Лекция 1. Гуманитарная классика в режиме перечтения.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«Новейшая драматургия и киноискусство»

(феноменология драматического текста)

Москва

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки ООП 44.04.01. - «Педагогическое образование»

Разработчик:

Кафедра русской литературы ИГН ГБОУ ВПО МГПУ, к.ф.н., доцент И.И.Мурзак

 

Рецензент:

Кафедра русской литературы ИГН ГБОУ ВПО МГПУ, д.ф.н., профессор Э.Ф.Шафранская

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры русской новейшей литературы и читательских практик

Протокол № 1 от "01" сентября 2015 года

Зав. кафедрой: профессор А.И.Смирнова

© ГБОУ ВПО МГПУ, 2015

© Кафедра русской литературы, 2015

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

Предметом изучения данной дисциплины являются произведения театра и кино как основы духовной практики современного зрителя, а также осмысление роли кино и театрального искусства в культурологическом процессе. Цель учебной дисциплины: формирование компетентного специалиста, обладающего необходимым комплексом историко-культурных знаний, умений и навыков в области современного культурологического процесса. Задачи дисциплины: воспитание общей культуры и профессионального отношения к современной культуре; формирование теоретических представлений о культурном процессе, его своеобразии и закономерностях в контексте общемировых культурных процессов; ознакомление с наиболее репрезентативными для современного культурологического процесса явлениями, авторами и произведениями в их системной соотнесенности и взаимосвязях; овладение методами и приемами анализа и интерпретации произведений театра и кино; формирование историзма восприятия места современной киноиндустрии и театра в контексте истории русской и мировой культуры; изучение жанровой системы и особенностей функционирования произведений в кино, театре и на телевидении.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

– основные стилистические черты авторского кинематографа и театральной режиссуры;
– смысловые особенности образов отдельных режиссеров;

– основные труды по истории кино и театра;
– основные термины, применяемые при изучении кинематографии и театроведения;
– стилистические признаки наиболее значимых направлений в театре и кино;
– источники возникновения ведущих течений в кинематографе и театральном искусстве.

 

уметь:

– раскрыть идейно-художественные, философские и культурологические корни искусства театра и кино;

– предложить развернутую характеристику основных кинематографических направлений, течений, школ, стилей;

– на основе полученных сведений о творчестве выдающихся кинорежиссеров, уметь видеть эстетические особенности конкретных художественных фильмов и направлений, различать авторский стиль и определять принадлежность картин и спектаклей к определенным течениям;

 

владеть:

–навыками анализа художественного текста культуры с учетом специфики культурологической ситуации, принадлежности автора и его творчества к конкретному художественному направлению (течению, группе, стилевой тенденции и др.).

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела
  Культура как текст Текст культуры как знаковая система. Семиотическое поле культуры. Функции знаковой системы. Диалог культур. Архитектура и живопись, театр и кино как тексты культуры. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. «Гипертекст» как феномен информационной культуры. Различные уровни понимания текста (Р. Барт, Ю. Лотман, У.Эко) и их роль в интерпретации произведения культуры. Понятие культурного контекста. Проблема диалога и понятие интертекстуальности (М.Бахтин, Ю. Кристева). Обобщение понятия текста на все культурные феномены: мир как текст. Рецептивная эстетика. Работы Х.-Р. Яусса и В. Изера. Проблема отношений текста и внетекстовой действительности. Понятие культурного кода.  
  Основные подходы, школы, методологические основания теории искусства. Смена базовых понятий: произведение, структура и текст. Смена художественных эстетик   А.Бергсон о теории кино, «движение образ», «время образ». Ж.Делез о поисках смысла в киноискусстве. Кино и театр: эстетические границы. Сюрреализм в мультипликации. Пародия как прием современного театра и кино. Семиотика кино и театра. Режиссер как демиург, возвращение к актерскому театру.Теория Б.Брехта эпического театра. У.Эко о роли зрителя.
  Модели восприятия художественного текста Структура поэтического сравнения - разрушение узнаваемости в пользу воображения. Сюжетный мир произведения: процедура усечения безграничного до потребности фабулы. Преломление авторского знания в знаковых образах текста. Предметный мир и способы его комментария в культуре. Роль кино- и театральных фестивалей и конкурсов в развитии киноискусства и театрального мастерства. Опыт анализа современного текста кино и спектакля.
  Понятие «композиции текста». Новые методы анализа художественного произведения   Принципиальное отличие композиции текста от композиции произведения. Композиция произведения и его архитектоника, соотношение частей и целого, структура образов. Подход постструктуралистов, занимающихся единым текстом (единым полотном, тканью) культуры, и не вычленяющих завершенной ткани произведения. Композиция текста: проблемы первого слова и финала. Произведение как торжество автографии над биографией. Хронотоп текста и время зрительского восприятия. Трансформация образов: философские и моральные перспективы экспериментов с традиционными образами чувств. Творчество автора и интеллектуальные возможности зрителя. Роль зрителя в судьбе спектакля.  
  Экранизация и театральные версии литературных произведений   Взаимодействие искусств в различных произведениях: сценическая постановка, фильм, литературное произведение. Кинофильм как один из центральных жанров современной культуры. Буктрейлеры и представление книги как фильма. Театр, драматургия, литература: между текстом и сценой.  

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) основная литература

• Крымова Н. Имена. Избранное: в 3-х книгах. М., 2005

• Делёз Ж. Кино, М., 2004

• Барт Р. «Нарратологический подход к экранизации». М., 2005

• Успенской Б. Поэтика композиции. - СПб., 2000.

• Зенкин С. Работы по теории. М., 2013

• Агафонова Н.А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск, 2008

• Театр как социологический феномен. – Москва: Алетейя, 2009

• На путях постмодернизма. М., 1995.

• Постмодернизм и культура. М., 1991.

• Постмодернизм // Современная западная философия. Философия. М., 1991.

• Фрейлих С.И. Теория кино: От Эйзенштейна до Тарковского, М., 2002

• Ямпольский М. Язык-тело-случай: Кинематограф и поиски смысла, М., 2004
История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века под редакцией Н.С. Пивоварова. ГИТИС., Москва, 2005

• Давыдова М. «Конец театральной эпохи» «Золотая Маска. «О.Г.И. М. 2005

• Русский драматический театр: энциклопедия. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2001.

• Эко У. «Открытое произведение. Инсценирование как опыт чтения» М., 2002

 

б) дополнительная литература

• Гидденс Э. Постмодерн // Философия истории. М., 1995.

• Гринуэй П. Идеальная модель кино// Искусство кино. 1997. № 9.

• Русский авангард»: Изобразительное искусство. Литература. Театр: Хрестоматия. Составители: Загянская Г.А., Иванова М.С., Исаева Е.И.. М.: РАТИ-ГИТИС, 2007

• Пави П. Словарь театра. М., 1991

• Козловский П. Культура постмодернизма. М., 1997

• Авангард и театр 1910–1920-х годов: антология. – Москва: Наука, 2008. – 704 с. – (Искусство авангарда 1910–1920-х годов).

• Духанина, Любовь. Куклы и театр / Любовь Духанина. – Москва, 2002. – 120 Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра ХХ века. М. «Артист. Режиссер. Театр» 2004

• Макаров С. М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений / С.М. Макаров. – Москва: Либроком,2010. – 208 с.

• Абелюк Е., Таганка. Личное дело одного театра (+ DVD-ROM) / Е. Абелюк, Е. Леенсон. – Москва: Новое литературное обозрение, 2007. – 648 с.

• Вислова, А. В. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI веков. Издательство: Университетская книга, 2009

• Якубовский А. Профессия: театральный критик. ГИТИС Москва 2008.

• Забалуев, Владимир. Новая драма: практика свободы / Владимир Забалуев, Алексей Зензинов // Новый мир. – 2008. – №4.

• Перекресток. Новая драма. Кинотеатр.doc [Электронный ресурс] // Сеанс. – № 29/30. Триумф скорости. – Режим доступа: https://seance.ru/category/n/29-30.

• Фестиваль «Новая драма 2008» [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2009. – № 3. – Пьесы: Михаил Дурненков: Хлам (пьеса) Михаил Дурненков: Искусство вечно! Ярослава Пулинович: Наташина мечта Ксения Драгунская: Пробка. – Режим доступа: https://www.kinoart.ru/magazine/archive/03-2009.

• Михаил Угаров. Театр для всех. Беседу ведет Марина Шимадина [Электронный ресурс] // Искусство кино. – 2007.– № 3. – Режим доступа: https://www.kinoart.ru/magazine/03-2007/review/fis0703.

• [Подборка материалов о «Новой драме»]// Искусство кино. – 2004. – № 2.

• Кислова, Л. С. ТЕАТР.DOC: жизнь в режиме реального времени (проекты В. Леванова «Сто пудов любви», Е. Нарши «Погружение») // Филологический дискурс: вестник филологического факультета ТюмГУ. – 2007. – Вып. VI: Стратегии обновления в языке и культуре. – С. 21–30.

• Болотян. И. О драме в современном театре: verbatim // Вопросы литературы. – 2004. – № 5

• Забалуев, В. Время вербатима: От тоталитарного театра к поиску новой экзистенциальности / В. Забалуев, А. Зензинов // Современная драматургия. – 2004. – № 1.

• Забалуев, В. Между медитацией и «ноу-хау»: Российская новая драма в поисках себя / В. Забалуев, А. Зензинов // Современная драматургия. – 2003. – № 4.

• Липовецкий, М. Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Владимира и Олега Пресняковых // Новое литературное обозрение. – 2005.

• Мамаладзе, М. Театр катастрофического сознания: о пьесах – философских сказках Вячеслава Дурненкова на фоне театральных мифов вокруг «новой драмы» // Новое литературное обозрение. – 2005

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса, и программное обеспечение:

при подготовке рефератов используется программа Microsoft Word;

при подготовке презентаций – Microsoft PowerPoint;

при поиске информации – браузер Google Chrome.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Сайт МГПУ

Журнал «Антропологический форум». URL: https://anthropologie.kunstkamera.ru/

Журнальный зал: https://magazines.russ.ru/

Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ: https://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm

Журнал «Антропологический форум». URL: httpHYPERLINK "https://anthropologie.kunstkamera.ru/"://HYPERLINK "https://anthropologie.kunstkamera.ru/"anthropologieHYPERLINK "https://anthropologie.kunstkamera.ru/".HYPERLINK "https://anthropologie.kunstkamera.ru/"kunstkameraHYPERLINK "https://anthropologie.kunstkamera.ru/".HYPERLINK "https://anthropologie.kunstkamera.ru/"ruHYPERLINK "https://anthropologie.kunstkamera.ru/"/

Журнальный зал: https://magazines.russ.ru/

Леви-Стросс Клод. Структурализм и экология. https://www.philosophy.ru/library/ls/eco.html

Леви-Стросс Клод. Путь масок. https://ec-dejavu.ru/p/Publ_Levi_Strauss_Mask.html

Фуко Мишель. Слова и вещи. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/fuko_slv/index.php

Фуко Мишель. Что такое автор? https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Fuko/_Avtor.php

Фуко Мишель. Это не трубка. https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fuko/trubka.php

Шкловский Виктор. Искусство как прием.. М.: Советский писатель. 1983. https://opojaz.ru/manifests/kakpriem.html

Эйхенбаум Б.М. Теория формального метода. https://opojaz.ru/method/method_intro.html

Якобсон Роман. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.

Сайт «ОПОЯЗ: Материалы. Документы. Публикации. https://opojaz.ru/index.html

 

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Аудитория, оснащенная следующей техникой:

Ноутбук, видеопроектор, экран, диски с иллюстративными аудио- и видеозаписями.

 

Примерный план лекций:

 

Лекция 1. Гуманитарная классика в режиме перечтения.

«Инфографика – от литературного текста к визуализации смысла». К истории антропологического взгляда на визуальность. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Кандинский о точке и линии. Экранизация как визуализированный текст. Визуализация – как медленное чтение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: