Образовательная и воспитательная ценность игрушки




В советской психологии одним из первых поставил вопрос о необходимости исторического исследования игрушки для построения полноценной теории игры Е.А. Аркин. Он сопоставил игрушки детей первобытных обществ, добытые при археологических раскопках, с игрушками современных детей и не нашёл в них ничего специфического. В обоих случаях наблюдались одни и те же игрушки и одно и то же их употребление ребёнком. Игрушка осталась такой же, какой она была на заре человеческой культуры. Таким образом, Е.А. Аркин предположил историческую неизменность игрушки для доказательства положения о том, что с возникновением homo sapiens дети во все эпохи – от самых древних и до настоящего времени – появлялись на свет с одинаковыми возможностями. Да, это несомненно так. Но один из парадоксов развития детей и заключается в том, что, приходя в этот мир с одинаковой мерой беспомощности и одинаковыми возможностями, они проходят в обществах, стоящих на разных уровнях производства и культуры, совершенно различный путь развития, достигая разными путями и в разное время своей социальной и психологической зрелости [3].

Если же рассматривать игрушку в её функции, то можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребёнка.

Исследование исторического изменения игрушек представляет довольно трудную задачу: во-первых, археологическая игрушка ничего не говорит исследователю об её употреблении ребёнком; во-вторых, в настоящее время некоторые игрушки, даже у народов, стоящих на наиболее низких уровнях общественного развития, потеряли непосредственную связь с орудиями труда и предметами обихода и утратили свою первоначальную функцию.

Проведённый теоретический анализ трудов педагогов и психологов позволяет сделать вывод, что так называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остаётся неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; её история органически связана с историей изменения места ребёнка в обществе и вне этой истории не может быть понята. Ошибка Е.А. Аркина и заключалась в том, что он изолировал историю игрушки от истории её обладателя, от истории её функции в развитии ребёнка, что привело его к антиисторическим выводам.

Возникновение игрушки в человеческом обществе учёные связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С древнейших времён известны игрушки в форме предметов быта, оружия, орудий труда, с помощью которых дети осваивали многие жизненно необходимые способы деятельности.

В ходе археологических исследований было установлено, что в Древнем Египте игрушки делали из дерева и ткани. Это были фигурки животных, куклы, мячи. Кроме того, древние мастера пытались «оживить» игрушку, передать в ней характерные движения (например, открывающаяся пасть, поднятая лапа и др.).

В древности мастерили кукол и не только для девочек, но и для мальчиков. Они были и своего рода талисманами. Куклу никак не украшали, только копьё в руках, чтобы её обладатель вырос отважным воином и охотником. Считалось, чем твёрже кусок дерева, из которого вырезана кукла, тем отважнее будет тот, кто с ней играет.

Самым древним египетским куклам около 4 тысяч лет. Вырезались они из тонких дощечек и раскрашивались геометрическим узором, символизирующим одежду. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи.

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами и призваны скрасить одиночество умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей.

В античные времена в Греции, Риме игрушку считали предметом игры и средством воспитания. Её изготавливали из слоновой кости, янтаря, терракоты (фигурки животных, куклы, волчки, мячи, игрушки с заводными механизмами). Было развито ремесленное производство игрушек, которые стали предметом торговли в разных странах.

Античные Греция и Рим оставили нам довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно, из дорогих материалов, выполнялись куклы для детей знати. Особую роль как в жизни детей, так и взрослых играли куклы-марионетки.

Найденные на территории Восточной Европы древнейшие игрушки (скифские всадники, повозки из глины) археологи отнесли ко второму веку до нашей эры. При раскопках славянских городищ Среднего Приднепровья были обнаружены игрушки, относящиеся к VI-VIII вв. н.э. (погремушки, глиняные фигурки).

Найденные археологами в раскопках Москвы и Коломны древнерусские игрушки представляют собой глиняные свистульки, уточки, птички и куколки.

Во многих странах мира в музейных коллекциях представлены игрушки средневековья, предназначенные для представителей знати и их детей. Это игрушки военного содержания, мечи, щиты, доспехи, кони в рост ребёнка и куклы, которым придавалось магическое значение как хранительницам домашнего очага. Интересной игрушкой того времени являлись кукольные дома с обстановкой, выполненной из дорогих материалов, драгоценных металлов и камней, которые изготавливались мастерами в единственном экземпляре, хранились как фамильные ценности, передавались по наследству и предназначались для украшения интерьера, увеселения гостей.

Игрушки для детей бедноты изготавливались из соломы, коры деревьев, глины, поэтому из-за недолговечности материала они не дошли до наших дней.

На Руси с игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали, веселили ребёнка. Первые игрушки (колокольчики, подвески с шумом, трещотки, пёстрые кусочки ткани) подвешивали над зыбкой. Позже их сменяли мячи, луки, волчки, куклы, кубарики, дудки и свистульки.

Расцвет игрушечных промыслов относится к XVI-XVIII вв., когда получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Центрами их производства стали Гжель, Тула, Дымковская слобода и др. Для детей вырезали фигурки птиц и животных. В 90-е гг. XIX в. началось изготовление токарных деревянных расписных игрушек (кони, утки, петухи, матрёшки) и игрушек из папье-маше.

Первое промышленное производство игрушек было организовано в немецком городе Нюрнберге в 1880 году, где стали применять штамповку игрушек для выпуска массовой дешёвой продукции.

С развитием промышленности, техники содержание и виды игрушек существенно изменялись. Конец XIX - начало XX в. – время развития технических игрушек, которые вводят детей в мир техники, знакомят с внешним видом технических предметов (машины, механизмы, транспортные средства) с характерными для них действиями.

В 1901 году в Великобритании создаётся первый металлический конструктор. В 1961 году датская фирма LEGO выпустила конструктор нового поколения для детского сада с методическими материалами по его применению.

Развитие электронной промышленности открыло новые горизонты для создания сложной детской игрушки. Так появились игрушки на микропроцессорах с дистанционным управлением, с программируемыми эффектами, виртуальные игрушки, компьютерные игры.

Таким образом, у каждого народа с незапамятных времён существуют свои игрушки, в которых отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, технические и художественные достижения.

Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде: и известный мастеровой, и простой крестьянин учились у одного великого мастера – природы.

И в роскошном дворце, и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу, у других – дорогостоящие, сделанные на заказ механические куклы.

Игрушка – одно из интереснейших явлений культуры. Она очень стара, ей столько же лет, сколько и всему человеческому роду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: