Планировочная и архитектурно-пространственная структура характеризует (ГиЛА) взаимозамещение и взаимодействие основных функциональных и пространственных элементов города, обеспечивающих территориальную целостность его функционирования и эстетическую целостность восприятия.
Генеральный план рассматривает сложившуюся планировочную и архитектурно-пространственную структуру города, как культурную ценность и генетическую основу сбалансированного градостроительного развития города и городской агломерации.
Основными элементами, определяющими планировочную и архитектурно-пространственную организация территории является: природно-ландшафтный и урбанизированный каркасы города, образующие ветвисто-сетевую структуру единого планировочного каркаса территории; исторически сложившееся планировочные членения территории: естественные и искусственные пространственные рубежи, определяющие относительную территориальную обособленность функционирования отдельных частей города; пространственные морфотипы застройки и открытых пространств, обусловливающие особенности зрительного восприятия городской территории; основные функциональные подсистемы города, характеризующие относительную средовую однородность и целостность городской ткани: систему территорий природного комплекса, общегородских центров, производственных территорий, жилых территорий.
Природно-ландшафтный каркас города составляют долины рек, крупные зеленые массивы природного комплекса и объединяющие их долины малых рек.
В действующем градостроительном кодексе РФ транспортная инфраструктура территории рассматривается как набор отдельных объектов капитального строительства, подведомственным различным субъектам градостроительной деятельности. В законе регулирующем градостроительную деятельность, отсутствует целостное представление объектов инфраструктуры, составляющих транспортный каркас территории. Планирование развития этих объектов разнесено по документам различных уровней.
|
Территориально-транспортное планирование – относительно новое понятие, введенное для обозначения деятельности по планированию развития транспортного каркаса территорий муниципальных образований и регионов. Этот вид планирования является частью градостроительной деятельности и деятельности по территориальному планированию.
Пространственная организация города, крупных его фрагментов является наиболее сложной профессиональной задачей. Сложность заключается не в придумывании композиции, а в ее разгадывании, расшифровке. Композиционно –пространственная организация городской структуры и застройки является продолжением (следсвием) природного ландшафта, его логичным завершением. Композицию определяют объективные ландшафтные особенности, масштаб природных компонентов, степень их активности. Задача архитектора-градостроителя заключается в выявлении этих характеристик и закономерностей, в определении их влияния на композиционно-пространственный строй градостроительного решения. Поиск рациональной архитектурно-планировочной структуры всегда был одной из важнейших задач любой проектно-планировочной работы. Само понятие «архитектурно-планировочная структура» или «композиционно-пространственная структура» предполагают непременное участие в разработке проектно-планировочной документации архитектора.
|
На стадии прорисовки транспортно-планировочной структуры города закладываются особенности его планировочной организации, определяется системность в организации пространств, создаются условия и предпосылки для формирования индивидуальных композиционно-пространственных характеристик. При разработке эскиза застройки планировочная сетка получает свое объемное выражение в ясно обозначенных пространствах таких элементов планировочной структуры города, как улица, площадь, сквер, бульвар, квартал, микрорайон.
Архитектурно-планировочная структура крупного города достаточно сложна. В частности, структура селитебной зоны не ограничивается схемой «микрорайон – жилой район – город». В условиях крупного города появляются такие структурно-планировочные элементы, как планировочный район или планировочная зона.
Прорисовка архитектурно-планировочной структуры крупного города, выраженная в проектно-планировочных чертежах и схемах, зависит не только от величины города, но и климатических характеристик района, ландшафтных особенностей территории, историко-архитектурной основы и многих других факторов. Крупные сибирские города, как правило, расположены на берегах крупных рек. Река как основной ландшафтный фактор стала важнейшей природной осью города, своего рода естественной городской улицей. В современных условиях особую важность приобретают эстетические и экологические функции реки, в то же время значительно ослабевают функции транспортные и технические.
|
Композиционно-пространственная, эстетическая роль реки как важнейшего ландшафтного фактора определяет композиционно-планировочное построение плана города. Последовательно формируется система параллельных и перпендикулярных реке планировочных направлений, среди которых определяются главные транспортно-планировочные связи и визуально-пространственные.
«Архитектурно-планировочная композиция крупнейшего города - это сложная многоосевая, полицентрическая система, в которой отдельные улицы, набережные, площади в сочетании с природными факторами придают индивидуальный архитектурно-художественный образ как всему городу, так и отдельным его районам.
В современной ландшафтной архитектуре выделяются понятия природного и антропогенного ландшафта. К природным ландшафтам принято относить все ландшафты, образовавшиеся в ходе естественного развития природной среды и не носящие следов человеческой деятельности.
Антропогенные ландшафты делятся на городские промышленные, с\х, транспортные, рекреационные.
Основными местами отдыха населения за городом, в местах охраняемого и преобразуемого ландшафта, являются лесопарки, в т ч лугопарки и гидропарки, зоны отдыха, зоны туризма, заповедники, охотничьи хозяйства и заказники, природные и национальные парки.