Тема «Возрастная периодизация в зарубежной психологии»




(Лекция 3)

 

З. Фрейд – известный психолог, основатель психоанализа – течения, подчеркивающего роль бессознательного и сексуального начала в человеке.

Вообще под понятием «сексуальное начало», автор понимает все то, что доставляет удовольствие человеку (для ребенка это прикосновения, ласки, т.е. тактильный контакт)

Автор вводит понятие «либидо» - бессознательный, насыщенный сексуальной энергией фактор, определяющий поведение человека.

Также вводит понятие «эрогенная зона» - область тела, наиболее чувствительная к определенному стимулу. Воздействие на эту зону приводит к удовлетворению либидонозных чувств.

Каждая возрастная стадия имеет свою либидонозную зону.

Вся структура личности состоит из трех частей: «Я», «Оно», «Сверх-Я».

Область «Я» («Эго») – область сознания, формируемая воспитанием.

Область «Оно» («кипящий котел желаний», «Ид») – область бессознательного, закрытого от сознания. Зона инстинктов, влечений.

Область «Сверх – Я» («Супер-Эго») – мораль, совесть человека. Зона, отделяющая сознание от «пагубного» воздействия бессознательного.

Сама же личность – взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил, где сознание постоянно находится под воздействием бессознательного.

По мнению автора, развитие человека основывается на детских бессознательных переживаниях: чувство любви \ ненависти к отцу или матери, ревность к сестре или брату – этот неосознаваемый опыт отношений оказывает большое влияние на дальнейший ход развития человека. По Фрейду в возрасте до 5 лет закладывается вся будущая база дальнейшего развития.

Фрейд создал психоаналитические стадии развития, в которых отражено развитие Оно, Я, и Сверх – Я и их взаимовлияние.

 

Возраст Название стадии Характер. Развития
0-1 год Оральная стадия Источник удовольствия – кормление, а действие, приносящие удовольствие (либидонозное) – сосание и укус. Ведущая эрогенная зона - рот – орудие питания. Сосание – тип сексуальных проявлений, к-е связано сначала с пищевым инстинктом, затем превращается в либидонозное действие (В нем закрепляется ОНО – сосание большого пальца детьми в сложных ситуациях). Во втором полугодии жизни впервые понимает, что мать – отдельное от него существо, т.к. даже при лучшем уходе мать не может всегда быть рядом, Испытывает беспокойство, когда ее нет долго рядом. Для ребенка весь мир сосредоточен в его ощущениях и когда он пробует, например, укусить мать, а она не разрешает этого делать, то это приводит к конфликту между стремлением к наслаждению и реальным положением дел. На этой стадии ребенок во власти Оно, А Сверх-Я только формируется.
1-3 лет Анальная стадия Либидо сосредоточено вокруг ануса. Сексуальность ребенка сосредоточена вокруг акта дефекации. Встречается со многими запретами, а значит усилия ребенка направлены на преодоление этих запретов, поэтому развитие становится конфликтным. Вот почему, запреты, наказания, страх потерять любовь родителей заставляет ребенка прислушиваться к указаниям родителей. На этой стадии формируются такие качества личности как аккуратность, опрятность, пунктуальность/ упрямство, скрытность, экономность как следствие разного отношение к телесным процессам
3-5 лет Фаллическая стадия Высшая ступень детской сексуальности. Эрогенная зона – гениталии. Дети испытывают сексуальную привязанность к родителям (Эдипов комплекс, комплекс Электры). Постепенно формируется Сверх-Я, а Я играет главную роль.
5-12 лет Латентная стадия Стадия снижения полового влечения. Я контролирует Оно, а либидо, будучи оторванной от сексуальной цели переносится на освоение культуры, дружбы.  
12-18 лет Генитальная стадия Объединение сексуальных зон, время возвращения детских сексуальных переживаний. Я борется с Оно, используя два механизма защиты: аскетизм, интеллектуализация, к-е позволяют представить в воображаемом плане и избавиться от навязчивых переживаний. Также используется механизм сублимации – запретная сексуальная энергия переносится на приемлемые виды деятельности. Если исп. механизм вытеснение – устранение чувств, мыслей, то развитие идет по худшему пути.

В целом, периодизация З. Фрейда - динамическая концепция, где главная роль принадлежит опыту семейных отношений.

 

-Эпигенетическая теория Э.Эриксона-

Э.Эриксон – один из выдающихся психологов 20-го века, продолжатель учения З.Фрейда, о котором в псих. словаре сказано: «наиболее яркий в творческом отношении из всех, кто работал после Фрейда».

Продолжая идеи Фрейда, главное, что по-новому рассматривал ученый, это источник развития личности, к-й автор видел в соц. отношениях (по Фрейду важна идея конфликта между сознанием и бессознат. сферой).

Работы Эриксона знаменовали собой начало психоисторического метода в психологии, суть которого во внимании к психологии индивида и характеру общества, в котором он живет.

Так, ученый проводил экспедиции в индийские племена и сравнивал процесс воспитания детей на Западе и в племенах. В итоге он выявил, что:

- стиль материнства зависит от ожиданий той соц. группы, в которой будет жить ребенок;
- каждой стадии развития ребенка соответствуют ожидания общества, к-е человек может оправдать\нет, а значит, он будет либо принят соц. группой либо отвергнут.

Автор вводит теримины: «групповая идентичность» и «эгоидентичность».

Групповая идентичность (чувство родства с той группой, в к-й воспитывается ребенок) формируется,т.к. воспитание с первых дней ориентировано на ожидания той группы, в к-ю будет в дальнейшем включен ребенок.

Эгоидентичность создает чувство устойчивости и непрерывности своего «я», несмотря на изменения, происходящие в ходе развития (целостность личности) формируется на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий.

Жизненный цикл человека автор условно разбивает на стадии, где каждая посвящена решению своей «задачи», к-ю ставит перед ним общество (младенчество: чувство базового доверия или преодоление чувства отчуждения).

Переход от одной стадии к др. происходит при помощи кризиса идентичности – «поворотный пункт, выбор между регрессом и прогрессом, но не болезнь».

Большую роль отводил телесным впечатлениям ребенка («модус органа», модальность поведения»). Это зона концентрации секс. энергии. На каждой стадии развития есть свой «ведущий орган», с к-м связана секс. энергия и к-ая определяет ведущие качества личности.

Тем самым, идеи Фрейда ученый не отвергает, но усложняет.

Для автора, модусы – толчок к развитию. Когда общество через свои соц. институты придает большое значение какому-либо модусу, то происходит некий отрыв от самого органа, превращение его в модальность поведения (связь между психосексуальным и психосоциальным развитием).

Рассмотрим периодизацию автора.

 

Возраст Название стадии Характеристика
Младенчество Оральная стадия Оральный способ взаимод., где рот – область тела, выражающая отношение ребенка к миру («получать»). Во 2-м полугодии жизни становится активнее(разв. Сенсорика, учится сидеть, режутся зубы), что приводит к осознанию себя как активного индивида. Этот процесс сочетается с кризисом, направленный на постепенное ослабление связи «мать-дитя» и выделения себя как активноого субъекта. В конце возраста должны проявиться признаки «базового доверия к миру»: хороший аппетит, сон, работа кишечника+ соц. достижения ребенка: положит. Реакция на уход матери. Ребенок внктренне д.б. уверен, что мать придет. Главное, что чувство базового доверия напрямую зависит от качества ухода за ребенком, силой материнской любви и уверенности матери в своих действиях. Это подтверждает связь психосекс. Начала и психосоц.  
Ранний возраст Анальная стадия Зона удовольствия – анус. Особое вниамние уделяется опрятности. Появл. Впервые чувство стыда, что говорит о зарождении самосознания. Наказание и пристыживание ребенка создает ощущение, что «глаза мира смотрят на него. Ребенок хотел бы, что этого не было, но это невозможно». Таким образом, соц. неодобрение поступков ребенка формирует самосознание. Происходит борьба чувства собств. Независимости ребенка (личное достижение) с чувством стыда (соц. чувство), что приводит к установлению соотношений между способностью сотрудничать со др.и настоять на своем.
Дошкольный «Возраст игры»\фаллическая стадия Появл. Интерес к своим гениталиям и осознание своей половой принадлежности. Сильно желание «занять» место кого-то из родителей, но это, по Эриксону – частный момент. Познает окр. Мир через игру, большое желание быть взрослым, но сами взрослые воспринимают ребенка как маленького.
Школьный возраст Латентная стадия Это время «психосекс. моратория». В это время осваивает школьную деятельность. Может прийти к чувтсву своей бесполезности и неумелости, т.к. меняется деят. Ребенка.
Подростковый период Латентная стадия Кризисное время,т.к. заканчивается детство. Основной кризис идентичности, связанный со стремлением обрести себя и волнением от того, как выглядит в глазах других. Частая влюбленность в этот время не носит секс. Характера, а есть просто попытка обрести свою идентичность через др. человека (проекция).
Молодость   Время поиска спутника жизни, установления отношений со своей соц. группой, готовность к тесному сотрудничеству сдр., полная сформированность и понимание себя. Появл. Зрелое чувство любви. Существует опасность одиночества, избегания контактов с др.
Зрелость Центр. этап Важно влияние своих детей на жизнь родителей, что дает ощущение «нужности» др. Во все, что делает человек, он вкладывает часть своего «Я», что приводит к личностному обогащению. «Зрелый человек нуждается в том, чтобы быть нужным». Это приводит к тому, что стремление к заботе о др. помогает удовлетворить личные костности, сосредоточенность на себе.
Старость   «Если человек проявлял заботу о др., приспосабливался к разочарованиям, успехам, был создателем духовных и матер. Ценностей, только он может назваться целостной личностью». Возникает мудрость как интерес к жизни. Важно, чтобы человек принял свою жизнь такой, какая есть. Отсутствие личностной интеграции приводит к страху смерти – отчаянию.

Таким образом, Э.Эриксон установил, что:
- развитие личности продолжается в течение всей жизни, а не в период детства (8 возрастных стадий общих для всех людей);

- развитие рассматривается в широкой системе отношений, где подчеркивается зависимость между «Я» и окр. миром (по Фрейду – развитие происходит в триаде ребенок – мать – отец). Развитие происходит как процесс взаимодействия между биологическими потребностями человека и требованиями общества;

- также подчеркивается роль «Я», а не только «Оно»;

- разработка понятий групповая и эгоидентичность;

 

В заключении, кратко обобщим достижения каждой возрастной группы:

Старость –личностная интеграция \ разочарование в жизни;
Зрелость – творчество / застой;
Молодость – Интимность / изоляция;
Подростковый возраст - Чувство идентичности / диффузия идентичности (желание не вступать во взр. Жизнь, тревожность, изоляция);

Школьный возраст – Чувство достижения / чувство неполноценности;

«Возраст игры» - инициативность / чувство вины;
Ранний возраст – автономия /стыд;
Младенчество – базовое доверие к миру / недоверие к миру.

 

 

Ж. Пиаже – выдающийся психолог 20-го века, идеи которого повлияли на развитие психологии.

Проблемой, к-й занимался ученый, было изучение психологических механизмов логических операций, выявление того, действует ли окружающий мир на человека или его идеи – продукт собственной активности.

Также, автор ввел такие понятия, как «эгоцентризм детского мышления и речи», рассматривал своеобразие детских представлений об окружающем мире.

Пиаже основал Женевскую школу генетической психологии, изучавшую процесс умственного развития ребенка. Объектом интересов школы является изучение происхождения интеллекта, процесс перехода от одной формы мышления к другой.

Ученый полагал, что логика человека не врожденна, а развивается постепенно и психология может изучить законы ее развития.

Чтобы познать окружающий мир, ребенок должен осуществить действия с различными объектами (перемещать, складывать, и т.д), направленные на изменение объекта (предмета).

Действие, совершаемое ребенком, - «посредник между ребенком и окружающим миром, при помощи которого он манипулирует с предметом. Таким образом, весь первоначальный опыт ребенка строится на основе ДЕЙСТВИЙ (следит глазами за предметом, тащит в рот, ощупывает).

Исходя из этого, Пиаже вводит понятие «схема действия» - это то, общее, что сохраняется в действии при его многократном повторении в разных ситуациях.

Развитие схемы действия (познавательное развитие) происходит при помощи интериоризации предметных действий и их превращении в умственные операции.

Это дает возможность перейти к рассмотрению одних из ключевых понятий в теории Пиаже: аккомодации и ассимиляции.

Ассимиляция – приспособление новой информации к уже имеющимся схемам, не меняя их (научился хватать палец взрослого – хватает также и волосы).

Аккомодация – приспособление ранее сформированных реакций к новой информации при изменении прежней схемы действия (сосание ложки не утоляет голод – появление умения слизывать, кусать пищу).

Задача: ребенок увидел впервые помидор. Показать действия ассимиляции и аккомодации. Привести собственные примеры.

- Возрастная периодизация –

Ребенок, по мнению Пиаже – существо, к-е ассимилирует, отбирает и усваивает вещи, согласно особенностям своей умственной организации. Сам процесс развития – смена господствующих умственных структур.

Процесс развития интеллекта состоит из трех этапов:

1) Период сенсомоторного интеллекта (0-2)

Познание мира происходит на основе собственных ощущений и совершаемых действий (бросание, ударяние предметов).

Себя как отдельное существо пока не выделяет.

2) Период конкретных операций (2-11, 12)

Существующие схемы действия, основанные на предметных действиях, превращаются в операции, благодаря к-м ребенок может сравнивать, классифицировать, располагать предметы в ряд (действие сериация), т.е. совершать действия в уме, но с опорой на наглядность.

Появление операций – предпосылка появления логического мышления!

Данный этап подразделяется на дооперациональную стадию и стадию конкретных опреций.

На дооперациональной стадии мышление ребенка эгоцентрично, интуитивно.

Ребенок рассматривает мир со своей точки зрения, ставит себя в центр мира, к-й неотделим от ребенка (луна движется вместе с ребенком).

Иными словами, ребенок не понимает, что у др. людей м.б. иная позиция, мнение. Ребенок еще не может устанавливать логические связи. На этом возрастном этапе были организованы известные опыты ученого, получившие название «феномены Пиаже».

Стадия конкретных операций: здесь ребенок может понять взаимосвязь между объективно существующими признаками предмета (форма сосуда и количество воды).

Начинает осознавать логику операций, может менять направление мысли, возвращаться к исходным данным.

3) Период формальных операций (11-15)

Мыслительные операции совершаются без опоры на чувственное восприятие объектов.

Развитие логического мышления, овладение индукции и дедукции, развивается способность децентрироваться. Могут решать задачи в уме, оценивать возможные варианты выхода из ситуации.

 

Следует сказать, что развитие по Пиаже – процесс перехода от низшей стадии к высшей, где предыдущая стадия готовит последующую.

По Пиаже, стадии интеллектуального развития соответствуют стадиям псих. развития.

В развитии происходит не просто смещение низших стадий на высшие, а интеграция ранее сформированных структур.

Процесс развития зависит от активности ребенка, среды. Подчеркивал роль социализации ребенка как возможность перехода от эгоцентризма к децентрации.

Теория Пиаже критиковалась отечественными авторами.

Так, Эльконин Д.Б. считал, что автор не объясняет причины перехода от одной стадии развития к другой.

Л.С. Выготский считал, что автор изучает развитие детского мышления в независимости от роли обучения. Критиковал теорию Пиаже за некую искусственность «есть ли в уме ребенка эти структуры или нет, понимает ли он до конца свои действия – неясно».

Следует сказать, что в целом, по Пиаже, обучение всегда идет за развитием, а само развитие – скорее предпосылка, чем результат обучения.

 

-Эгоцентризм речи и мышления-

Эгоцентризм мышления ребенка – центральная особенность мышления детей. По Пиаже, мышление развивается от эгоцентрического к социальному.

Выражается в том, что ребенок воспринимает вещи такими, к-е ему предоставляют органы чувств (солнце следует за ребенком).

Ребенок воспринимает мир исключительно со своей точки зрения, не понимая пока, что вещи могут выглядеть иначе, чем ему кажется.

Иными словами, эгоцентризм мышления означает, что объект и субъект познания смешены. Ребенок воспринимает мир непосредственно, не учитывает себя как мыслящее существо.

Эгоцентричное мышление тесно связано с эгоцентризмом речи, по которой и судят о наличии эгоцентризма мышления. Это означает, что ребенок говорит со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения другого человека.

С точки зрения Л.С. Выготского, эгоцентр. речь – переходный этап ко внутр. речи и мышлению.

Ребенку, в целом, не важно повлиять на другого человека своими высказываниями, рассказать что-либо, ему важна лишь видимость интереса и любой человек для него – собеседник.

Эгоцентр. речь всегда монологична, ребенок ни к кому не обращается, «разговор с самим собой», сопровождающий деятельность ребенка и явл. средством планирования деятельности («где карандаш? Возьму красный и нарисую помидор»).

Возрастные границы: наибольшей силы достигает к 3 годам, к 6 постепенно уменьшается, а к 7 –пропадает.

Таким образом, с одной стороны эгоцентризм означает отсутствие понимания относительности вещей в окр. мире, а с другой – означает приписывание качеств собственного «я» другим людям и событиям.

Замечено, если в семьях преобладает авторитарный стиль отношений, среди сверстников отсутствуют споры и дискуссии, а ребенок большую часть времени предоставлен себе, то эгоцентризм возрастает.

Как избавиться от эгоцентризма?

Переход от эгоцентризма к децентрации возможен на всех стадиях развития. Чтобы преодолеть его, нужно уметь осознать себя и пытаться соотносит свою точку зрения с мнением других и не рассматривать свою позицию как единственно возможную.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: