ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ




За нарушение правил техники безопасности и охраны труда (в т. ч. за нарушение порядка проведения инструктажа по технике безопасности) предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП РФ, ст. 143 УК РФ).

Мера ответственности зависит от вида нарушения.

1. Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах влечет:

– для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 5000 до 10 000 руб.;

– для организации – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

 

2. Допуск сотрудника к работе без проведения инструктажа по охране труда, обязательных предварительных или периодических медосмотров и обязательных психиатрических освидетельствований влечет:

– для должностных лиц – штраф от 15 000 до 25 000 руб.;

– для организаций – штраф от 110 000 до 130 000 руб.

 

3. Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза ко 2-му классу, влечет:

– для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб.;

– для организаций – штраф от 130 000 до 150 000 руб.

 

4. Нарушения иных норм и требований законодательства по охране труда (кроме случаев, перечисленных выше) влекут:

– для должностных лиц – предупреждение или штраф в размере от 2000 до 5000 руб.;

– для организации – штраф от 50 000 до 80 000 руб.

 

За повторное нарушение во всех вышеперечисленных случаях предусмотрено наказание:

– для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;

– для организации – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Кроме того, сотрудник, ответственный за соблюдение требований охраны труда, может быть привлечен к уголовной ответственности, если это нарушение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

В этом случае нарушителю грозит один из следующих видов ответственности:
– штраф до 400 000 руб. (либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев);

– обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;

– исправительные работы на срок до двух лет;

– принудительные работы на срок до одного года;

– лишение свободы на срок до одного года (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года).

 

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть одного человека, наказывается:
– либо лишением свободы на срок до четырех лет (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет);

– либо принудительными работами на срок до четырех лет.

 

То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек, наказывается:

– либо принудительными работами на срок до пяти лет;

– либо лишением свободы на срок до пяти лет (может применяться с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

 

Такая ответственность предусмотрена в статье 143 Уголовного кодекса РФ.

Кроме того нарушение сотрудником правил охраны труда является основанием для его увольнения, если оно повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создавало угрозу их наступления (подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

 

 

Судебная практика по вопросам финансирования мероприятий по охране труда

Недостаточность финансирования учреждения также не является основанием для отказа в выполнении государственных нормативных требований охраны труда, что подтверждается в частности решением от 03.11.2015 г. по делу № 21-925/2015 Хабаровского краевого суда.

Из материалов дела:

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Хабаровском крае от 28 мая 2015 года ФКУ назначено наказание в виде штрафа в размере 120 тысяч рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ.

Юридическое лицо привлечено к административной ответственности за нарушение требований, установленных статьями 212, 213Трудового кодекса РФ и приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н, а именно: в ФКУ на различные работы, связанные с вредными и (или) опасными условиями труда, а также с организацией общественного питания, в хлебопекарню и столовую допущено 27 работников, которым не обеспечено прохождение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.

Позиция заявителя

Представитель ФКУ обратился в Хабаровский краевой суд с жалобой, в которой просит судебное решение отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность правонарушения.

Позиция суда

1. КоАП РФ не выделяет формы вины юридического лица.

Суд указал, что в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, а требует лишь установления того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как было отмечено судом, понятие вины юридического лица означает наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности и неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Вина ФКУ, согласно позиции суда, заключалась в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего трудового законодательства по надлежащей организации медицинских осмотров работников (понятие вины юридического лица раскрыто в статье 2.1 КоАП РФ).

2. Недостаточность финансирования не является основанием для освобождения от административной ответственности.

Суд отметил, что указание ФКУ на недостаточность финансирования для выполнения установленных законом и нормативно-правовыми актами обязательных предписаний не является основанием для освобождения ФКУ от административной ответственности, в связи с чем наказание за содеянное в виде штрафа в размере менее минимального из предусмотренного санкцией части 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ являлось справедливым.

3. Прекращение производства по делу в связи с малозначительностью совершенного нарушения — право, а не обязанность суда.

Судом указано, что при назначении наказания были учтены обстоятельства дела и существенная угроза охраняемым общественным отношениям. При этом социально значимая деятельность ФКУ сама по себе не является основанием для прекращения производства по делу.

Отметим, что согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Решение суда

Решение Ванинского районного суда Хабаровского края от 18 августа 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27_1 КоАП РФ, в отношении ФКУ, оставлено без изменения, а жалоба законного представителя ФКУ — без удовлетворения.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

В связи с обращениями в Центральный Совет Общероссийского Профсоюза образования от руководителей организаций Профсоюза, руководителей образовательных организаций о порядке заключения, форме и содержании соглашений по охране труда в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и содержании мероприятий, включаемых в это соглашение, специалистами отдела охраны труда и здоровья аппарата Профсоюза разработан "Примерный перечень мероприятий соглашения по охране труда в организации, осуществляющей образовательную деятельность".

Данный перечень был предложен министерству образования и науки Российской Федерации для направления в адреса руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителей подведомственных организаций Минобрнауки России для оказания практической помощи письмом Профсоюза от 20 июня 2017 года № 322.

Минобрнауки России приняло предложение Профсоюза и своим письмом от 8 августа 2017 года № 12-753 "О направлении перечня по охране труда" довело его до исполнителей и участников процесса коллективного регулирования трудовых отношений в сфере образования.

Соглашение по охране труда является приложением к коллективному договору организации и его важнейшей и неотъемлемой частью.

Соглашение по ОТ разрабатывается на календарный год, вступая в силу после подписания его работодателем и представителем профсоюза. При оформлении соглашения учитываются нормы Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. N 181н).

Перечень мероприятий соглашения по ОТ для образовательных учреждений разработан в соответствии с действующим Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, и иными законодательными и нормативными правовыми актами по охране труда и здоровья.

Мероприятия состоят из 5 самостоятельных разделов:

· организационные мероприятия;

· технические мероприятия;

· лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия;

· мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты;

· мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта.

К организационным мероприятиям, например, относят проведение специальной оценки условий труда, оценки уровней профессиональных рисков; обучение работников безопасным методам и приемам работы, обучение навыкам оказания первой помощи; проведение профессиональной гигиенической подготовки работников; разработку программ инструктажей и инструкций по охране труда.

Технические мероприятия могут включать приведение в соответствие с действующими нормами или устранение вредных производственных факторов на рабочих местах (шум, вибрация, ионизирующие, электромагнитные излучения, ультразвук); проведение испытаний устройств заземления (зануления) и изоляции проводов электросистем здания на соответствие требований электробезопасности; приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в служебных и бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствие с действующими нормами; устройство тротуаров, переходов, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

Лечебно-профилактические и санитарно-бытовые мероприятия включает проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований); проведение психиатрических освидетельствований работников в установленном законодательством порядке; создание и оборудование медицинских кабинетов; оснащение помещений (кабинетов, лабораторий, мастерских, спортзалов и других) аптечками для оказания первой помощи; обеспечение работников, занятых на работах с вредными условиями труда, молоком или другими равноценными продуктами.

Мероприятия по обеспечению средствами индивидуальной защиты включают еще и обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами, а также приобретение индивидуальных средств защиты от поражения электрическим током(диэлектрические перчатки, коврики, инструмент).

Мероприятия, направленные на развитие физической культуры и спорта включают устройство новых и реконструкция имеющихся помещений, спортивных сооружений, оборудования игровых и физкультурных залов, площадок для занятий физкультурой и спортом; организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, в том числе мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО); компенсация работникам организации оплаты занятий спортом в клубах и секциях.

Следует обратить внимание, что расходы на охрану труда учитываются в числе прочих расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу только в том случае, если они нормативно обоснованы.

Согласно статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтверждённые затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтверждёнными расходами понимаются затраты, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Рассмотрим случаи, когда вы можете учесть следующие расходы в налогооблагаемой базе, которые непосредственно касаются охраны труда:

В налоговом учёте затраты на проведение специальной оценки условий труда относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, установленных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Понятно, что в расходах такие затраты учитываются только при их экономической обоснованности и документальном подтверждении (письма Минфина России от 09.08.2011 г. № 03-03-06/4/95, Минздравсоцразвития России от 25.05.2012 г. № ТЗ/3159-3-5).

Работодатель обязан обеспечить работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

При этом использовать можно только сертифицированные СИЗ (ст. 212 ТК РФ, Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н).

При выдаче СИЗ работодатели должны руководствоваться типовыми нормами. Вместе с тем в коллективном или трудовом договоре компания вправе предусмотреть повышенные нормы.

Стоимость спецодежды, не относящейся к основным средствам (цена которой менее 40000 руб.) и других средств индивидуальной защиты включается в материальные расходы в момент передачи СИЗ в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Списать эти затраты можно при одновременном выполнении следующих условий:

 

  • проведена специальная оценка условий труда (или аттестация рабочих мест), и её результаты подтверждают необходимость выдачи спецодежды (письма Минфина России от 16.02.2012 г. № 03-03-06/4/8, от 11.12.2012 г. № 03-03-06/1/645);

 

  • спецодежда выдаётся в пределах Типовых норм, указанных выше.

 

Работодатель обязан выдавать молоко работникам, занятым на работах с вредными условиями труда (ч. 1 ст. 222 ТК РФ). Порядок и условия выдачи бесплатного молока или других равноценных продуктов установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. № 45н. Этим же документом определены вредные факторы, из-за воздействия которых и выдаётся молоко (смотрите Приложение 3 к приказу № 45н).

Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 л. за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдаётся при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены (смотрите п. 4 Приложения 1 к Приказу № 45н).

Вместо выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работнику на основании его заявления может выплачиваться компенсационная выплата (ст. 222 ТК РФ, п. 10 Приложения 1 к Приказу № 45н). Её размер принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта РФ (п. 2 Приложения 2 к Приказу № 45н). Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок её индексации прописываются в коллективном или трудовом договоре (п. 4 Приложения 2 к Приказу № 45н).

К расходам на оплату труда относится в том числе стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством РФ питания и продуктов (п. 4 ст. 255 НК РФ).

Как уже было отмечено, в Приказе № 45н приведён Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Если по результатам аттестации (СОУТ) условия труда не были признаны вредными, бесплатная выдача молока не относится к компенсациям и облагается НДФЛ (Письмо Минфина России от 01.08.2007 г. № 03-03-06/4/104).

Работодатели за свой счёт обязаны проводить предварительные и периодические медицинские осмотры (ч. 2 ст. 212, ч. 6 ст. 213 ТК РФ, Приказ № 302н).

Обязательный предварительный медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора должны проходить (ст. ст. 69, 266 ТК РФ):

  • лица, не достигшие возраста 18 лет;
  • иные лица в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")

По решению местных органов самоуправления для отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров (ст. 213 ТК РФ).

Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения этих осмотров (обследований) утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н. Этим документом утверждены также Порядок и сроки проведения медицинских осмотров.

Если же вы не относитесь к вредным и опасным условиям труда, то во исполнение требований ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утверждённого постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 г. № 554, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 г. № 118 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам ит организации работы», п. 13.1 которых установлено, что лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВМ), должны проходить обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в установленном порядке. При этом в силу ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (в отдельных случаях в силу ст. 92 ТК РФ предусмотрена возможность сокращенной продолжительности рабочего времени).

Время, затраченное на такие медицинские осмотры, включается в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).

Перечень затрат, которые работодатель вправе возместить за счёт уплаченных взносов, приведён в п. 3 приказа № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». Данный перечень расходов уменьшает налогооблагаемую базу, но, следует помнить ст. 252 НК РФ, что если затраты подтверждены документально и экономически обоснованы, то мы также можем принять данные суммы в расходы.

Одномоментные затраты на внедрение мероприятий по охране труда могут быть капитальными (срок эксплуатации которых превышает один год, а стоимость переносится на себестоимость продукции путём амортизации) и затратами, которые отображаются в себестоимости продукции на протяжении одного производственного цикла или одного года.

Текущие затраты — это затраты, которые периодически возобновляются в процессе производства в связи с необходимостью обеспечения постоянного действия мероприятий. Эти затраты в установленном порядке относятся к валовым затратам производства и также списываются на себестоимость.

Затраты на мероприятия по охране труда, в зависимости от влияния на них изменений объемов производства, делятся на сменные (условно-сменные) и постоянные (условно-постоянные).

Сменные (условно-сменные) затраты изменяются пропорционально изменениям объемов производства. К ним относятся:

 

  • затраты на сырье и основные и вспомогательные материалы;

 

  • затраты на энергию, заработную плату рабочих;

 

  • затраты на возмещения пострадавшим вследствие несчастных случаев на производстве и на льготы и компенсации за работу в неблагоприятных и вредных условиях работы и прочие затраты трудоохранного назначения, которые изменяются при изменении объемов производства.

 

Постоянные (условно-постоянные) затраты — это общие для предприятия или его структурных подразделений затраты на мероприятия по охране труда, которые не изменяются при изменении объёмов производства или изменяются совсем мало. К ним относятся:

 

  • затраты на производственную санитарию, вентиляцию, содержание производственных помещений;

 

  • затраты на спецодежду и спецобувь и их ремонт, стирку, дезинфекцию;
  • затраты на эксплуатацию оснащения «трудоохранного» назначения, на организационные, санитарно-гигиенические, психофизиологические и, частично, технические мероприятия по охране труда и производственной санитарии.

ОБРАЗЦЫДОКУМЕНТОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: