Простые теоретические объекты, методы и приемы их построения




Прогресс науки и практики связан с тремя «китами»:

- творческое осмысление методов;

- изобретение новых методов или их модификаций;

- широкий обмен опытом.

Общеизвестно, что к области теории обычно относят знания, характеризующиеся такими признаками как: обобщенность, внутренняя логическая связность и непротиворечивость, «предсказательная сила», соответствие некоторой реальности, т. е. истинность.

Признаки научного теоретического знания взаимосвязаны. Что-либо предвидеть можно тогда, когда знание близко к истине и когда оно отражает нечто общее в явлениях этой реальности, действительности. Известно, что большинство обследованных взрослых людей быстро и точно могут читать буквы и цифры (например, «считывать» показания шкал приборов) при условии, если их величина составляет не менее 35-40 угловых секунд. Это общее знание, обоснованное фактами, позволяет нам предвидеть следующее. Положим, объекты восприятия будут иметь меньшие величины (например, из-за неудачной установки того или иного прибора на рабочем месте или непродуманного оформления его шкалы). Что произойдет? Либо возрастет количество ошибок, допускаемых соответствующим работником, либо (если он всякий раз должен будет вставать, вытягиваться или нагибаться, чтобы приблизить глаза к прибору) возникнут неоправданные утомления соответствующих групп мышц. Возможно и такое: работник придумает какое-либо усовершенствование для себя (например, укрепит перед прибором увеличивающую линзу). Описанное «пророчество2 имеет веские основания и позволяет внести рекомендации по улучшению рабочего места. Последнее особенно существенно, если это рабочее место типовое. Полезный эффект рационализации будет умножен на количество операторов, занятых соответствующей работой.

Однако, когда речь идет о человеке, прогноз не может быть однозначным. И это есть свидетельство не несовершенства примененной схемы размышления о возможном будущем, а следствие своеобразия человека как предмета рассмотрения. И идеал научности подхода в отношении к человеку совсем не тот, который уместен в науках о «неживом» (например, ход химической реакции можно прогнозировать вполне однозначно). Этот идеал включает принцип учета индивидуального своеобразия человека с вытекающими из этого следствиями 9и неожиданностями, неудобствами для тех, кто хотел бы человека стандартизировать, отображать краткими общими моделями, формулами и пр.). подход к человеку должен быть человечным (гуманистичным). И этот признак не незрелости психологии как науки (в частности, психологии труда), а черта ее специфики.

Следует отметить, что теоретическое отношение человека к действительности обусловлено самим фактом существования естественного языка и речевой деятельностью. Способность оперировать более или менее обобщенным, истинным и имеющим «предсказательную силу» знанием усваивается каждым человеком в детстве вместе с усвоением речи. Теория в научном значении этого слова есть специально развитое понятийно-речевое образование (система), которое в зародыше встречается и необходимо человеку на каждом шагу.

Обратим внимание на некоторые важные и до некоторой степени странные особенности теоретического знания. Первая из них состоит в том, что для очень многих слов (терминов) и утверждений не удается указать вещи, явления, ограниченные рамками места и времени, которые бы (вещи, явления) соответствовали этим словам. Например, мы говорим «трудящийся». А в действительности не можем встретить того, о чем думаем, ибо то, что мы реально встретим, будет вполне определенный человек с именем, фамилией, женщина или мужчина определенного возраста и с несметным количеством других, в частности, чисто индивидуальных признаков. Но ведь когда мы говорим «трудящийся», то имеем в виду «вообще всех» трудящихся, даже тех, которые были в прошлом и появятся в будущем.

Аналогичным образом обстоит дело не только с отдельными словами, но и с предложениями, утверждениями. И, строго говоря, объектом теории является некоторый мир словесных построений, языковых конструкций, отображающих реальные явления и их зависимости в своеобразной (идеализированной) форме моделирующего упрощения. Это прежде всего мир терминов и предложений, понятий и суждений.

В соответствии с определенной философской позицией будем различать простые и сложные объекты теории. Эти термины очень условные. В житейском значении соответствующих слов те и другие объекты могут быть либо отнюдь не простыми, либо не слишком сложными (понятными). Простыми (в предлагаемом контексте) будем считать те объекты теории, которые соответствуют фактам (невымышленным явлениям, событиям, процессам), а сложными – те, которые соответствуют закономерным их зависимостям.

Виды теоретических объектов, методы и приемы их построения представлены в таблице 1.


Таблица 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: