Тема 3. Понятие о профессии и их классификации




Тема 1. Профориентология как профессия

1. Найдите в социально-педагогической и психолого-педагогической литературе определения понятия «профориентация», запишите источник, сравните их, подготовьте свои суждения по данному вопросу:

Профориентация - (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. (Девятое издание «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» (БЭКМ))

 

Профориентация - научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через проф. информацию, проф. диагностику, проф. консультацию, проф. отбор, проф. адаптацию.

(Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.)

 

Профориентация – (профессиональная ориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности. (https://www.moeobrazovanie.ru/chto_takoe_proforientaciya.html)

 

Выводы

Основная задача профориентации – дать возможность подрастающему поколению осознанно подойти к выбору профессии. Довольно большое количество студентов уже на студенческой скамье осознают, что не совсем правильно представляли себе род той деятельности, который они выбрали. Но зачастую не так – то просто поменять профессию, перейти на другое образование, так как жалко потерянных лет, денег, затраченных на образование и усилий родителей. Маловероятно, что человек, который «сидит не на своём месте» будет качественно выполнять свою работу, не говоря уже о творческом подходе к своей работе, в результате страдает он сам и те, кто с ним взаимодействует. Это в то время как профессиональное становление играет большую роль в жизни человека, в том насколько он будет доволен своей жизнью. Отсюда я делаю вывод, что профориентация неотъемлемая часть процесса обучения и является ничем иным как помощью ребёнку в ответе на вопрос «Кем я на самом деле хочу быть в этой жизни? Как я буду зарабатывать себе на жизнь? Как буду приносить пользу обществу?».

 

Профессиональное становление - это форма личностного становления человека, рассмотренная сквозь призму его профессиональной деятельности. Показателем профессионального становления являются формальные критерии (диплом специалиста, сертификаты повышения квалификации, должность) и неформальные (профессиональное мышление, умение применять нестандартные средства для решения задач, востребованность труда). (https://www.grandars.ru/college/biznes/professionalnoe-stanovlenie.html)

 

Стадии профессионального становления. В течение жизни человек проходит несколько этапов профессионального становления:

предварительный этап — человек получает общее представление о профессии, осознает собственные потребности и способности. Первоначально он имитирует профессиональные взаимодействия в процессе игры, затем получает информацию о профессиях и их особенностях входе занятий в школе, при наблюдении, в общении, на временных подработках и т.д. В конце этого этапа молодой человек переходит к непосредственному выбору своей будущей профессии;

подготовительный этап — человек получает среднее и высшее профессиональное образование, приобретает необходимые знания, умения, навыки. В ходе этого этапа молодой человек пробует себя в роли стажера, практиканта или работает и учится одновременно;

этап адаптации — начало профессиональной деятельности, когда человек усваивает практические навыки и алгоритмы действий, осваивает основные социальные роли, приспосабливается к ритму, характеру, особенностям работы;

этап профессионализации — этап превращения специалиста в профессионала, процесс совершенствования и самораскрытия субъекта трудовой деятельности. В строгом смысле именно на этом этапе происходит профессиональное становление личности, а все предыдущие этапы — только подготовка к нему; о этап уменьшения активности — снижение профессиональной активности, связанное с достижением пенсионного возраста. (https://www.grandars.ru/college/biznes/professionalnoe-stanovlenie.html)

 

Вариативность профессионального становления -

Профессиональный рост - то расширение разнообразных специализированных знаний, умений и навыков. Профессиональное развитие может быть направлено, как на узкую специализацию, так и на широкую. Высшая точка успеха достигается тогда, когда профессионал очень ценится в своём деле не только на месте работы, но и в кругах своей специальности, и при этом не претендует на руководящие посты – карьерный рост. https://www.proprof.ru/stati/career/sovety-kareristam/professionalnyy-rost

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления - целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности. (Э. Ф. Зеер)

Механизмами реализации сопровождения: рефлексия, фасилитацию и субъект-субъектные отношения. Условия сопровождения: совместное планирование, подготовка, проведение, анализ целенаправленной, личностью значимой, эмоционально окрашенной, творческой деятельности. Предмет: процесс совместного со студентом… определение его профессиональных интересов, путей преодоления трудностей (проблем), создание ситуаций успешности в освоении профессии.

Профессиональное самоопределение - Процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации. Это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения сил и личностных возможностей. https://azps.ru/handbook/p/prof26.html

Профессиональное самосохранение – Способность личности противостоять негативно складывающейся социально - профессиональной ситуации, максимально актуализировать профессионально – психологический потенциал (в условиях дестабилизации профессиональной жизни), противостоять профессионально – обусловленным кризисам, стагнации, деформациям, а также готовность к профессиональному самоизменению. Это совокупность осознанных или неосознанных стратегий и тактика поведения специалиста, способствующих конструктивному профессиональному росту и карьере. https://www.p-lib.ru/pedagogika/markova-psihologiya-professionalizma/professionalnyy-trening-professionalnoe-samosohranenie.html

Деструкции профессионализации - это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса. (Э.Ф. Зеер).

Профессиональная самоактуализация - стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности и возможности. Удовлетворение от действительной самоактуализации – внутреннее, не связанное с внешним одобрением. А. Маслоу

- это поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа «Я», профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утверждению своего природного творческого потенциала.

Профессиональная социализация - как двусторонний процесс: с одной стороны,вхождение индивида в профессиональную среду, усвоение им профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества;с другой–процесс активной реализации индивидом накапливаемого профессионального опыта, в котором различные типы его адаптивного поведения проявляются не как слепое подчинение внешним требованиям, а как выбор оптимального поведенческого решения, предполагающего непрерывное профессиональное саморазвитие. chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/https://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/akhmedova.pdf

Тема 3. Понятие о профессии и их классификации

1. Дайте определения следующим понятиям:

Профессия - [лат. professio] Род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998

Специальность _- (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид)

комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии. (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид) https://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/

Должность - правовое образование, первичная неделимая структурная единица ворганизации или вне её, замещаемая физическим лицом, отвечающим установленным квалификационным требованиям, несущим должностные обязанности и наделённым должностными полномочиями. https://ru.wikipedia.

Трудовой пост - ограниченная вследствие разделения труда и зафиксированная документально область приложения сил человека с целью создания социально ценного продукта (материальных вещей, информации, услуг, функционально, эстетически и социально полезных эффектов, упорядоченного протекания социальных процессов). https://vocabulary.ru/dictionary/817/word/trudovoi-post

Квалификация - Квалификация работы - это характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом в соответствии с тарифно-квалификационным справочником. Имеет важное значение для установления тарифных ставок рабочим и должностных окладов служащим.

Квалификация работника - это степень его профессиональной обученности, т.е. уровень подготовки, опыта, знаний, навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы. Устанавливается в виде разряда или категории (например, инженер по труду 2-й, 1-й категории, ведущий инженер и т.д.).
(Управление организацией: Энцикл. слов.-М., 2001)

 

Рабочее место - неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой. Взаимные права и обязанности между работником и работодателем в отношении рабочего места оговариваются и/или закрепляются в трудовом договоре.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: