Релаксационные игры и упражнения




Многолетний опыт педагогов, работающих с детьми с умственными ограничениями в условиях школы-интерната № 41 г. Новосибирска показал, что при коррекции имеющихся отклонений или особенностей развития — необходима комплексная программа воздействия на психическую деятельность ребенка, с учетом его индивидуальности. Частью этой программы может быть комплекс особых упражнений и игр, позволяющий детям снимать характерные для них чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение методом релаксации. Применяемые воспитателями методики помогают детям избавиться от таких трудностей, как повышенная возбудимость, усталость, скованность, утомляемость, настраивая на отдых или на конкретный вид деятельности. Релаксационные занятия полезны детям в плане коррекции их поведения, характера, способствуют они и оздоровлению всех функций организма.

«Игра с песком»

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессиленные руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками (2— 3 раза повторите упражнение).

«Ритмическое движение»

Станьте прямо с вытянутыми перед собой на уровень плеч ру­ками; ладони рук должны быть обращены вниз, пальцы вытянуты, большие пальцы слегка подогнуты и соприкасаются друг с другом.

Нагибайте верхнюю часть туловища вперед, и, передвигайте руки соответственно вперед так, чтобы в тот момент, когда тело дошло до предела своего сгибания, вы могли на них опереться. Руки держите в напряжении и не сгибайте колени.

Примите первоначальное положение и повторите движение несколько раз.


«Используй для отдыха свою природу»

Станьте прямо, голову также держите прямо, плечи отве­дите назад, руки вдоль туловища. Медленно отделите пятки от пола, постепенно перенося тяжесть тела на ступни ног; в то же время поднимайте руки, пока они не будут распростерты, словно крылья у орла, наравне с плечами. Когда вся тяжесть вашего тела перейдет на ступни ног, а руки будут наравне с плечами, и вы почувствуете себя как бы парящим в воздухе, сделайте глубокий вдох. Вдыхайте воздух медленно, постепенно опускаясь на пятки и приводя руки в их первоначальное положение.

«Поймай комара»

_По классу будто летает комар. На вдохе произносить звук: «ЗЗЗЗЗЗЗ….», но комара очень трудно поймать. Поймать его можно лишь тогда, когда не хватает воздуха и хочется сделать вдох. Комар то приближается, то удаляется — это следует показывать силой звука.

«Факиры»

Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская мелодия), факиры отдыхают.

«Спать хочется»

Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе с взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но чем ближе к ночи, тем больше хочется ему спать. Он долго борется со сном,, но в конце концов засыпает.

Этюд сопровождается музыкой В. Дублянского. Тихие, но выразительные движения, зевота, верхние веки опущены, голова клонится вниз, руки опущены.

«Шалтай-Болтай»

( снятие напряжения)

Ведущий: Здравствуйте, дети! Я рад вас видеть! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели (Дети вертятся и шумят). Да вы просто «Шалтай-Болтай»! Покажем еще раз: болтаем руками, ногами, вертим головой:

Шалтай-Болтай сидел на стене,

Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

(Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам педагог-ведущий).

Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Мы маленькие детишки в коляске. Болтаем руками, ножками, вертим головой; нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы. Похлопали ладошками. Похлопали ладошками, потрясли руками — молодцы!

«Игра с муравьем»

Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Сейчас надо натянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые (вдох).

Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбросить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают. (Упражнение повторить 2—3 раза).

«Игра у моря»

Представьте, что вы сидите у моря. Теплое, ласковое солнышко. Мы загораем. Подставить солнышку подбородок, слегка разжать гу­бы и зубы (вдох). Летит жучок, собирается сесть на язычок. Крепко закрыть рот (задержать дыхание). Энергично двигать губами и ру­ками. Жучок улетел. Слегка открыть рот. Облегченно выдохнуть воз­дух. Нос загорает — подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть (вдох). Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержать дыха­ние). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (выдох). Брови — качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на ка­челях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется. Расслаблены мышцы лица. (В тени, полусвет,

«Медвежата в берлоге»

(саморасслабление)

Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она по­шла стелить им кровать в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы, Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру.

«Игра с шишками»

(на напряжение и расслабление мышц рук)

Мама-медведица бросает медвежатам шишки. Они ловят их и с силой сжимают в лапках. Шишки разламываются на мелкие кусочки. Медвежата откидывают их в стороны и роняют лапки вдоль тела — лапки отдыхают. Мама снова кидает шишки медвежатам. Повторить игру 2—3 раза.

«Игра с пчелкой»;
(на напряжение и расслабление мышц ног)

Медведица зовет золотую пчелку поиграть с медвежатами. Дети поднимают колени, делая домики. Пчелки пролетают под коленями. Мама-медведица говорит: «Летит!» — и медвежата дружно распрямляют свои ножки, но ловкая пчелка попалась.

Повторить игру 2—3 раза.

«Игра «Холодно-жарко»

(напряжение и расслабление мышц туловища)

Мама-медведица ушла. Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежата замерзли. Они сжались в маленькие клубочки — греются. Стало жарко. Медвежата раз вернулись. Опять подул северный ветер.

Повторить 2 — 3 раза.

«Игра с шарфиком»

(на расслабление мышц шеи)

Пришла мама и раздала медвежатам шарфики, чтобы они больше не мерзли. Полусонные медвежата, не открывая глаз, повязали шарфики на свои шейки. Покрутили медвежата головой из стороны в сторону: хорошо, тепло шейкам.

«Пчелка мешает спать»

(игра лицевых мускулов)

В берлогу снова прилетела пчела. Решила она сесть кому-нибудь на язычок, но медвежата быстро стиснули зубы, сделали губы бочкой и стали крутить ими в разные стороны. Пчела обиделась и улетела. Медвежата снова слегка раскрыли рот, язык отдыхает. Пришла мама-медведица и зажгла свет. От яркого света медвежата крепко зажмурились и сморщили нос. Мама видит: все в порядке и погасила свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а катали ее у себя на лбу, двигая брови вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат за удовольствие и улетела спать.

Мама-медведица спела медвежатам колыбельную («Колыбельная медвежонку»), а медвежата, устроившись поудобнее, стали дремать. Медведица ушла в лес. (Пауза). Медведица вернулась и стала расспрашивать медвежат, что им снилось. Всем медвежатам снился один и тот же сон: как будто бы они сидят в кустах и смотрят на играющих детей. (Этюды, пройденные на занятиях. Закрепление полученных впечатлений и навыков). (Пауза). Медведица говорит медвежатам, что сейчас они услышат прекрасную музыку, и, приближаясь к каждому медвежонку в отдельности, рассказывает, какими они будут хорошими, когда проснуться. Потом она предупреждает медвежат, что скоро утро и, как только запоет жаворонок, они проснутся. (Пауза). Поет жаворонок (Песня жаворонка). Дети быстро и энергично или спокойно и медленно встают. С удивлением и любопытством дети-медвежата выглядывают из берлоги: легли спать осенью, а сейчас весна. Всю зиму, оказывается, проспали медвежата в берлоге. Ведущий предлагает медвежатам снова превратиться в детей. Психомышечная тренировка закончена.

«Каждый спит»

В зал входит ведущий и видит…

На дворе встречает он

Тьму людей, и каждый спит:

Тот как вкопанный сидит,

Тот, не двигаясь, идет,

Тот стоит, раскрывши рот.

(В. А. Жуковский)

Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.

«Насос и мяч»

(расслабление)

Играют двое. Один — большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах: руки, шея расслаблены. Корпус склонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищи начинают надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голос, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

«Сосулька»

(расслабление)

У нас под крышей белый гвоздь висит,

Солнце взойдет, гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Первая строчка: руки над головой, вторая строчка: уронить расслабленные руки и присесть.

«Качели»

(расслабление)

Ребенок стоит на качелях.

Выразительные движения:

1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд сопровождается музыкой Л. Степной «На качелях».

«Петрушка прыгает»

(расслабление)

Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой, разительные движения. Ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.

Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского «Клоуны»


«Кукушонок кланяется»

(расслабление).

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Кукушкин кукушонок в капюшоне смешон.

Этюд сопровождается музыкой «Кукушка кукушонку». Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед — вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.

«Конкурс лентяев»

(расслабление)

Ведущий читает стихи В. Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко, хоть и зной,

Занят весь народ лесной

Лишь барсук – лентяй изрядный

Сладко спит в норе прохладной,

Лежебока видит сон: будто делом занят он.

На заре и на закате все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит музыка Д. Кабалевского: «Лентяй», стараются как можно глубже расслабиться.

«Спящий котенок»

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на ковер и засыпает. У котенка мирно поднимается и опускается животик.

Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (Колыбельная).

«Солнышко и тучка»

(внимание на расслаблении и дыхании)

Солнце зашло за тучку, стало свежо: сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки. Жарко — расслабиться, разморило на солнце (на выдохе).

«Фея сна»

(расслабление)

Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит «Колыбельная». К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке — это фея сна (мальчик-волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: