О молитвенном правиле и душевном мире
Вопрос о молитвенном правиле тесно связан с вопросом обретения душевного мира, которого не имеют многие люди. Как на одно из следствий утраты душевного мира можно указать на появление остро-ощущаемого чувства одиночества. Многие люди жалуются на одиночество, говорят, что от них отстраняются близкие.
Чтобы разобраться в причинах возникновения чувства одиночества, нужно учесть и взвесить множество факторов. О некоторых из них рассказывалось в цикле бесед «Когда жизнь становится игрой, а игра—жизнью», в беседах 13, 14, 15, 16[1]. Одиночество—проблема многогранная, и утрата душевного мира—лишь один из ее аспектов.
Вот зарисовка из нашей будничной реальности. Женщина на улице в резкой форме делает замечание подросткам, которые мусорят возле ее подъезда. Те в ответ огрызаются. Вспыхивает привычная перепалка. Уже зайдя в подъезд, женщина продолжает бранить и подростков, их родителей, а заодно городскую администрацию, потом разговаривает по телефону, рассказывая о происшедшем, потом включает телевизор. С экрана также льется очередной поток агрессии. Такой образ жизни воспринимается как вполне естественный.
В такой атмосфере, в таких условиях жизни душа человека глохнет, закостеневает, характер становится «трудным», неуживчивым, конфликтным. Помыслы в голове его беспорядочно роятся и путаются. Он словно заплутал и по жизни, и в самом себе. И он даже не ощущает бедственности своего положения в силу своей «оглушенности». Эту нечувствительность можно уподобить нечувствительности обмороженных рук, которые не ощущают, например, даже боль от укола иглой.
|
Тем не менее, пусть человек и не чувствует остро страдания и боли—от наличия этого нечувствия счастливым он не становится. Хотя он не осознает, что конкретно ему не дает покоя, но ощущает тяжесть непонятной тревоги, в мыслях подспудно словно мелькает сигнал «что-то не так»... Однако сознание настолько подавлено суетой и потоком всевозможных ТВ-образов, что даже уяснить причину возникновения подобной тревоги очень сложно. Человек, например, пытается успокоить себя тем, что просто забыл с утра поесть... Правда, потом понимает, что от сытной еды ни покоя, ни радости не прибавилось. И всё-таки из этого состояния постоянной тревоги и неудовлетворённости нужно как-то выбираться. Преодолеть его возможно на пути к обретению душевного мира. В состоянии душевного мира человек понимает, насколько несчастной и неестественной была жизнь в прошлом. А осознав—начинает меняться.
Один человек до принятия Православия увлекался и буддизмом, и кришнаизмом, изучал всевозможные психотехники для входа в различные изменения сознания, свои «духовные» поиски он стимулировал наркотиками. Различные изменения сознания, вызываемые психотехниками и веществами, казались ему интересными и прогрессивными. Только придя в Православие и ощутив душевный мир, он понял, насколько эти состояния измененного сознания были противоестественны. Позднее он говорил, что эти искусственно вызванные состояния ассоциируются для него с чем-то пластмассовым.
Почувствовать «подделку» стало возможным благодаря тому, что в душе его зазвучал некий камертон, подобный тому, что помогает певцам услышать звучание чистой ноты и сберечь это звучание в памяти, настраивая по нему звучание голоса. Таким камертоном и является для нас душевный мир. Когда человек находится в мирном устроении духа, он сразу видит различие между полезным и неполезным. Допустим, в сознание внедряется какая-то деструктивная информация — человек ощущает, что ему плохо, что он теряет внутреннее равновесие. Он также почувствует внутренний дискомфорт от погружения в бессмысленную суету, гонку, тысячи никому не нужных мелочных забот. А без внутреннего камертона эта привычная круговерть, лишенная смысла, кажется вполне нормальной жизнью...
|
Чтобы этот верный «тон» зародился в душе, для начала хорошо бы постараться пораньше ложиться спать — тогда удастся и вставать пораньше. Проснувшись раньше, можно найти время для чтения Евангелия и Псалтири. Евангелие и Псалтирь – это Богодухновенные книги. Они очищают и просвещают ум, задают тот самый верный «тон». Если времени мало, то утреннее молитвенное правило можно послушать по дороге на работу. Или же во время сборов на работу, одеваясь, умываясь и пр., можно читать правило прп. Серафима Саровского: трижды молитву «Отче наш», трижды – «Богородице Дево, радуйся...» и один раз «Символ Веры».
Утром до молитвы, если возникает такое душевное расположение, очень хорошо класть поклоны. О поклонах можно почитать в книге свт.Игнатия (Брянчанинова) «Приношение современному монашеству», в главе «О поклонах». После ее прочтения совершение поклонов будет более осмысленным. Что касается количества поклонов, святитель советовал «испытывать» себя. Что это значит — об этом можно прочесть в указанной главе. Сначала делаем поклоны без счета, но прислушиваясь к себе, и бывает, что совесть, разум и тело подсказывают, на каком количестве поклонов следует остановиться. Человек делает поклоны — и вдруг наступает некое утомление, возникает ощущение будто «камешек лёг в ложбинку».
|
Как и любое дело, совершение поклонов должно быть разумным. Если назначить себе слишком большое количество, может появиться нервозность, спешка, раздражение от боязни не успеть. Если же поклонов будет, напротив, слишком мало, человек может так и «не согреться», не утомиться, а значит, не добиться искомого плода - успокоения. Важно обрести золотую середину, когда человек действительно потрудился в молитве, но не чрезмерно (чрезмерное усилие нередко ведет к охлаждению и полному оставлению молитвы впоследствии). Если определиться с количеством поклонов все-таки не удалось, можно начать делать по 50 поклонов – это не слишком мало и не слишком много. Кто-то назначает себе 150 поклонов, хотя бы поясных, успевая за время их совершения оторваться от суеты и сумятицы помыслов. Оторваться от сумятицы помыслов – это и значит прикоснуться к тому, что обозначается выражением «прийти в себя». 150 поклонов – это число, которое утром поможет согреться, взбодриться и задать уму «тон» на весь день.
Если духовный отец благословит, то поклоны можно делать и вечером. Можно даже не каждый день. Бывают такие дни, когда человек возвращается домой (в келью) подавленный, расстроенный, все у него валится из рук. Он пытается как-то прийти в себя. В этом случае тоже может помочь совершение 150 поклонов — хотя бы поясных.
Кто-то делает поклоны в случае бессонницы, когда никак не удается заснуть. У бессонницы может быть множество причин, обсуждать которые сейчас не совсем уместно. Скажем лишь вкратце. Порой сон не приходит потому, что организм взбудоражен большим количеством принятой пищи. Или совесть сильно обличает. Тогда можно встать и начать делать поклоны не считая. В какой-то то момент наступает утомление и тело словно говорит «хватит!» («камешек лёг в ложбинку»). Кроме поклонов, кто-то во время бессонницы слушает аудиокниги духовного содержания. Есть, например аудио-видеокниги по творениям Марка подвижника, озвученный текст сопровождается красивой, успокаивающей музыкой.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет, что сперва нужно прочесть Иисусову молитву, а потом сделать поклон. Но в условиях нашего времени, когда человек вынужден спешить на повседневные дела, не терпящие отлагательств, поклоны и молитву по необходимости приходится совмещать. Произносим «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй-(после «помилуй» делаем поклон)—мя» (встаем после «мя»). Совершать поклон именно после слова «помилуй» советовал, кажется, старец Никодим Карульский.
Задав себе таким образом настрой, или тон, на целый день, важно внимательно и трезвенно следить за собой, чтобы не пропустить наступление рассеянного состояния. Оно может возникнуть из-за обилия дел, впечатлений, слов, суеты. Это рассеянное состояние пагубно сказывается и на работоспособности человека. Приходится тратить больше времени на выполнение работы, что-то переделывать заново. Смущение, раздражение, сумятица в душе все нарастают. В этой ситуации необходимо остановиться. Хорошо бы иметь всегда под руками книгу духовного содержания (пусть не в бумажном виде, так в электронном, например, на планшете или мобильном телефоне). Нужно прочесть хоть несколько страниц. Духовные книги обладают способностью «оковывать внимание», по выражению свт. Феофана Затворника. Такие книги рассказывают о человеческой душе. Читая духовную литературу, человек ощущает, что прочитанное имеет отношение и к его душе, и это помогает уму собраться. Было бы замечательно посвящать чтению духовной литературы хотя бы 15 минут ежедневно, выделив для этого в своем расписании определенное время. О важности такого духовного чтения пишет, в частности иеромонах Серафим (Роуз) в книге «Человек против Бога», (см. главу «Ежедневная духовная пища»).
Обычно выделить время как на молитву, так и на чтение не удается. Есть неотложные дела, в голове множество мыслей о том, что еще необходимо успеть. Чтение и молитва откладываются «на потом», а потом уже не остается сил или появляется еще одно очередное, срочное дело. Поэтому, чтобы не лишать себя духовной пищи, нужно четко и твердо выделить в своем дневном распорядке определенное время и для духовного труда. Например, вы решили, что будете читать и молиться в 15.00. Значит, при наступлении этого часа беретесь за молитвенник или книгу неукоснительно. Если в течение дня возникает стремление помолиться дополнительно, можно почитать покаянный канон.
У кого-то возникает желание читать Иисусову молитву. В этом случае по возможности нужно выделить полчаса для того, чтобы посвятить это время осмысленному и сосредоточенному произнесению молитвы. Важно направить все внимание на смысл молитвы, а не на их количество. Нужно постараться отвергать в этот момент любые помыслы — и плохие, и хорошие. Стремиться к тому, чтобы не думать ни о чем, сконцентрировавшись на словах молитвы. О правильном делании Иисусовой молитвы можно прочесть тоненькую, но очень содержательную книжечку Николая Новикова «О молитве Иисусовой: Аскетический трактат». Она составлена на основе трактата священника Антония (Голынско-Михайловск ого). В трактате даны конкретные рекомендации, сколько раз читать Иисусову молитву. Речь идет о счете на сотни, но вопрос о количестве молитв, конечно, нуно обсуждать с духовным отцом. Упомянутая книга нужна для того, чтобы дать представление о задачах и самом духе такого молитвенного делания. Творя Иисусову молитву, нельзя воображать себя каким-то «аскетом», не нужно стремиться к «особому настрою». В рекомендуемом «Аскетическом трактате» как раз очень доступно и ясно раскрывается цель, дух и смысл Иисусовой молитвы.
Некто из духовных авторов давал такой совет: молясь Иисусовой молитвой, «ничего не придумывай». Другой духовник наставлял, что мирян, совершающих Иисусову молитву, не следует настраивать на какой-то особый, аскетический лад.
Отец Антоний в своем трактате тоже дает понять, что к Иисусовой молитве человек приступает как имеющий нужду избавить ум свой от помрачения. Важно помнить именно это о цели Иисусовой молитвы.
Навык Иисусовой молитвы поможет избежать того «помрачения ума», когда в голове царит полный хаос помыслов, идей, образов.
Об этом состоянии и средствах его преодоления рассказано в цикле бесед, объединённых названием «В СИСТЕМЕ («Волшебная лампа Алладина»[2]). Эти беседы являются частью цикла «Обращение к полноте» (обращаясь к полноте, человек выходит из системы ложных мыслей, в которую попал).
Выше уже говорилось, как важно по возможности ложиться пораньше спать, чтобы иметь возможность, соответственно, пораньше встать. Не менее важно следить за тем, чтобы не завершать день, не отходить ко сну в состоянии внутреннего «раздрая», сумбура мыслей и чувств, воспоминаний о событиях, ошибках, образах. Нужно постараться прийти в себя. Для этого необходимо испытывать свою совесть, в течение 10-15 минут анализируя прошедший день (лучше всего это делать перед тем, как ложиться спать). Если время не слишком позднее, полезно почитать книгу духовного содержания, а после—помолиться. О том, как можно постараться прийти в себя, рассказывается в 11 беседе цикла «Тирания мозга» (если Господь благословит, то данный вопрос будет подниматься и в цикле «Когда жизнь становится игрой, а игра—жизнью в разделе «Экстрим и уныние»; проведение бесед «Экстрим и уныние» запланировано на лето 2016 года).
Вечером, если есть время и возможность, можно прочесть вечернее молитвенное правило целиком. Если же времени мало, можно снова прочесть то молитвенное правило прп.Серафима, о котором уже говорилось. Вечер является как бы итогом дня. Когда день прожит в сумбуре, суете, то вечером ощущается тяжесть, тревога, подавленность. На молитву тоже влияет весь прожитый день, то, как вел себя человек до молитвы. Если рассеянно, то—во время молитвы будет очень тяжело собраться, сосредоточить ум. Бессмысленное поглощение тв-образов приведет к тому, что во время молитвы они станут постоянно всплывать в сознании. Поэтому, стремясь к подлинной молитве, человек должен позаботиться и о том, чтобы упорядочить свою «внешнюю» жизнь. Об этом часто напоминал и отец Антоний, книга которого упоминалась («О молитве и о том, как упорядочить жизнь, речь шла и в беседах «На что обратить внимание, приступая к молитве. Несколько слов о душевном мире и духовном руководстве»[3]).
Молитвенный навык, установившийся режим и правило, помогают противостоять вхождению в страшное состоянию, которое можно назвать «В СИСТЕМЕ ». «В СИСТЕМЕ»—так можно условно обозначить состояние, когда человек попадает в замкнутое кольцо ложных мыслей. Когда человек находится в этом состоянии, онодержим моноидеей, какой-то одной мыслью.В его сознании крутятся слова «все рухнуло», «все бессмысленно», «жить больше незачем» и тому подобное.
Какой-то аспект внешней или внутренней жизни гипертрофируется, преувеличивается до невероятных масштабов, а прочие стороны жизни нивелируются, как бы отходят на второй план, скрываются. Человек забывает о Промысле Божием, о добрых качествах своего знакомого, которого внезапно возненавидел, и так далее.
Один монах рассказывал о своем опыте месячного пребывания в подобном состоянии. Ему казалось, что жизнь закончена. В его сознании все представлялось настолько ужасным, что просто «дальше некуда». Духовник монаха говорил, что это искушение и через месяц все пройдет, нужно только не бросать молитву и потерпеть. Монах не верил словам духовника, но действительно через месяц это состояние прошло. Когда оно проходит, человек даже удивляется, как он мог переживать и расстраиваться. Человек даже пишет заметки, почему он не может так дальше жить. Мысли, которые он излагает, попав в «систему», кажутся ему на бумаге невероятно правдоподобными и логичными. Однако избавившись от этого состояния, он видит, что мысли были больные, искаженные, бредовые. Выйдя из «системы», человек даже не понимает, как он мог переживать из-за таких незначительных вещей, но, находясь в «системе», человек не осознает того, что находится в «системе бредовой».
Пережив подобный страшный опыт, монах вынес такую мысль. Когда ты находишься в указанном состоянии, все внутри тебя как будто говорит, что не надо молиться, но главное состоит именно в том, что как раз нужно молиться. Если остается связь с Богом, то человек выйдет из состояния, потому что, можно сказать, в человеке как бы присутствует кольцо, за которое Господь выдернет его из «болота» (из «системы»).
Чтобы сохранилась связь с Богом, нельзя оставлять молитвы, но как раз молитву люди и оставляют, попав в «систему». Хочется опустить руки, предаться унынию, лечь на диван и, как говорил один молодой человек, побывавший в подобном состоянии,—«сдохнуть».
Именно в этой ситуации на помощь приходит ранее установившийся режим, правило. Допустим, человек хочет лечь на диван, но видит, что часы показывают 15-00: пора начинать молиться и, совершая свое правило, потихоньку начинает выходить из состояния «бредовой системы». Навыки, выработанные прежде, продолжают свою работу и после «вхождения в систему» и, следовательно, помогают выйти из этого страшного состояния.
P.S.: Размышляя о мере и количестве молитвенного правила, можно соотноситься с тем тезисом, который сформулировал о.Антоний, — молитва избавляет ум от помрачения. Эта цель достигается при приобщении ума к благодати. Помня два этих тезиса, можно обрести опорные точки для определения меры и содержания молитвенного правила.
P.P.S.: Данная статья носит лишь ознакомительный характер. Ее цель — помочь читателю задуматься о целях и о смысле молитвенного правила. А мера и содержание молитвенного правила конкретного человека определяется в результате его общения с своим духовником.
***
[1] URL: https://solovki-monastyr.ru/abba-page/narcomania.
[2] Там же.
[3] Там же.