С весенними водами рыба сходила с верховьев рек Костромы, Соти, Касти, Узоксы; основная же масса рыбы поднималась с Волги. Методов ловли рыбы было несколько. Летом рыбу ловили только для потребительских нужд, на праздники, для повседневной еды немного. За лето в озёрах рыба выгуливалась, набирала вес. Как наступали заморозки и реки-озёра покрывались льдом, начинался основной лов. Пойманную живую рыбуотвозили на специально устроенное на льду гумно, где перемешивали со снегом, чтоб не смерзалась, и хорошо промораживали. Затем сортировали по видам, мелочь — вандыш — просеивали через металлическую сетку, освобождая от снега и льда, складывали в корзины и увозили в деревню. Сдавали торговцам рыбой, делили по паям,везли в город продавать и т.д. Таким методом воду из озера за декабрь-январь спускали почти до дна, а вместе с ним и всю рыбу, крупную и мелочь. Часть рыбы, которая не смогла сойти, прижатая льдом, задыхалась. Но с наступлением весеннего половодья, благоприятных условий дляестественного нереста к следующему лету все озёра вновь кишели рыбой, и так продолжалось веками.До сооружения водохранилища запретов на лов рыбы во время нереста не существовало. Наоборот, во время нереста шёл основной лов. Летом на реках были все: и мужики, и маленькие ребятишки. Но на удочки взрослые рыбаки никогда не ловили, считали детской забавой и тратой времени. Но ребята этим любили заниматься, особенно лазить по колодам во время купаний.
Торговля в городе рыбой велась на берегу Волги у Молочной горы — прямо из лодки, живой; покупали как население, так и для ресторанов — оптом. Тут уже, по привозу и наличию, назначаласьопределённая цена. Бывали случаи, когда приходилось продавать дешевле, чем купили у рыбаков.
|
Летом рыбу возили и на лошадях — в корзинах со льдом, уже охлаждённую, и продавали вмясном ряду рынка или сдавали прямо в ресторан. География сбыта – продажи рыбы была обширна. Зимой и летом много рыбы возили продавать по сёлам-деревням: в Шунгу, Саметь,Яковлевское, город, в
Рис. 3 Фрагмент территории до затопления
Рис. 4 Космический снимок Kostroma-sea
близлежащие сёла Ярославской области: Привалово, Слоново, Закобякино, Шигино. Особенно много возили продавать рыбы зимой в торговое село Середа Ярославской области. Там были большие базары, и рыба пользовалась большим спросом.[3]
Рис. 5 |
|
Рис. 6 Портрет Н.А. Некрасова | В августе, около Малых Вежей, С старым Мазаем я бил дупелей.» «Дети, я вам расскажу про Мазая. Каждое лето домой приезжая, Я по недели гощу у него. Нравится мне деревенька его: Летом ее убирая красиво, | Исстари хмель в ней родится на диво, Вся она тонет в зеленых садах; Домики в ней на высоких столбах (Всю эту местность вода понимает, Так что деревня весною всплывает, Словно Венеция). Старый Мазай Любит до страсти свой низменный край[5]. |
Рассмотрите фрагмент карты – рис. 3. Найдите на ней село Вежи, описанное писателем в своем стихотворении
Знаменит был этот край ещё одним промыслом – изготовлением крестьянской обуви – лаптей. Процесс плетения был сложный. Каждую липку толщиной в 2–3–4 см нужно было распластать по сердцевине длиной в 1,5–2 метра, а потом, переломив её в нескольких местах, отделить кору-лыко от древесины, затем снять верхний слой коры, выровнять вершину и корень лыка по ширине. Сухое лыко сначала вымачивали в пруду-реке, свивали из лыка оборье-верёвочки, которым опутывали ногу, чтоб не сваливались лапоть с ноги и портянка с ноги-голени, затем заплетали с носка (пока без колодки), а потом, когда носок получится, сажали на колодку по размеру.
В 20–30 годы, да и раньше, деревенские дети в школу ходили большей частью в лаптях. С конца Великой Отечественной войны на смену лаптям стали появляться резиновые сапоги, которые принялся массово производить Ярославский завод резинотехнических изделий. Жители решили перепрофилироваться — лаптей стали плести меньше, а больше заготавливать мочала, из которого делали мочалки для мытья в бане и возили их продавать в Ярославль, Кострому, Вологду, где был на мочалки большой спрос.[6]
|
Многие жители этих мест владели ещё одним искусством – плетением корзин. Корзины имели разное назначение: бельевые, круглые с редким дном — для картошки, хмелевые — для щипки хмеля, охотничьи — с окнами и перегородками для подсадных уток, с которыми ходили-ездили на охоту. Большие двуручные, для перевозки картофеля и овощей. Короба-сундуки, где хранили различную хозяйственную утварь. Большие сенные корзины, из которых раздавали сено скоту, овцам, лошадям на дворах. Бельевые с крышкой, в которых носили завтраки на сенокос. Маленькие — ребятишкам за грибами-ягодами ходить. И многие другие.В 1935–38 г. в Вёжах была организована учебная мастерская по плетению, где обучалось много наших ребят. Приезжали закупать их из других мест, где не было возможностей их плетения. С созданием водохранилища места роста прута исчезли под водой.[7]
С древних времён сельские жители носили домотканую одежду, рубахи-подштанники, дети повсеместно ходили в домотканой одежде. Ткали постельное бельё, навины, полотенца, скатерти и шерстяные портянки на пеньковой основе (онучи) для ношения в лаптях, дерюги. Примерно с начала XX века для ткачества стали покупать в городах хлопчатобумажную нить фабричного производства. А до этого для ткачества пряли вручную на прялках лён, пеньку, крутили на веретене, подвешенном к потолку. Ткацкий труд был тяжёлый, после каждого хлопка, челнок вручную нужно было отправлять в обратную сторону. Поэтому посменно садились за стан все женщины семейства: бабушка, мать, снохи, дочери, иногда ткали и мужики. Вытканные ткани, называемые навиной, расстилали в огороде (или в другом месте) на наст для отбеливания, летом расстилали на росе по раннему утру. А холсты красили, варили в коре различных деревьев: ольхи, ивы, дуба, крушины и других; особенно красивый, коричневый цвет был из ольхи.[8]
Владели местные жители и ещё одним нужным и важным промыслом – сетевязанием. Полотно для мережи вязали из очень тонкой нити, поэтому искусство прядения требовало большого мастерства. Не каждая женщина могла выпрясть такую нить. Для изготовления ветелей (ловушек) требовалось для каждого 5 колец и дуга. Их изготавливали из черёмухи, рябины — она была гибкая, не ломалась. Для мереж требовалось большое количество поплавков, а для грузов — камешков с дырочкой, величиной с куриное яйцо; на каждую мережу их требовалось по 40 штук; первые изготовляли из берёсты, делали-вырезали заготовки, опускали в крутой кипяток, а потом накручивали на палку, чтоб в середине была дырка для тетивы. Камни-грузила делали гончары из отходов глины при гончарном производстве, их покрывали краской-глазурью и обжигали.К началу 30-х годов появились сетевязальные фабрики, и нужда в большей части сете материалов ручной вязки отпала.
Заключение
Вот уже 58 лет (1956 г.), как создано Костромское водохранилище, или, как его называют, Костромское море. Сотни лодок и катеров, тысячи рыболовов бороздят его воды. Известность его распространилась далеко за пределы области. На создание этого моря затрачены огромные материальные средства. Там работали несколько лет, сотни автомашин и тракторов, несколько (6–8) земснарядов. Ведь, чтобы подготовить ложе моря, нужно было вырубить тысячи гектаров лесов и кустарников, переселить около 20 населённых пунктов — сёл и деревень. А ведь такие сёла, как Куниково, имели более четырёхсот дворов, а Мисково и Жарки — и того больше.
А что сегодня дает этот мелководный бассейн водохранилища? В год вылавливается 50–60 тонн рыбы всеми категориями рыбаков; это промысловики, любители и браконьеры. На долю водохранилища приходится энное количество кВт-ч. электроэнергии, вырабатываемой Горьковской ГЭС. А в марте месяце каждого года при понижении уровня воды в Волге с мелководий водохранилища стекают тысячи кубометров тухлой воды, которую костромичи пьют. Время идёт, история остаётся. А что было на дне рукотворного моря 70–100–150 лет назад, знают уже единицы людей, и то по рассказам старожилов.[9]
Населения, скрытые сегодня водами Костромского моря, за несколько веков их существования обрушивались большие катастрофы и стихии. Часто были пожары, когда выгорали дотла сёла и деревни, но народ не разбегался, а противостоял — жили в землянках, в других деревнях у родственников, в банях, амбарах. Природа и условия им тут помогали: лес для постройки был рядом, вырубали его бесплатно, сплавляли по воде до самого дома. В таких случаях все объединялись и сообща преодолевали трудности. И за 1,5-2 года снова обустраивались. Выстраивали новыедома. Были ураганы, эпидемии. Были стихии и другого порядка, но стихии шли от Бога и природы, и она, природа, урон восполняла. А вот рукотворные катастрофы невосполнимы, так как они сотворены руками и разумом человека.[10]
ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ
1. Почему параграф называется «Костромская «Атлантида»?
2. С какой целью создавалось Костромское «море»?
3. Составьте систематизирующую таблицу «Занятия и ремесла жителей края до создания «моря». Включите в таблицу следующие графы: вид деятельности; используемое сырье; получаемая продукция.
4. Составьте словарь, объяснив значение следующих слов: вандыш, мережи, оборье, ветеля, онучи.
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. 4 вопроса и задания содержатся в самом тексте предлагаемого параграфа.
2. Для написания текста параграфа использованы фрагменты реферата «Костромская «Атлантида», написанного капитаном команды Груздевой Наталией для городского Дня науки в 2014 году.
Источники информации
1. География Костромской области. Учебное пособие для средней школы, Кострома 1995год.
2. География России. Природа и население. 8 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. А.И. Алексеева. М.: Дрофа, 2011.
3. https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
4. https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/160.php - Переселение из зоны затопления будущего Костромского моря (1952–1955 годы)
5. https://kostromka.ru/zontikov/nekrasov/171.php - Шода и Вежи – Край Деда Мазая в конце 30-х годов.
6. https://ru.wikipedia.org
7. Церковь Спаса Преображенья из села Вёжи https://imgfotki.yandex.ru/get/3208/yuricon2007.b/0_25526_fa9ed570_XL.jpg
8. Портрет Н.А. Некрасова https://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/746/4746704_1243787863_img193.jpg
[1]https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
[2]https://ru.wikipedia.org
[3]https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
[4]https://kostromka.ru/zontikov/nekrasov/171.php - Шода и Вежи – Край Деда Мазая в конце 30-х годов.
[5] Н.А. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы»
[6]https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
[7]https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
[8]https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
[9]https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/98.php - О прошлом деревни Вёжи под Костромой
[10]https://kostromka.ru/kostroma/land/04/piskunov/160.php - Переселение из зоны затопления будущего Костромского моря (1952–1955 годы)