Гимнастика чувств и эмоций




КОРРЕКЦИЯ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Педагогическое наблюдение    
2. Коррекция отрицательных эмоций    
3. Гимнастика чувств и эмоций    
4. Как управлять своими эмоциями?    
5. Релаксационные игры и упражнения    
6. Список рекомендуемой литературы    

 

 

Педагогическое наблюдение

Для изучения особенностей личности ребёнка и выработки индивидуальной программы социальной реабилитации необходимо длительное наблюдение за ним в общении с другими детьми и взрослыми.

Наблюдение имеет положительный эффект, если осуществляется целенаправленно и результаты фиксируются в специальных тетрадях наблюдений. Наблюдения проводятся воспитателями в естественных для ребёнка условиях, без вмешательства и корректировки происходящих событий.

Предлагаем план-схему, в которой намечены различные категории фактов поведения, обнаруживающих те или иные особенности психических функций.

ПЛАН-СХЕМА

Педагогического наблюдения

И коррекционной работы

I часть

1. Анкетные данные (имя, фамилия, дата рождения)

2. Преобладающие настроения, их устойчивость, причины смены (весёлый, жизнерадостный, грустный, подавленный, импульсивный, апатичный, непостоянный, нервозный, доброжелательный, печальный, слезливый и т.д.)

3. Особенности общения:

а) с младшими и старшими по возрасту детьми (легко завязывает дружеские отношения с сверстниками; приветлив, по доброму расположен к одногруппникам, избегает необоснованных конфликтов; готов помочь, не дожидаясь просьб, бескорыстен; отличается порядочностью и добросовестностью; радуется успехам товарищей; считается с мнением других детей; импульсивный, сдерживает себя с большим трудом, не всегда удаётся спокойно решать что-либо; медлителен, делает всё не спеша, с чувством собственного достоинства и т.д.

б) со взрослыми (свободно находит контакт; вежливый, дружелюбный; с готовностью следует обоснованным требованиям; правдив, даже если это отрицательно сказывается на его отношениях с другими и т.д.)

4. Особенности познавательной сферы (внимание - устойчивое, рассеянное, выборочное; память - точность, объём, готовность, механическая-логическая, к чему особенно; воображение - живость, творческий характер, активность, мышление - осмысливает свои ответы, постоянно выясняет то, что не понято, в ответах выражает собственное отношение к событиям, предметам, явлениям; ищет различные пути решения; отношение к учению и т.д.)

5. Особенности поведения ребёнка в игровой деятельности (направленность интересов; живость, активность; творческий характер; лидер - исполнитель).

6. Поведение по отношению к воспитательным средствам, ре­акция на поведение коллектива (послушание, самокритичность, равнодушие, сопротивление, страх, злость, обида, негативизм; улучшается - ухудшается)

 

Дата Наблюдение Анализ Психолого- педагогические приёмы Результат Подпись
           

 


Коррекция отрицательных эмоций

Эмоции — это резерв возможностей нашего организма, который человек может и должен уметь использовать. Чувствовать эмоциональное состояние воспитанника, мотивы его поведения, тревоги, опасения и при этом обладать умением оказывать необходимую помощь — есть залог профессионального успеха воспитателя. В данном случае воспитатель может воспользоваться предлагаемыми методиками регулирования психического состояния детей, которые нуждаются в коррекции. Эти реакции встречаются у лиц с неврозами, нарушениями характера, с задержкой психического развития и др. нервно-психическими расстройствами.

Гимнастика чувств и эмоций

Разработана московским актером А. Боярщиновым. Она проста, доступна каждому и в то же время позволяет долго удерживать себя в диапазоне положительных эмоций. Вы учитесь владеть своим настроением и снимать отрицательные состояния: гнев, страх, неприязнь, отвращение. Цель гимнастики — тренировка диапазона основных чувств и эмоций.

Теперь о том, как ее делать. Лучше всего она сочетается с обычной гимнастикой. Достаточно ежедневно выделять на это от нескольких минут до получаса.

Итак:

1) Встаньте и потянитесь руками вверх, как можно выше, затем опустите руки. При этом дыхание должно быть свободным, произвольным. Рот раскройте пошире. Занимайтесь — пока приятно. Остальные упражнения делают лежа.

2) Представьте, как вы нюхаете приятный вам цветок. Вдох и выдох — в течение минуты, на первых порах для укрепления эффекта можно действительно нюхать, скажем, ваши любимые духи.

3) Это упражнение называется «зевок». Представьте, что вы встали после крепкого сна. Глаза еще закрыты. Чуть-чуть приподнимите брови, сморщите нос, поднимите руки вверх. Раскройте рот как можно больше и глубоко зевните, но вдох и выдох делайте только через нос. Чувствуете, как тонизируется ваш мозг? Нагнетайте зевоту, еще больше, еще...

4) Упражнение «слезы счастья, радости». Сморщите нос, дыхание становится свободным, легким, приятным. Поднимите брови. Представьте плачущего от счастья человека, чтобы внутри у вас тоже появились слезы. Не обязательно, чтобы они показались на самом деле. Главное — это формирование ощущения слезливости, умение «изобразить» его на лице. Тогда все нужное появится как бы само собой.

5) Упражнение «внутренняя улыбка». Всем существом почувствуйте улыбку, пусть вас пронзает золотистый теплый солнечный поток. Вам сразу станет светло и радостно. Если хочется — смейтесь добрым хорошим смехом.

Придется научиться этому. Но скоро уже сама попытка вызовет настоящий смех. И тогда смейтесь в течение 5 минут. Смех будет приходить спонтанно и осветит всю вашу жизнь.

6) Упражнение «аппетит». Вспомните что-нибудь вкусное, приятное. И вы почувствуете: «Ах, как вкусно!» Попытайтесь тут же «поймать» аппетит. Возможно, он появится где-нибудь в животе. Тогда попробуйте осторожно «продвинуть» его вверх. Вам покажется, что текут слюнки... Да, у вас огромный аппе­тит!

7) Упражнение «сила». Ощутите свою внутреннюю силу, бодрость, здоровье, обязательно с положительным настроем. Для девочек лучше сочетание силы и нежности... И вы заметите, как в вас приходит бодрость, легкость.

Может быть, сначала какие-то упражнения не получатся. Не нужно отчаиваться! Веру в свои силы необходимо тренировать так же, как и мышцы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: