ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Цель педпрактики студентов четвертого курса:
Ø обучение применению знаний по психологии, педагогике, физике, теории и методике обучения физике в учебно-воспитательной работе, развитие профессиональных умений будущего учителя и классного руководителя;
Ø выполнение студентами 4 курса функций учителя-предметника (физика) и помощника классного руководителя;
Ø введение студентов в круг реальных проблем профессионального труда учителя физики (информатики, технологии) и учителя-воспитателя, ознакомление с реальным содержанием и объемом работы, их освоение.
Задачи комплексной педпрактики:
1. Ознакомление с проблемами современной школы, с передовым педагогическим опытом.
2. Отработка усвоенных понятий, закономерностей и принципов психологии, педагогики и методики обучения физике на уровне применения в процессе соотнесения реальной педагогической практики с теоретическими знаниями.
3. Формирование и развитие профессиональных умений, развитие педагогического мышления, умений осознанно и обоснованно применять психолого-педагогические и методические знания в практической педагогической работе.
4. Воспитание профессионально значимых качеств личности учителя, потребности в педагогическом самообразовании.
5. Воспитание устойчивого интереса к профессии учителя.
6. Приобретение знаний по построению учебно-воспитательного процесса, для чего необходимо:
Ø уметь осуществлять перспективное (тематическое) и текущее планирование педагогической деятельности с учетом конкретных психологических особенностей класса и отдельных учащихся;
Ø грамотно анализировать и конструировать учебный материал на основе выделения в нем основных компонентов;
|
Ø проводить учебные занятия по физике (информатике, технологии);
Ø применять разнообразные формы, методы, приемы, средства обучения учащихся для их воспитания и развития на учебных занятиях.
7. Развитие умения анализировать учебные занятия коллег и овладение умением осуществлять самоанализ проведенных учебных занятий, на основе этого корректировать свою деятельность.
8. Развитие умений в области техники и методики использования школьного физического эксперимента (ШФЭ) в учебных и внеклассных занятиях по физике.
9. Развитие умений вести внеклассную работу по физике с учащимися 5–9 классов.
10. Овладение умениями классного руководителя.
11. Выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Студент 4-го курса должен вести учебные занятия со 2-й недели практики и до ее окончания в одном из классов с учебной нагрузкой не менее 2-х часов в неделю.
Основное содержание деятельности четверокурсников в школе во время комплексной учебно-воспитательной педпрактики на четвертом курсе отражено в таблице 1.
Таблица 1
Деятельность студентов четвертого курса на педпрактике
Вид деятельности | Неделя |
1 | 2 |
1) Организационная деятельность: а) ознакомление группы студентов с историей и традициями школы, ее проблемами в ходе беседы с администрацией, организатором воспитательной работы, библиотекарем школы; б) беседа с учителем физики и классными руководителями об особенностях классов, с которыми будут работать студенты, выбор класса; в) оформление материалов, нарабатываемых во время педпрактики; г) сообщение информации о расписании занятий групповому руководителю и на кафедру педагогики и психологии. | 1–6 |
2) Деятельность по овладению умениями по теории и методике обучения физике: а) посещение всех учебных занятий, проводимых в классе, в котором студент будет проходить педпрактику, с целью изучения учащихся и учителей (см. с.16-20, приложение 4); б) изучение тематического плана учебных занятий учителя и его разработок конкретных учебных занятий; в) разработка каждым студентом своего варианта плана изучения текущей темы и его защита (см. приложение 1); г) разработка учебных занятий, их обсуждение и согласование с учителем физики и методистом (см. приложения 2, 3); д) ведение учебных занятий, их самоанализ и обсуждение с присутствующими на них студентами, учителем физики и методистом (см. приложение 5); е) посещение учебных занятий, проводимых товарищами и участие в их обсуждении; посещение и анализ учебных занятий, проводимых учителем физики в других классах (см. приложение 4); ж) изучение литературы для учителя (см. приложение 7). | 1 1 1 1–6 2–6 2–6 2–6 |
3) Деятельность по овладению умениями в области школьного физического эксперимента: а) подготовка эксперимента для учебных и внеклассных занятий по физике; б) мелкий ремонт приборов; в) обсуждение методики организации и проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента с сокурсниками, учителем физики и методистом. | 1–6 1–6 2–4 |
4) Деятельность по овладению умениями организации внеклассной работы с учащимися по физике: а) изучение плана внеклассной работы учителя физики; б) разработка, обсуждение и согласование плана и методики внеклассной работы по предмету, который будут вести студенты в ходе педпрактики с учителем и методистом; в) подготовка и ведение дополнительных занятий со слабыми учащимися, а также кружковых занятий; г) посещение дополнительных кружковых занятий и участие в их обсуждении; д) проведение массового внеклассного мероприятия. | 2–6 2–6 |
5) Деятельность по овладению умениями осуществлять воспитательную работу с учащимися: а) более близкое знакомство каждого студента с классом, к которому он прикреплен, на основе изучения документации (журнал класса, личные дела, дневник учащихся) и наблюдений за учениками на учебных занятиях, классных мероприятиях, после занятий; б) изучение планов воспитательной работы школы; в) изучение плана воспитательной работы класса, к которому прикреплен студент, и параллельных классов; их сравнение, уяснение различий в приоритетных направлениях воспитательной работы с разными классами; г) посещение всех классных мероприятий, наблюдение во время их проведения за деятельностью классного руководителя; д) помощь классному руководителю в работе с классом, выполнение его отдельных поручений по воспитательной работе с учащимися. | 1–6 1–6 |
6) Другие виды деятельности: а) посещение заседаний методического объединения учителей физики; б) посещение совещаний учителей, классных руководителей, педагогических советов, классных и общешкольных родительских собраний; в) проведение мероприятий по профориентации учащихся выпускного класса на физический факультет педагогического университета. | 1–6 1–6 4–6 |
|
|