Основные связи методов построения простых и сложных теоретических объектов с возможными




вариантами исходов

 

Виды теоретических объектов Методы и приемы их построения Варианты исходов
Простые Нет совершенного теоретического объекта 1.Наименование (этикетирование) Эмпирический полу-объект теории
2. Логическое генерирование Логический полу-объект теории
3. Вербальное комбинирование Теоретический «нуль-объект»
Логический полу-объект теории 4. Интерпретация (истолкование) Совершенный теоретический объект
Эмпирический полу-объект теории 5. Номологизация Совершенный теоретический объект
Теоретический «нуль-объект» 6. Определение Логический полу-объект теории
4. Интерпретация (истолкование) Эмпирический полу-объект теории
Сложные Нет совершенного теоретического объекта 7. Индуктивное предсказание Эмпирический полу-объект теории
8. Дедуктивное предсказание Логический полу-объект теории
9. Синтаксическое комбинирование Теоретический «нуль-объект»
Теоретический «нуль-объект» 10. Эмпирическое подтверждение Эмпирический полу-объект теории
11. Номологическое доказательство Логический полу-объект теории
Эмпирический полу-объект теории 12. Номологическое объяснение Совершенный теоретический объект
Логический полу-объект теории 13. Верификация сложного логического полуобъекта теории Совершенный теоретический объект

Рассмотрим разновидности простых теоретических объектов.

Совершенный теоретический объект (простой) – термин, опирающийся как на эмпирическое, так и на логическое обоснование.

Примеры таких объектов теории: «мотивы трудовой деятельности», «профессия» и т.п. Термин, как известно, может состоять и из одного слова, и из нескольких – быть составным. Термин как элемент языка соответствует, должен соответствовать понятию – мысли, отображающей общие и существенные признаки тех или иных явлений, процессов и некоторой реальности, действительности. Поэтому, говоря об объектах теории, мы часто будем иметь в виду и термины, и понятия, как бы не различая их для простоты изложения.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОЛУобъект ТЕОРИИ – термин (и понятие), опирающийся на эмпирическое обоснование, но не получивший еще пока логического (в рамках какой-либо концепции, концептуальной схемы) обоснования.

Например, занимаясь практической профконсультацией учащихся старших классов, мы быстро замечаем следующий «упрямый» факт: обращаясь к нам за советом по выбору профессии, учащийся, в сущности, перестает быть для нас учащимся. Мы его не учим в обычном значении этого слова. Наоборот, мы должны стараться создать у него мнение, что мы ничего ему не предписываем, ничего от него не будем требовать, не будем «ловить» его на каких-то ошибках. Более того, даже подчеркиваем, что наше общения с ним доверительное и по правилам служебной этики мы ничего без его согласия не должны разглашать. Мы подчеркиваем, далее, свою роль советчика, «поставщика» информации и его роль как «хозяина» выбора профессии. Все это необходимая система условий для успеха в решении главных задач профконсультации как руководства выбором профессии. Важно, чтобы «учащийся» был предельно откровенен, правиль относился к психодиагностическим процедурам, к рекомендациям старшего в роли профконсультанта. На самом деле это уже не «учащийся», а «выбирающий профессию». Нужно какое-то особое слово для обозначения этой возникшей в нашем опыте своеобразной реальности. Таким словом может быть, например, «оптант» (от лат. optans – избирающий, желающий). Пусть нам пока не ясно, следует ли встреченное явление из каких-либо общих положений, принципов, теорий психологии или педагогики, морали, права (и в этом смысле наш «упрямый» факт не имеет еще «прописки» в науке). И поэтому мы отнесем его не к категории совершенных теоретических объектов, но эмпирических полуобъектов.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЛУобъект ТЕОРИИ – термин (понятие), опирающийся на логическое обоснование, но не получивший пока еще эмпирического подтверждения, обоснования.

Например, инженер-конструктор, проектирующий рабочее место оператора швейного оборудования (швеи-мотористки, как в недавнем прошлом называли эту профессию), исходит из абстрактной идеи симметрии и считает, что элементы швейной машины должны располагаться равномерно справа и слева от работницы. Или, наоборот, работница должна сидеть «по центру» машины. Это вопрос не простой, поскольку на рабочем месте предполагается и педаль, и так называемый коленный рычаг, так что стул работницы предполагается относительно фиксированным. Описанное представление о структуре рабочего места отображается в технической документации и существует как логический полуобъект. Всем кажется, что это хорошо и разумно. Оборудование изготовляется серийно, им оснащаются швейные цеха. Но дальше оказывается, что работница должна смотреть очень напряженно, внимательно отнюдь не на «центр» машины, не на ось симметрии рабочего места, столь милую сердцу конструктора, а в зону образования шва (а эта зона находиться на «пол-аршина» влево от оси симметрии); в результате каждый день и «до пенсии» работница вынуждена сидеть изогнувшись, ибо подвинуться влево в достаточной степени не позволяют педаль и коленный рычаг, которые тоже расположены определенным образом в соответствии с идеей симметрии рабочего места. Как следствие, неоправданное утомление, искривление позвоночника, нарушения осанки и т.д.

Логические полуобъекты, таким образом, не обязательно должны просто «подтверждаться», но проверяться и, если необходимо, опровергаться или корректироваться в ходе эмпирического обоснования.

Примерами простых логических полуобъектов теории являются предположения исследователей, возникающие на стадии работы над литературой вопроса. Скажем, существует традиционное представление о профконсультации старшеклассников. Исследователь, анализируя по литературным данным возрастные особенности подростков и особенности работы по профконсультации, приходит к заключению (пока еще в чисто логическом плане), что учащиеся средних классов – шестиклассники – уже располагают необходимым уровнем развития. Чтобы сотрудничать с профконсультантом. В результате рождается логический полуобъект – «профконсультация шестиклассников» в отличие от «профконсультации старшеклассников». Позднее в результате специальной работы было получено эмпирическое обоснование этого объекта, и он, таким образом, превратился в так называемый совершенный объект теории (т.е. объект, имеющий как логическое, так и эмпирическое обоснование).

Из сказанного ясно, что логически построенное утверждение становится объектом науки не обязательно потому, что оно истинно, а потому, что построено на идеях или принципах, которые не оспариваются и могут быть основанием для заключений (как это было в примере с проектированием рабочего места). В ходе эмпирической проверки и решается вопрос о его дальнейшей «прописке» в науке.

теоретический «НУЛЬ-объект» – термин (понятие), возникающий в результате вербальной комбинаторики (случайной или преднамеренной). Это языковое построение, не имеющее пока какого-либо обоснования – ни логического, ни эмпирического.

Например, в одном из учебников по общей психологии читаем: «Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти руки, в особенности ее большого пальца». Таким образом, есть основание думать о таких идеальных, теоретических объектах, как «деятельность кисти руки», «деятельность большого пальца». Но в психологии деятельность понимается как взаимодействие человека в целом (субъекта) с объективным миром. Автор приведенного выше утверждения и не подумал бы настаивать на том, что «большой палец» есть «субъект деятельности» и пр. Здесь мы имеем дело с языковой небрежностью, вследствие которой и возник никому не нужный «нуль-объект» теории. И все хорошо понимают, что речь идет не о деятельности, а о движениях большого пальца, кисти руки.

Иногда «нуль-объекты» производятся преднамеренно. Например, производится слово «эргономичность» и определяется как обозначение хорошего соответствия особенностей средств труда особенностям человека. Затем можно соотнести этот термин с реальными эмпирическими признаками конкретных внешних средств труда (т.е. осуществить эмпирическое обоснование), усовершенствовать логическое обоснование и получить совершенный теоретический объект. Таким образом, «нуль-объекты» - это не обязательно, не всегда и не просто «пустышки» в науке. Они могут стимулировать мысль, оказываются иной раз полезным средством взаимообогащения различных областей науки, например, в тех случаях, когда термин одной науки «пересаживается» в контекст другой и в конечном счете приобретает новое значение (например, понятие «надежность» основательно разрабатывалось в технике, технологии в значении «надежность оборудования», а будучи перенесено в область человековедения, приобрело облик «надежности человека-оператора» (понадобились, разумеется, его новое определение и эмпирическое обоснование).

 

Рассмотрев основные разновидности простых идеальных, теоретических объектов, охарактеризуем методы и приемы их построения. Исходной ситуацией, в которой возникает необходимость построения тех или иных объектов теории, является ситуация, когда никакого теоретического объекта нет и когда мы до некоторых пор даже не подозреваем, что он нужен из этой ситуации возможны три выхода и им соответствуют три метода.

1. Наименование (этикетирование) сводится к поиску походящего обозначения для обнаруженного в практической работе или эмпирическом исследовании явления, процесса, невымышленного события. Соответствующие примеры мы приводили в связи с характеристикой эмпирических полуобъектов. В ходе такого поиска важно соблюдать ряд специально научных (в рамках психологии труда, инженерной психологии), логических и лингвистических требований:

- избегать использования слов-терминов, уже занятых в психологии труда или смежных с ней областях, поскольку это приведет к появлению двусмысленных, неудобных в работе терминов, суждений, утверждений. Например, столкнувшись с устойчивым качественным своеобразием трудовых движений разных людей, мы могли бы ввести такой теоретический объект, как «характер движений». Но слово «характер» традиционно обозначает определенную группу черт личности человека, и если нам придется рано или поздно рассматривать проявления характера (как свойства личности) в моторике человека, то указанный придуманный термин окажется неудобным – создаст «нагромождения» в научном языке;

- избегать использования слов-терминов, которые синонимичны уже существующим (обозначают новыми словами известные вещ). Например, в литературе существуют такие термины как «личные профессиональные планы», «проекты профессионального самоопределения», «проекты жизненных перспектив» (в связи с выбором профессии и др. все они обозначают примерно одно и то же – «Я и моя профессия в будущем» или «Я-образ в будущем». Возможно, что ни один из терминов не является безупречным (в частности все они составные, многословные, «длинные») и сам по себе конкурс их не бесполезен. Но в любом случае нужно стремиться к очистке научного языка от излишних синонимов. И уж совсем непотребное дело состоит в том, что переобозначение известных вещей новыми «сверучеными» словами выдается за новаторство в науке;

- стремиться к возможному точному соответствию семантики слова-термина сущности обозначаемого явления, выражению в нем этой сущности (с учетом происхождения слова и связанных с ним ассоциаций). Так, например, встречающийся в литературе термин «зрительное манипулирование» в значении «мысленное оперирование (например, вращение) ранее виденным объектом» небезупречен, потому что корень (от лат «манипулус» - пригоршня, горсть) указывает на руку, а отнюдь не на зрение ил образное мышление. Разумеется слова не являются предметом частной собственности, и в языке ко всему можно привыкнуть, но можно и не создавать здесь искусственных трудностей осмысления означаемых объектов;

- соблюдать требования языковой правильности, соответствия общепринятым типам словообразования и словоупотребления, эстетики языка. Например, едва ли благозвучно сочетание разноязычных приставок и корней слов: «постпоступковый», «прерабочий» и пр.;

- новый термин должен быть по возможности кратким (немногословным), удобным в употреблении, не вызывать побочных ассоциаций, образных представлений, не относящихся к делу.

2. Логическое генерирование сводится к построению следствий из некоторой группы имеющихся научных утверждений. Эти следствия в рассматриваемом случае (простых объектов теории) относятся к предполагаемым, возможным событиям, явлениям, процессам, фактам. Соответствующие примеры мы приводили в связи с характеристикой эмпирических полуобъектов. Процедуры логического генерирования суть процедуры логического следования, которое нужно подчинять следующим четырем законам:

- каждая мысль в ходе умозаключения (при повторении ее словесных выражений) должна сохранять одно и то же устойчивое содержание – закон тождества. Эффект генерирования идеи как раз и может состоять в том, что, не позволяя себе отклониться от принятого содержания мысли, мы в конце рассуждения приходим к противоречию, парадоксу – «изумляемся». Например, мы знаем, что руководство развитием человека в дошкольном и школьном возрастах обязательно есть создание условий для его самостоятельности в общественно ценных видах деятельности (начиная от застегивания первой пуговички и кончая решением сложных задач, включая и задачу выбора профессии). Мы можем далее рассуждать так: следовательно руководить дальнейшим развитием человека (в возрасте трудоспособности) – это значит создавать условия для его самостоятельности в труде (ибо это есть важнейшая общественно ценная деятельность). Вместе с тем, анализируя, например, должностные инструкции, технологические документы, распоряжения, мы легко убеждаемся, что многие из них направлены на предельное ограничение самостоятельности работника. Итак, общая идея психического развития, предполагающая возрастание самостоятельности человека, как бы требует одного, а мы на деле сталкиваемся с идеями совершенно противоположными, не согласующимися с ней. Это и заставляет нас построить (генерировать) новые логические полуобъекты. В самом деле, либо надо развитие понимать по-разному, либо труд строить так, чтобы он создавал условия для самостоятельности хоть в чем-то и где-то. Одним словом, соблюдение закона тождества делает мысль в своем роде «непреклонной» и рано или поздно приводит к ее столкновению с другими мыслями и к порождению новых идей, предположений (гипотез), которые можно так или иначе проверять на соответствие действительности;

- не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, рассматриваемом в одно и то же время и в одном и том же отношении (закон противоречия);

- в случае двух противоречащих суждений нудно устанавливать, какое из них истинно и какое ложно (закон исключенного третьего). Противоречащими называются не просто разные суждения, но такие, когда одно из них что-либо утверждает относительно единичного предмета, явления (или всего класса их). Между такого рода суждениями не может быть середины. Например, если истинно утверждение: «появление у человека в ходе работы рывкообразных движений есть признак утомления», то мысль о том, что появление названных движений не есть признак утомления, должна быть признана ложной. Если мысль не точно сформулирована, должны вводиться уточнения. Но в любом случае между утверждением и отрицанием третьего не дано;

- мысль, которую мы хотим считать истинной, должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых ранее доказан (закон достаточного основания). Сказанное означает, что нет необходимости «топтаться на месте» и эмпирически обосновывать мысль, если она достаточно опирается на ранее обоснованные (истинные) мысли. Означает она и то, что в науке нельзя «брать не веру» исходные предпосылки. Нужно убеждаться, что они доказаны, обоснованы и, следовательно, истинны, а не просто, скажем, удобны, приятны, выгодны и пр. Например, мы приходим к заключению, что предполагаемый вариант конструкции органов управления станка с необходимостью повлечет повышенное утомление определенной группы мышц рабочего. Это утверждение опирается на ранее проверенные утверждения о том, что если часто используемый орган ручного управления расположен вне зоны оптимальной досягаемости, это ведет к местному мышечному утомлению и даже к ухудшению общего функционального состояния работника. Ясно, что нет необходимости эмпирически обосновывать то, что подводится под известные понятия, суждения, отображенные в соответствующих пособиях, рекомендациях, научных публикациях. Отсюда, в частности, следует, что важно располагать хорошо упорядоченными массивами соответствующих сведений, оснащенными средствами быстрого поиска требуемой информации.

Соблюдение правил логического мышления есть важное условие специфической (а именно умственно) дисциплины профессионала-психолога. Неверно понимать дисциплину труда только как своевременный приход на работу «по звонку». Не столь важно где «сидит» работник умственного труда, важно, где «его голова», что и как в ней происходит.

В результате логического генерирования возникает логический полуобъект теории: новое утверждение, логическая обоснованность которого уже не представляется сомнительной (недостаточной), и далее необходимо осуществить эмпирическое обоснование (сличение с практической действительностью, опытными данными).

3. Вербальное комбинирование. Этот метод приводит к порождению «нуль-объектов» и культивировать его нецелесообразно.

В результате применения трех охарактеризованных выше методов возникают новые ситуации (исходы): «эмпирический полуобъект», «логический полуобъект», «нуль-объект». От них можно построить «совершенные объекты теории» при помощи соответствующих методов, которые будут рассмотрены ниже.

4. Интерпретация (истолкование) сводится к системе мысленных действий конкретизации, подведения под понятие, включенных в работу по сбору эмпирического материала. Процедура интерпретации – это процедура поиска эмпирических данных (добываемых экспериментальными или неэкспериментальными методами), которые соответствуют имеющемуся в науке «логическому полуобъекту» или «нуль-объекту».

Не следует смешивать интерпретацию как прием построения теории с созданием вымышленных фактов, которые «удобны» для подтверждения доктрины (даже если эта недоброкачественая деятельность почтительно называется «мысленный эксперимент»).

«Мысленный эксперимент» уместен в связи с рассмотрением достаточно просто детерминированных систем (шахматная партия, взаимодействие механических частей технологического оборудования и т.п.). и он едва ли уместен по отношению к внутреннему миру человека, поскольку эта область характеризуется сложными многозначными зависимостями явлений, уровней регуляции.

Интерпретация есть, как правило, более трудное дело со сороны требований к интеллекту, чем логическое генерирование. Например, в свое время в теории профконсультации, профориентации вполне логично было обосновано утверждение, что выбор профессии – это решение задачи.. но лишь через двадцать лет появилось систематическое и относительно полное, связное истолкование процесса выбора профессии как решения именно задачи с характеристикой ее структурных компонентов – искомого, известного, алгоритмов.

В результате применения интерпретации к «нуль-объекту» создается «эмпирический полуобъект». В результате применения ее к «логическому полуобъекту» - совершенный объект теории.

5. Номологизация (придание факту, невымышленному событию статуса неслучайного, закономерного явления; от греч. «номос» - закон). Это делается путем подведения новых эмпирических явлений под известные категории науки и указания связей новых явлений с известными (связей причинных, структурных, генетических).

Процедуры номологизации во много сходны с логической стороны с процедурами логического генерирования (см. далее). Типичные вопросы здесь такие: разновидность чего есть данный факт (явление, процесс)? Почему имеет место именно это, а не что либо иное?

6. Определение сводится к построению высказываний, задающих область и границы (пределы) применения данного термина, понятия. процедуры определения – часть работы по построению объектов теории на любом этапе движения от несовершенного знания ко все более совершенному.

Необходимо различать два значения термина «определение»:

ü как процесс умственной работы;

ü как результат умственной работы (как полученная в итоге формулировка, языковая конструкция).

Определение как продукт работы ума имеет несколько разновидностей:

- определение через ближайший род и видовое отличие;

- определение через перечисление признаков;

- определение через указание на происхождение обсуждаемого предмета или на способ, которым он создается («стресс – состояние человека, возникающее в ответ на труднопереносимые воздействия»);

- определение через указание или описание производимых объектом (предметом рассмотрения) операций, осуществляемых функций (например, «стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса»);

- имеются и другие разновидности определений, вплоть до так называемых «остенсивных», сводящихся к молчаливому указанию на нечто очевидное.

Следует обратить внимание на требования, предъявляемые к определению:

ü соразмерность определяемой и определяющей частей по признаку объема понятий. Объемом понятия можно «управлять», вводя признаки (тогда объем понятия уменьшается) или исключая их (это расширит объем понятия). Например, определим «действие» как «активность, направленную на достижение осознаваемой цели» - это определение слишком широкое по объему, поскольку под его определяющую часть подходит даже вся активность в течение жизненного цикла человека. Для уменьшения объема определяющей части введем дополнительный признак – «ближайшая» цель. Это сделает определение более соразмерным. Если введем еще признак, можем получить слишком узкое определение. Скажем, «двигательная активность человека…». Таким образом подбирая адекватный набор видовых признаков, добиваются соразмерности определения.

ü определяющая часть должна быть свободна от понятий, которые становятся ясными только благодаря определяемому. В противном случае возникает ошибка - «масло масляное». Так рассматриваемое выше определение действия через понятие активности небезупречно с этой точки зрения, т.к. «актус», «акт» от лат – означает действие, а значение термина «активность», приводящегося в некоторых психологических словарях – это «динамическое условие» становления, реализации, видоизменения деятельности). Таким образом имеется логический круг.

ü определение не должно быть только отрицательным суждением, должно быть внутренне непротиворечивым и недвусмысленным. Допустим кто-то захотел бы сказать: «Профессиограмма – это застывшая симфония труда». По форме это напоминает определение, а по содержанию – это всего лишь «красное словцо», неясное, нечеткое и в научном контексте неуместное.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: