В педагогических энциклопедиях игрушки трактуются как условное изображение реальных предметов; вещь, специально созданная для развлечения детей и обучения их в живой, увлекательной форме; одно из важных средств развития и воспитания ребёнка.
Игрушка – специальный предмет, созданный для игры и не имеющий другого функционального назначения.
В игрушке в обобщённой форме переданы специфические особенности реального объекта, которые диктуют способ её использования. Условность и обобщённость позволяют использовать игрушку как многофункциональный объект. Очень реалистичные игрушки, как правило, детям быстро надоедают.
Основными функциями игрушки являются: культурологическая, эстетическая, гуманизирующая, воспитательная, информационная, образовательная, креативная, когнитивная, функциональная, технологическая, коммуникативная.
Игрушка выступает условным образом предметов окружающего мира, своеобразным обобщённым эталоном окружающей материальной действительности.
Ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребёнка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребёнка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на всё более высоком уровне.
Игрушки являются объектами игр детей и одновременно важным педагогическим средством их воспитания. Они используются как в самостоятельной деятельности дошкольников, так и при обучении их на занятиях.
Каждая игрушка соответствует тому или иному виду игр. При этом она должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной.
Как средство гармонического воспитания детей игрушка должна способствовать формированию любознательности, интереса к окружающему миру, проявлению гуманных чувств, развитию художественного вкуса и творческих способностей.
При отборе игрушек для детей разных возрастных групп педагог должен учитывать все её качества: функциональность, безопасность, эстетичность, привлекательность.
Действия педагогов по подбору материалов затрудняет обилие игрушек и пособий, появившихся в последние годы на рынке нашей страны, которое не всегда отвечает развивающей ценности и психофизической безопасности.
В соответствии с требованиями базисной программы «Пралеска» основными требованиями, предъявляемыми к игрушке, являются следующие:
1. Педагогическая целесообразность игрушки, которая определяется её соответствием задачам всестороннего развития личности ребёнка.
2. Соответствие игрушки половым и возрастным психофизическим особенностям развития ребёнка, специфике его игровой деятельности.
3. Развивающие возможности игрушки: максимальная открытость для разнообразных форм осмысленной активности ребёнка.
4. Многофункциональность игрушки: запас игровых возможностей, что обеспечит её многоплановое использование в разных играх.
5. Возможность игрушки инициировать совместные игры детей.
6. Простота и доступность игрушки: понятые по назначению и способу действия с ней.
7. Занимательность игрушки: она должна вызывать более или менее продолжительное удивление.
8. Способность игрушки поощрять самостоятельность ребёнка: оптимальное сочетание новизны и узнаваемости в игрушке, наличие задачи и ориентиров для её решения.
9. Современность игрушки: способность воплотить в себе и
передать детям «дух своего времени».
10. Соответствие игрушки требованиям художественного совершенства: она должна отвечать эстетическим идеалам общества, являться образцом прекрасного, источником воспитания хорошего художественного вкуса.
11. Эргономическая целесообразность игрушки: обеспечение посредством дизайна единства её функциональных и эстетических качеств.
12. Соответствие игрушки этическим требованиям: способность вызывать гуманные чувства.
13. Связь игрушки с культурными традициями своего народа.
14. Безопасность игрушки, прочность, простота в уходе.
15. Удобство в эксплуатации и хранении игрушки.
Исходя из указанных требований, при подборе игрушек для разных возрастных групп необходимо учитывать следующие рекомендации.
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки, которые дети перевозят с места на место и на которых возят кубики, катают кукол.
Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода), по содержанию и оформлению отражающие окружающий мир, близкий детям. Игровые действия с ними доступны, просты.
Подбор дидактических игрушек определяется задачами сенсорного воспитания и развития речи. Игрушки должны способствовать развитию восприятия предметов, их цвета, формы, величины и т. д., понимания и употребления слов, обозначающих различные свойства и качества.
С игрушками-забавами малыши ещё не умеют действовать сами, они лишь смотрят и радуются движению смешных заводных игрушек (танцующая обезьянка, бычок, прыгающая птичка и др.).
У детей средней группы роли в игре выделяются более отчетливо, и, кроме игрушек, им необходимы дополнительные предметы: матросские шапки, флаги, барабан, бинокль, трубка врача и т. д. Из строительного материала дети 4 лет создают более сложные постройки, чем малыши, поэтому он должен быть в разных наборах. Игрушки-забавы воспитанники средней группы сами приводят в действие.
Дети 4-5 лет умеют играть коллективно и использовать комплектные игрушки. Например, комплект игрушек «Домашние животные» вызывает желание совместно строить конюшню, стеречь стадо в поле и т. д.
Дошкольники старшей группы шире соприкасаются с жизнью. Их представления, опыт общения, организации игры позволяют использовать игрушки, которые дают возможность развития сложных сюжетов: игры в «путешествия», «театр», «школу», «зоологический сад» и др.
Широко должны быть представлены технические игрушки с ярко выраженными признаками и способами действия (наборы комплектов «Строитель», «Маленькая портниха», «Маленький художник» и др.), способствующие объединению детей.
Дети 6 - 7 лет проявляют большой интерес к играм спортивного характера. Движения у них более координированы, поэтому необходимы не только крупные, но и небольшие мячи для игр, для попадания в цель и другие спортивные игрушки, развивающие мелкую мускулатуру, совершенствующие координацию, точность движений. Детей интересуют игры, требующие ловкости, усилия, тренировки. Для этого нужны такие игрушки, как детский крокет, бильбоке, кегли, городки. В летнее время детям дают спортроллер, в зимнее – лыжи и коньки.
Большое значение приобретают театральные игрушки, составляющие необходимый реквизит для оформления игр-представлений, игр-драматизаций: костюмы и их отдельные детали, маски, игрушки, изображающие бинокли, трубы, орудия труда.
Появление в группе новой игрушки – всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому игрушкой, он показывает её и подчёркивает присущие ей свойства, качества.
Предлагая игрушку, изображающую взрослого, ребёнка, зверушку, воспитатель проявляет своё положительное отношение к ней, тем самым возбуждая такое же отношение у детей.
При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действий с ними.
Появлению весёлой, забавной игрушки предшествует интригующее предупреждение. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.
Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно об этом предупредить детей, показать способы обращения с нею, чтобы избежать огорчения при её поломке, порче.
Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях, принимают её в свой мир.
Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют более медленного внедрения, неоднократного обыгрывания.
Например, при ознакомлении с куклой, в образе которой отражён привлекательный, но малознакомый человек, дети проникаются чувством симпатии к ней, но как играть – не знают. Игры сводятся к тому, что они производят лишь типичные игровые действия: кормят куклу, укладывают спать, одевают и т. д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает разнообразные игрушки – «спутники» куклы: её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т. д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней все необходимое, на что следует обратить внимание детей, педагог организует игру с новой игрушкой.
Особую роль приобретают вопросы безопасности игрушек. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 213 утверждены санитарные правила и нормы 2.4.7.14-34-2003 «Игрушки и игры. Гигиенические требования безопасности. Методы контроля. Требования к производству и реализации». Данным документом определены требования к сырью и материалам для изготовления игрушек; гигиенические требования безопасности; организация производства и реализации игрушек; методы контроля; сырьё и материалы, запрещённые для производства игр и игрушек (ГОСТ 25779 – 90).
К белорусской игрушке предъявляются особые требования: она должна быть, прежде всего, национальной, воспитывать культуру, выражать отношение ребёнка к обществу и к семье, быть привлекательной, содержать в себе развивающие функции. Игрушка всегда была тесно связана с культурой, укладом жизни, семейным строем.
В настоящее время наметились тенденции роста импортируемой игровой продукции на фоне сокращения продукции отечественного производства. Игрушки становятся излишне натуралистичными, теряют выразительность. Часто в магазинах можно встретить игрушки, повторяющие признаки манекена. Сюжетные игрушки уступают место техническим, компьютерным.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребёнка.
На территории Республики Беларусь не допускается распространение игр и игрушек, негативно влияющих на здоровье и эмоциональное благополучие детей. Экспертизу детских игр и игрушек проводит «Национальный институт образования», в котором для этого создан специализированный экспертный совет.