Психологические характеристики труда и классификация профессий




И ЕГО КОМПОНЕНТЫ

2.1. Психологические характеристики труда и классификация профессий

2.2. Трудовой пост и его структура

 

 

Психологические характеристики труда и классификация профессий

По оценке С.Н. Пряжникова[1] представления о труде на уровне обыденного сознания можно в целом охарактеризовать следующим:

- многие люди связывают труд с трудностью, с неизбежностью, хотя иногда и с радостью, с невозможностью для себя оказаться без дела;

- представления о труде обычно меняются в течение жизни от радостных ожиданий, краха, иллюзий до некоторого разочарования, скепсиса, а затем устойчивого интереса.

Особый интерес представляют философские представления о труде, поскольку «труд» - это явление общекультурное и, прежде всего, этическое. В «Краткой философской энциклопедии» труд определяется как «процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи». Труд рассматривается как «стремление стать над вещью», как «способ познания вещи и самого себя».

В «Философском энциклопедическом словаре» труд определяется как «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей». В данном определении (по сути, воспроизводящем представления К. Маркса) просматриваются основные положения созданной много позже теории деятельности А.Н. Леонтьева.

Взгляды на природу труда К. Маркса:

- труд – это целенаправленная деятельность;

- труд носит предметный характер;

- труд носит орудийный характер;

- труд материализуется в предмете труда: из формы деятельности переходит в форму бытия, в форму предмета; изменяя предмет, труд изменяет свою собственную форму, т. е. преобразует самого трудящегося человека;

- труд носит общественный характер, поскольку в труде человек «подчиняется чужой воле», в результату своего труда он относится как к «, чужому результату», «так труд, отрицаемый как изолированный труд, на само деле является утверждаемым общественным или комбинированным трудом».

Историческое разделение труда по различным отраслям и видам деятельности (разделение на профессии) рассматривается как условие прогресса, так как в результате повышается качество производства. Разделение труда (особенно на труд «физический» и «умственный») рассматривается также как основное условие возникновения социального неравенства и классов, так как были выделены те, кто управляет, и те, кто подчиняется.

Труд существует в двух основных формах:

 

«Живой труд» (сам процесс труда, сама трудовая деятельность)   Абстрактный труд, выраженный в стоимости произведенных благ

 

При этом часто имеется несоответствие между затраченным трудом и его стоимостью (работник не всегда получает соответствующее вознаграждение). В результате несправедливого распределения абстрактного труда происходит «отчуждение труда от капитала», когда тот, кто не занимается «живым трудом» может иметь много денег. Деньги (капиталы) могут рассматриваться как своеобразные «частички человеческих душ». По К. Марксу, важнейшим результатом труда является не производимый товар, а сам «человек в его общественных отношениях».

В качестве идеала для К. Маркса выступает «гармонично развитый индивид», понимаемый как работник, постоянно сменяющий различные виды деятельности, осваивающий их и становящийся разносторонним человеком, лучше осознающим свое место в мире.

Попытку связать рассуждения К. Маркса с психологическим пониманием труда сделал Э. Фромм[2]. Говоря об «отчужденном труде», он определяет его как потерю человеком идентичности, как разъединение (отчуждение) человека от дела, которым он занимается, в результате чего «утрачивается ценность самого труда» и на первое место выходит ценность «продажи своего труда». В такой ситуации человек из субъекта труда превращается скорее в «товар» на «рынке труда и услуг».

Главной психологической особенностью трудящегося человека становится его «идентичность своему делу», но открытым остается вопрос, каковы же смыслы трудовой деятельности, которые во многом и определяют труд конкретного человека. Введение понятия «чувство (или ощущение) собственной значимости» позволяет выделить смыслы трудовой деятельности конкретных людей. В психологическом смысле люди обмениваются чувствами собственной значимости (чувствами элитарности), при этом каждым человеком само чувство собственной значимости (чувство элитарности) понимается по-своему, что порождает различные спекуляции и манипуляции по этому поводу.

Еще одним аспектом психологического рассмотрения является ситуация, когда у человека несправедливо забирают большую часть заработанного вознаграждения, тем самым лишая его гордости и радости за свой труд. И тогда получается, что тот, кто четно и эффективно трудится, не всегда радуется этому, а тот, кто научился дорого продавать свой менее качественный труд или научился несправедливо перераспределять («оттягивать») чувство собственной значимости у других людей с помощью различных коммуникативных игр и приемов, тот и ощущает себя намного лучше («элитнее»).

Таким образом, именно выход на смысловую составляющую труда позволит в перспективе значительно расширить возможности собственно психологического анализа профессиональной деятельности.

 

Если соотносить понятия труд, учеба, игра, отдых, то надо помнить о том, что труд – это, прежде всего, целесообразная продуктивная деятельность, имеющая определенный результат.

Профессиональная деятельность – это, прежде всего, трудовая деятельность. Что может помешать человеку реализовать себя в труде? Какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной реализации в профессии? Е.А. Климов выделил следующие основные «предрассудки» о труде:

- идеал «легкого труда» – например, образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе, не напрягающего свою память, не переживающего и не волнующегося за свою работу;

- наивный энтропизм, проявляющийся в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты в простые схемы. Между тем любая реальная общественная и психологическая система находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых отношениях и задача психолога – помогать человеку обнаруживать противоречия жизни и использовать энергию этих противоречий для саморазвития;

- душеведческая «слепота» – неспособность «со-переживать и со-веселиться другому человеку», так как очень часто психолог опирается не только на свои методики, но и на данные бесед, наблюдений, на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека;

- презумпция превосходства «ученого» над «практиком» – те, кто считают себя «учеными» начинают учить «практиков», хотя так называемые практики часто имеют гораздо больший опыт (и даже более обобщенный) решения тех или иных человеческих проблем. Большинство выдающихся психологов (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К Роджерс и др.) – выходцы из практики.

В основу разработки деятельностных теорий в отечественной психологии труда советского периода легли подходы К. Маркса и Ф. Энгельса. В частности, А.Н. Леонтьев связывал появление человеческого сознания с возникновением и развитием коллективного труда. При этом сам коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим:

1. Это разделенный труд, где каждый член группы выполняет трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны.

2. Труд, имеющий промежуточный результат, который для отдельного человека выступает как самостоятельная цель, таким образом, появляется новая единица – отдельное трудовое действие.

3. Данная деятельность в плане психического отражения сопровождается переживанием смысла действия.

4. Развиваются речь и язык для координации коллективных действий.

Развитие человека и человеческого труда сопровождалось развитием способности выбирать, а значит – планировать свою деятельность, что и послужило основой для формирования человеческого сознания и его особой трудовой субъектности.

На основании представлений К. Маркса о специфичности труда человека В.Д. Шадриков выделяет три взаимосвязанных аспекта трудовой деятельности:

предметно-действенный (в котором человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда) физиологический (как функция человеческого организма) психологический (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных св-в)

Е.А. Климов выделил основные психологические регуляторы труда:

1) образ объекта труда (чувственный образ; репрезентативный образ, например память, воображение);

2) образ субъекта труда (актуальный «образ Я »; обобщенный «Я -образ» - представление себя во времени, представление себя представителем профессии, членом общества);

3) образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений (потребности, эмоции, характер, направленность личности и ее мировоззрение).

Е.А. Климовым выделены также более конкретные психологические признаки труда:

1) сознательное предвосхищение социально ценного результата;

2) сознание обязательности достижения заданного результата;

3) сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности;

4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях.

Например, если человек в отпуске за рамками своих непосредственных обязанностей совершает какое-либо полезное действие, соответствующее всем отмеченным выше признакам, то этот человек трудится («Жена писателя никак не может понять одного: когда писатель глазеет в окно, он тоже работает» Б.Рэскоу). И наоборот, если человек на своей работе не осознает цели своего труда или не осознает ответственности, то о труде в полноценном психологическом понимании говорить не приходится. По сути, главным в психологическом понимании труда является то, что происходит на уровне сознания.

Е.А. Климовым выделены также основные эргатические функции (от греч. ergon работа, труд), которые являются основой для различных видов трудовой и профессиональной деятельности.

С развитием производства и управления часть трудовых функций передается техническим устройствам. Поэтому возникает необходимость в анализе труда прибегать к более широкому понятию – эргатические функции, которому подчинены более частные понятия:

- трудовая функция (человека);

- трудовая функция средств труда.

Трудовые функции любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда.

функции СРЕДСТВ ТРУДА состоят в снятии ограничений и увеличении возможностей человека (группы людей) как субъекта труда в достижении целей в определенных обстоятельствах.

ЭРГАТИЧЕСКИЕ функции любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда).

ЭРГАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА – наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т.е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий). Формально эргатическую систему можно представить в виде человек – машина – среда – социум – культура.

Перечень основных эргатических функций (по Е.А. Климову – В.А. Толочеку) представлен в таблице 1.

Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: