных и рыночных процессов, что означает здесь подрыв товарного производства. В немецком концерне "Маннесман", например, внутрифирменные поставки достигают 1 /4 всего оборота, а концерн "Сименс" поставляет своим предприятиям 42 процента конструктивных элементов. В целом в компаниях с годовым объемом продаж свыше 1 млрд долл. США внутрифирменный оборот составляет в среднем 32 процента общего объема реализованной продукции.

Внутрифирменный хозяйственный оборот осуществляется на основе трансфертных цен, которые регулируют экономические отношения между подразделениями хозяйственной единицы и определяют их вклад в общий результат хозяйственной деятельности. Трансфертное ценообразование наиболее распространено в концернах, где преимущества ведущей отрасли являются явными. Трансфертные цены могут устанавливаться на основе рыночных цен, полных издержек производства, цен, которые определяются по договоренности между подразделениями компании, издержек производства и надбавок на прибыль, переменных издержек производства. В определенных случаях уровень трансфертных цен может прямо определять высшее руководство концерна.

Способом реализации внутрифирменных внерыночных связей является совершенствование прогнозирования. Высокий уровень концентрации производства и капитала, характерный для индустриально развитых стран, требует планомерного регулирования производства.

На протяжении XX в. в странах рыночной экономики были значительно усовершенствованы способы планирования, стали широко использоваться методы исследования операций, экономические модели, системный анализ. Планирование из сферы производства и сбыта распространилось на научно-исследовательские работы, материально-техническое снабжение, подготовку кадров и т. п. Новым аспектом внутрифирменного планирования стало планомерное регулирование операций в международном масштабе. Крупные предприятия начали широко использовать принцип непрерывности планирования, особенно в отношении хозяйственной деятельности фирмы. В то же время долгосрочные планы производства товаров составляются редко, что объясняется быстрым обновлением ассортимента продукции.

Разнообразные формы ограничения конкуренции и соответствующие методы регулирования рыночных отношений охватывают хозяйственные связи между формально независимыми предприятиями. К распространенным формам внерыночного межфирменного обмена, особенно на межотраслевом уровне, относятся поставки продукции по контрактам, заключенным с потребителем. Заказчиками-потребителями являются крупные корпорации, отдельные компании, государство. Суть производства на заказ состоит в том, что выпуск изделий начинается только тогда, когда известен их потребитель. Однако подписание контракта не всегда означает производство на гарантированный рынок. Изменения хозяйственной конъюнктуры могут заставить заказчика отказаться от сотрудничества с фирмой-производителем. Иногда экономически выгоднее оплатить контрагенту штраф, чем приобретать заказанный продукт. Следовательно, контрактная система не может уничтожить рыночную форму связи, регулирующую роль рынка в общественном производстве, однако, подрывая неизвестный свободный рынок и расширяя внерыночные формы обмена заказа, она порождает новое явление — конкуренцию заказов. Так, для выполнения контрактного заказа на определенные узлы, детали и т. п. крупная фирма, как правило, имеет обязательно несколько связанных с ней мелких и средних предприятий. Кому из них будет сделан конкретный заказ, определяется в конкурентной борьбе поставщиков.

Если в условиях рыночной системы свободной конкуренции предприниматель ориентировался на рыночный спрос после изготовления товаров, то сегодня его целью является получение заказа, определение его содержания, стоимости и сроков выполнения. Возникает рынок заказов, регулятором которого может быть только конкуренция, которая влияет на качество проекта, уровень цены, определяет степень загрузки производственных мощностей. Риск не продать, свойственный предыдущим формам связи между корпорациями, сменился риском остаться с незагруженными производственными мощностями и проиграть конкуренту. Конкуренция заказов и соревнования за получение заказа, как и конкуренция товаров, стимулирует производителей совершенствовать производство, искать новые рынки сбыта и новых потребителей, снижать издержки производства, эффективно использовать марку фирмы и рекламу.

Традиционной формой ограничения конкуренции является ограничительная деловая практика (ОДП) комплекс дискриминационных мер относительно установления и поддержания контроля над рынком сбыта, давления на конкурентов и навязывания им неравномерных условий обмена. Благоприятные условия для поставок или покупок товаров и услуг создаются при помощи специфических средств давления на конкурентов, а именно: лишения конкурентов доступа к сырью или рынку, раздела рынков, лидерства в ценах, бойкотирования конкурентов, блокирования на торгах, разных форм ОДП в сфере передачи технологии, финансово-кредитных отношениях, сфере услуг. Различают индивидуальные и коллективные методы ОДП.

Классическим примером использования индивидуальных методов ОДП является маневрирование внутрифирменными ценами. В Аргентине, например, один из филиалов американской "Кока-Колы" при финансовой поддержке материнской компании с целью захвата рынка и вытеснения конкурентов реализовал продукцию по ценам, более низким, чем издержки производства, и осуществлял бесплатные поставки в обмен на исключительное право сбыта своей продукции. Этот пример — один из наиболее типичных в практике борьбы с конкурентами через трансфертные цены.

К сфере применения коллективных методов ОДП принадлежат международные и национальные экспортные и импортные картели, синдикаты, консорциумы, банковские холдинги, патентные и издательские объединения и др.

Нетрадиционными коллективными методами ОДП являются патентно-лицензионные соглашения, соглашения о межфирменном сотрудничестве и производственном кооперировании, использование совместных предприятий. Патентно-лицензионные соглашения заключаются, как правило, между фирмами-производителями. Покупателю лицензии продавец навязывает определенные условия покупки технологии с целью не подавить конкурента, а согласовать его хозяйственную деятельность со своими производственными, научно-техническими и коммерческими проблемами. Поскольку при этом устанавливаются долгосрочные отношения между продавцом и покупателем, можно говорить о расширении сферы внерыночных связей. Основными условиями предоставления лицензий являются: запрещение экспорта ее покупателям; принудительные закупки у продавца лицензии сырья, материалов и оборудования; запрет на внесение изменения в полученную технологию; фиксация цен на реализацию продукции, которая производится по лицензии; навязывание торгового посредничества продавца лицензии в случае продажи этой продукции на внутреннем рынке.

Особой формой лицензионного договора является распространенная в последние десятилетия практика франчайзинга. Как разновидность лицензионного соглашения он также ориентирует стороны на установление долгосрочных внерыночных связей и способствует преодолению товарного характера отношений "производство — розничная торговля", "производство — оптовая торговля", "оптовая торговля — розничная торговля". Франчайзинг предусматривает использование торговой марки, фирменного названия, технической помощи, подготовку кадров, совершенствование управления производством в обмен на предоставление прав на продажу товаров и услуг.

Соглашения о межфирменном сотрудничестве предусматривают использование фирмами совместных научно-технических и производственных программ, договорную специализацию и подрядное кооперирование, а также создание совместных межфирменных предприятий. Межфирменное сотрудничество на высшем уровне воспроизводит внутрифирменные связи вне организационных рамок хозяйственных единиц. Самой развитой сегодня является производственная кооперация на основе договорной специализации. Она охватывает все формы предпринимательской деятельности в промышленно развитых странах. Эффективность ее использования связана с возможностью снижения степени диверсификации собственного производства путем передачи его отдельных видов субподрядчикам и повышения вследствие этого степени специализации своих предприятий.

Межфирменное сотрудничество усложняет переплетение монополистических и конкурентно-рыночных основ в экономике. Согласовывая производственные и научно-технические программы партнеров, кооперация, несомненно, ставит отдельные виды предпринимательской деятельности в специфические конкурентно-рыночные отношения. Одновременно она способствует повышению конкурентоспособности хозяйственных единиц, объединивших свои потенциалы, а это в масштабах отрасли и национальной экономики отражается на усилении конкурентной борьбы.

Таким образом, природа капитала как самовозрастающей стоимости реализуется как в рыночных, так и внерыночных отношениях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: