Педагогические основы классификации игрушек




 

Игрушка представляет собой специально изготовленный предмет, предназначенный для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. В ней представлены типичные свойства и черты предметов, в зависимости от которых ребёнок в игре воспроизводит те или иные действия.

С помощью игрушки ребёнок создаёт задуманный образ, разыгрывает ту или иную роль, выражая свои впечатления об окружающей жизни. Благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения и возрастному назначению решается широкий круг воспитательных задач.

Ассортимент игрушек чрезвычайно многообразен и непрерывно обновляется с учётом последних достижений в различных областях знаний.

В своей классификации Е.А. Аркин одним из первых выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

1. звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

2. двигательные игрушки – лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

3. образные игрушки – изображения животных и куклы;

4. верёвочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

Однако эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для педагога по использованию игрушки как средства воспитания ребёнка, так как не раскрывает особенности её развивающего воздействия на психику.

Педагогическая классификация игрушек, которая была предложена авторским коллективом научно-исследовательского института дошкольного воспитания под руководством кандидата психологических наук С.Л. Новосёловой (1988г.), отражает принцип всестороннего развития детей в разнообразных играх. Она включает шесть разрядов:

- Первый – основной – определяет виды игрушек по степени их соотносимости к различным видам игр;

- Пять последующих – раскрывают качественные характеристики игрушек: степень готовности, вид применяемого сырья, величину, функциональные свойства, художественно-образное решение.

Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например:

· по возрастному назначению (для новорожденных (от 0 до 3 месяцев), для младенцев (4-5 – 12 месяцев), для детей 1-2 лет и т. д.);

· по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.);

· по воспитательному назначению:

- сенсорные (погремушки, пищалки, музыкальные игрушки; калейдоскоп);

- двигательные (мяч, юла, заводные игрушки);

- образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки);

- общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, совок и ведёрко, оружие);

- конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки).

В современной педагогике более подробно классификацию игрушек разработала Е.А. Флерина, взяв за основу различные аспекты психического и физического развития ребёнка. Она выделила:

- игрушки моторно-спортивные (мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д.), способствующие развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

- игрушки сюжетные (люди, животные, транспорт, мебель и др.), содействующие развитию творческой подражательной игры, через которую ребёнок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

- творческие трудовые игрушки (всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п.), развивающие конструкторские способности и изобретательство;

- технические игрушки (различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п.), также развивающие конструктивные способности, интерес к строительству и технике;

- настольные игры, способствующие развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счёта, организующие детский коллектив в играх с правилами;

- весёлые игрушки (прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом), воспитывающие чувство юмора;

- музыкальные игрушки (поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией), служащие средством развития музыкального слуха;

- театральные игрушки (теневой театр, театр игрушек, марионеток), чрезвычайно обогащающие детское художественное восприятие.

В современной дошкольной педагогике принято делить игрушки на четыре вида.

· Игрушки образные (сюжетные) – это игрушки, отображающие одушевлённые и неодушевлённые предметы окружающего мира: куклы (фигурки людей и животных); предметы игрового обихода (наборы детской посуды, мебель и др.); транспортные игрушки (автомашины, тележки); театральные игрушки (куклы бибабо, пальчиковые куклы, ёлочные игрушки и др.).

· Игрушки дидактические – это игрушки, в содержании или конструкции которых заложены обучающие и развивающие задачи: самообучающие (пирамидки, вкладыши, матрёшки и др.); игровые наборы с правилами (домино, резные картинки, лото и др.); конструкторы и строительные наборы; игры-головоломки (лабиринты, паззлы, «Сложи квадрат» и др.); музыкальные игрушки.

· Игрушки моторно-спортивные – это игрушки, свойства и особенности которых предназначены для реализации задач физического воспитания (мячи, кегли, шары и др.).

· Игрушки-забавы, призванные развлекать малышей (неваляшка, волчок, юла и др.)

Подобное деление игрушек на виды весьма условно, так как одну и ту же игрушку можно отнести к разным видам одновременно, в зависимости от того, какая задача решается с её помощью. Так, погремушка с точки зрения решения задач сенсорного воспитания младенца является игрушкой дидактической. Но она также может считаться и игрушкой-забавой с точки зрения забавляющего звукового эффекта, который выявляется при размахивании ею. А игрушка «Светящийся шар» с точки зрения развития двигательной активности ребёнка является моторно-спортивной. Но она также может считаться и игрушкой-забавой с точки зрения забавляющего зрительного эффекта, который выявляется при прокатывании шара.

По педагогическому назначению игрушки условно объединяют в следующие группы:

§ Игрушки, способствующие развитию первоначальных движений и восприятия (зрения, осязания, слуха), которые являются самыми первыми в жизни детей. К ним относятся: погремушки, пищалки, подвески, простые сборно-разборные игрушки, кубики, шарики, кольца, привлекающие внимание ребёнка яркими цветами, звучанием, формой.

§ Игрушки, знакомящие с предметами и образами окружающего мира (образные), которые знакомят детей с людьми, животным и растительным миром, техникой, предметами домашнего обихода. К ним относятся: куклы (с одеждой, мебелью, предметами быта, жилищем); фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства. В играх с ними расширяются и уточняются представления ребёнка об окружающем мире.

§ Игрушки, способствующие умственному развитию (дидактические), которые содержат обучающий элемент. К этой группе относятся: многочисленные настольные и компьютерные игры, игры-головоломки: наборы ребусов, кроссвордов, чайнвордов, расширяющие кругозор, развивающие интерес к знаниям, внимание, память, мышление, речь, сообразительность, наблюдательность.

§ Игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки. Это игрушечный садово-огородный инвентарь, наборы посуды, различных инструментов: столярных, слесарных, для выпиливания лобзиком, выжигания по дереву, гравирования, наборы для лепки, вышивания, кроя и шитья одежды, а также разнообразные строительные и транспортные конструкторы.

§ К игрушкам, способствующим художественному и музыкальному развитию детей, относятся: калейдоскопы, мозаика, альбомы для раскрашивания картинок, наборы пластилина для лепки, наборы по художественным ремёслам: выжиганию, резьбе по дереву; конструктивно-художественные, театральные и музыкальные игрушки.

§ К игрушкам, знакомящим детей с элементами науки и техники, относятся: наборы для сборки технически сложных электронных конструкций: моделей автомобилей, самолётов, судов, телефонов, радиоприёмников, различные электронные игры.

§ К игрушкам, способствующим физическому развитию детей (спортивно-моторным), относятся: игрушки для упражнений в ходьбе и беге (каталки, тележки, санки и др.), для прыгания (скакалки), для бросания (мячи, городки, кегли и др.), для развития и укрепления мускулатуры ног (самокаты, велосипеды, лыжи, коньки и др.), для развития меткости (ружья, арбалеты, пистолеты), для развития мышц рук и пальцев, (пирамидки, матрёшки; бадминтон, настольный теннис и др.), для развития координации движения, ловкости, гибкости (обручи, кольца, шары и др.).

§ К игрушкам, развивающим жизнерадостность и чувство юмора, относятся: игрушки-забавы: различные электронные роботы, игрушки-сюрпризы с выскакивающими из коробочки смешными фигурками, надувные резиновые игрушки, наборы фокусов, прыгающие и клюющие птицы, кувыркающиеся обезьянки, вращающийся волчок и др.

Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят» определила основное требование к игрушкам: они должны содействовать развитию ребёнка на каждой возрастной ступени периода дошкольного детства. Игрушка должна расширять кругозор ребёнка и увлекать его образами современной действительности. Игрушка должна побуждать ребёнка к разнообразным действиям в игре, т. е. быть динамичной. Она нуждается также в привлекательном красочном оформлении, чтобы воспитывать художественный вкус. В ней гармонично должны сочетаться форма, цвет и конструкция. И, конечно же, игрушка должна быть безопасной для жизни и здоровья ребёнка.

Прежде, чем приобрести ребёнку игрушку, взрослые должны:

· получить консультацию у специалиста (изучить специальную литературу) по вопросу выбора игрушки в соответствии с возрастом ребёнка;

· ознакомиться с ассортиментом игрушек в магазине;

· не приобретать игрушки у случайных людей и в несанкционированных торговых точках;

· убедиться в наличии документа, удостоверяющего безопасность игрушки для здоровья детей (на территории Республики Беларусь к таким документам относятся удостоверение о гигиенической регистрации на каждую партию игрушек и сертификат соответствия государственному стандарту Республики Беларусь);

· обратить внимание на упаковку (на ней должны быть указаны реквизитные данные изготовителя, название и возрастная адресованность игрушки). Зарпещается продавать без упаковки игрушки, адресованные детям до трёх лет;

· попросить достать игрушку из упаковки, чтобы оценить её органами чувств (резкий запах свидетельствует о нарушении технологии изготовления, допускается еле уловимый аромат в пластизолевых и резиновых игрушках;

· подержать изделие в руках (оно должно быть гладким, не липким). Не допустимы острые углы и кромки, которые могут поранить ребёнка;

· рассмотреть окраску игрушек (категорически запрещается поверхностное раскрашивание игрушек для детей до трёх лет, так как в этом возрасте дети тянут их в рот);

· особое внимание обратить на погремушки, звучание которых должно быть мелодичным, негромким;

· проверить прочность крепления отдельных деталей, швов игрушки;

· перед использованием приобретённые игрушки тщательно вымыть с мылом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: