Классификация методов психологии труда




Прежде чем говорить о классификации методов психологии труда, дадим определения терминам, описывающим категориальный аппарат понятия «методы психологии»[1]:

Методы психологии – это приемы и средства, при помощи кото­рых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практичес­ких рекомендаций.

Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его примене­ния, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.

Валидность метода отражает его адекватность и действенность, ха­рактеризует точность измерения данным методом психического свой­ства, а также насколько психологический метод адекватен исследуемой проблеме. Валидность метода определяется корреляцией его резуль­татов с другими критериями измеряемого свойства. Проверка валид­ности метода называется валидизацией.

Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью ре­зультатов, получаемых при помощи данного психологического мето­да. Надежность метода определяется путем установления корреляции между результатами первого и повторного применения данного мето­да или путем сопоставления данных, полученных при помощи данно­го метода, и результатов, полученных при помощи другого, эквивален­тного метода.

Трудоемкость овладения методом проявляется в том, какое время требуется для овладения данным методом специалистом-психологом или специалистом из другой, смежной профессиональной области. Трудоемкость метода проявляется также и в том, какой уровень ква­лификации необходим для специалиста, реализующего данный метод. В некоторых случаях овладение методом требует сравнительно не­значительного времени и общей профессиональной квалификации специалиста. В других случаях для овладения методом необходи­мы дополнительный период стажировки и высокий уровень специаль­ной квалификации психолога.

Например, при овладении методами опроса и анкетирования яв­ляется достаточным обучение специалиста в отечественном высшем учебном заведении психологического или социологического профи­ля. При овладении методом психоанализа необходима специальная многолетняя стажировка психолога в соответствующем психоанали­тическом центре за пределами России.

Трудоемкость метода проявляется также в уровне сложности его реализации и количестве времени, необходимого для нее. Так, некото­рые опросные методики занимают незначительное время и содержат простые, однозначно понимаемые обследуемым человеком вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых он должен выбрать один, соответствующий его позиции и мнению. Такие же методики, как MMPI или тест Т. Лири, содержат несколько десятков вопросов, не имеющих готовых ответов, и требуют значительного времени и уси­лий обследуемого для формулирования собственных ответов.

Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Многие валидные и надежные психологиче­ские методы имеют нетрудоемкую форму анализа результатов. К таким методам можно отнести, например, дифференциально-диагностиче­ский опросник, направленный на выявление сферы предпочтений че­ловека (автор Е.А. Климов), уже много лет очень популярный среди психологов-диагностов.

 

Психология труда как отрасль психологической науки использует весь арсенал общепсихологических методов, на­полняя их специфическим содержанием[2]. Это обусловлено особенностями объекта и целями исследования. Помимо об­щепсихологических методов, психология труда применяет ряд специфических приемов изучения поведения человека в условиях трудовой деятельности. Большинство методов используются в трех самостоятельных планах:

▪ для психологического анализа профессиональной дея­тельности;

▪ для проведения разнообразных прикладных исследова­ний (профотбора, профессиональной консультации, рацио­нализации труда и отдыха и т. д.);

▪ для исследования личности конкретного работника, его способностей, мотивации, состояний.

Существует несколько классификаций методов психоло­гии труда, которые предлагают практически одинаковый набор методов и критерии их группировки. Обобщая их, можно предложить классификацию методов психологии труда, которая включает две больших категории методов:

 

 

группа неэкспериментальных методов, представляющая собой целенаправленное изучение профессиональной дея­тельности в естественных условиях   группа эксперимен­тальных методов, включающая целенаправленное изучение организации условий и способов выполнения деятельности

 

В первую группу входят два основных метода: метод на­блюдения и метод опроса, а также ряд дополнительных ме­тодов и вспомогательных средств.

Вторая группа включает эксперимент в двух своих разно­видностях: лабораторный и естественный (производствен­ный), а также метод тестов.

 

Обоснованным будет рассмотрение м етодов исследования профессиональной психологии, которая является составляющей психологии труда[3] (табл. 1).

Таблица 1

Классификация методов профессиональной психологии в зависимости от задач исследования

Задача исследования Группа методов исследования Конкретные методы исследования
Описание профессионального становления личности Генетические методы ▪ лонгитюдный метод ▪ биографический метод ▪ каузометрия ▪ психобиография ▪ метод анамнеза
Характеристика профессий Праксиметрические методы ▪ анализ заданий ▪ изучение документации ▪ трудовой метод ▪ наблюдаемый опрос
Измерение профессионально значимых признаков Психометрические методы Тесты: ▪ специальных способностей ▪ достижений ▪ опрсники интересов ▪ диагностики обучаемости
Объяснение профессионального становления личности Экспериментальные методы Эксперименты: ▪ естественный ▪ лабораторный ▪ моделирующий ▪ формирующий
Обработка методов исследования Методы математической обработки Анализ: ▪ дисперсионный ▪ корреляционный ▪ факторный

 

5.2. Эмпирико-познавательные методы [4]

Наблюдение ( является классическим методом психологии) может рассматриваться либо как деятельность, либо как методика, либо как процедура или как метод. Если рассматривать наблюдение как деятельность, работу, то его можно определить как специально организованное установление фактов, опирающееся функции органов чувств человека (как субъекта познания) и не предполагающее специального создания условий для провоцирования изучаемых процессов. В этом смысле наблюдение является общенаучным средством движения от незнания к знанию. И не только общенаучным, но и «общепрактическим», если бы было такое слово. Очевидно, что многие виды практической (разъяснительной, обучающей, коррекционной, консультатив­ной) работы психолога в области труда ведутся под контролем наблюдения.

Едва ли когда удастся указать какую-либо научную или прак­тическую профессию, в которой работнику не нужно было бы следить за ходом дела, объектом труда, устанавливать факты, характеризующие этот объект, его состояния, изменения. В случаях, когда работник пользуется инструментами, технически­ми средствами в этих целях, наблюдение все равно имеет место в той или иной форме. Даже «чистый» и глубоко убежденный в исключительности своего занятия экспериментатор не перестает быть в то же время и наблюдателем. Меняется только структура наблюдения (предметом наблюдений могут стать эксперименталь­ная установка, приборы, индикаторы и пр.).

Наблюдение и эксперимент (опыт) как основные общенауч­ные способы движения от незнания к знанию различаются прежде всего, как известно, по признаку вмешательства субъекта позна­ния в условия возникновения и протекания изучаемых явлений, процессов. Если человек провоцирует, вызывает изучаемые явле­ния, события – это эксперимент, если только использует скла­дывающиеся ситуации – наблюдение. Следует сразу же огово­риться, что признак строгости, корректности способа движения от незнания к знанию не является, вообще говоря, неотъемле­мым качеством эксперимента. Легко убедиться, что экспери­мент, даже обставленный весьма внушительной техникой, может оказаться весьма нестрогим, а наблюдение, наоборот, может быть весьма строгим (если хорошо определены и скрупулезно фиксируются изучаемые признаки исследуемого объекта).

Будет ли наблюдение научным или практическим, это зависит от того, в решение каких задач оно включено. Следует иметь в виду, что практическое наблюдение может быть очень высокого качества по параметрам истинности, объективности, систематичности, полноты, а также напряженности и ответственности деятельности. Так, например, летчик-наблюдатель лесного хо­зяйства проверяет систему альтернатив, гипотез: есть ли призна­ки пожара или нет их. Если есть, то действительно ли это пожар или, быть может, это большой костер, разведенный туристами, или случайный выброс, например дыма на промышленном пред­приятии, и т.п.? Если пожар, то каковы его характер, площадь, координаты? Корректность результатов наблюдения здесь имеет большое и разностороннее значение (экономическое, социаль­ное, ибо пожар – это не только материальные потери, но, воз­можно, и потери человеческого здоровья и жизней).

Практическое наблюдение, проводимое непсихологом, может иметь и психологическое содержание. Например, линей­ный инспектор службы безопасности движения может проверять следующие предположения (по поведению автомашин на дороге): не оказался ли за рулем просто неопытный водитель, или водитель в нетрезвом или возбужден­ном состоянии, или угонщик, не привыкший к данной машине, или неопытный, но самоуверенный, потерявший бдительность водитель и пр.

Методист, инспектор отдела народного образования, присутствующий на уроке учителя, также изучает методом наблюдения, в частности, и некоторые психоло­гические стороны, факторы труда педагога и учебной деятельнос­ти учащихся. А именно, уровень подготовленности, качества ума, личности учителя, его трудовые приемы, состояние внима­ния учащихся и т. д.

Наблюдательская работа описанного рода может быть включе­на в систему научных задач. В этом случае факты, зарегистриро­ванные нашими наблюдателями-практиками, будут иметь науч­ное значение. Более того, может быть специально предусмотрено соблюдение важного принципа «незнания» наблюдателем неко­торых общих гипотез исследования, что может рассматриваться как одно из условий обеспечения объективности исследования в целом.

Наиболее важные результаты наблюдений документируются, отражаются в протоколах, технических записях (видео, кино и т.п.).

Итак, истинность и другие качества получаемого знания – это не автоматический продукт наблюдения, названного науч­ным. Практическое наблюдение, вообще говоря, может быть ничуть не худшим способом движения от незнания к знанию, чем любой другой. Но все же, если мы включаем наблюдение в систему научных или научно-практических задач, это требует придания ему некоторого специфического облика, специфичес­кой организации деятельности наблюдателя.

В отношении наблюдения, включенного в научные задачи, особое внимание важно уделить организации работы наблюдателя, строгости процедур получения и фиксации знаний об объекте. Правда, обычно это сопровождается потерей оперативности и многоаспектности познания. Научное наблюдение по сравнению с практическим обычно характеризуется специально ограниченным, парциальным объектом изучения и более длительными временными отрезками, отводимыми для изучения одних и тех же объектов.

Но, когда мы выше говорили о достоинствах наблюдения как средства движения от незнания к знанию, мы фактически имели в виду определенную область его объектов. Ее можно было бы назвать областью макрообъектов. Нельзя отрицать, что задачи проникновения науки в микромир, клеточный или молекуляр­ный уровни изучения живых объектов, проникновения ее в мир атома, его устройство, а также задачи изучения сильно удален­ных космических объектов, изучения процессов превращения ве­ществ и т.п. требуют применения экспериментальных методов. И в психологии также есть проблемы, задачи, которые требуют сложной экспериментальной техники и соответствующих мето­дик. Все это очень важно, но косвенным образом способствует существованию предрассудка о том, что метод наблюдения – это «вчерашний день науки». По отношению ко многим современ­ным задачам это, возможно, справедливо, но что касается задач изучения таких объектов, как личность, труд, субъект деятель­ности, действие, деяние, деятельность, то здесь утрата культуры наблюдения была бы утратой профессиональной культуры психолога (при всех успехах экспериментальных методов в этой области).

Мы полагаем, что метод наблюде­ния, по крайней мере в психологии труда, является и исторически, и логически, и по месту, которое он занимает в работе специалиста, базовым по отношению к остальным методам сбора эмпирических данных. Все остальные методы этого рода, как экспериментальные, так и неэкспериментальные, возникают как своего рода полезные деформации метода наблюдения.

А именно, если предметом наблюдения становится не "живая" деятельность, а ее результат, то мы получаем метод анализа продуктов деятельности (под словом анализ здесь тради­ционно имеется в виду, конечно, не просто разложение целого на части, а разбор, изучение, в ходе которого происходят и собственно анализ и синтез представлений).

Если перед нами продукты речевой, вербальной деятельности, выраженные письменно, то соответствующая деформация наблю­дения дает нам опросные методы, контент-анализ текстов. Если вместо того, чтобы очищать факты от их интерпретации, истол­кования в ходе наблюдения, мы, наоборот, сосредоточиваемся на их истолковании, оценивании, то это при определенных усло­виях дает нам метод экспертизы, или метод экспертных оценок. Если вместо того, чтобы избегать вмешательства в ход процессов психики, как это свойственно классическому наблюдению, мы создаем условия, чтобы эти процессы вызвать, то, не переставая выполнять наблюдательские функции, мы оказываемся в роли экспериментатора.

Если условия, которые при этом создаем, организуем, доста­точно привычны для наблюдаемого (и он не замечает, не знает, что оказывается объектом экспериментирования), то перед нами так называемый естественный экспери­мент, и наш наблюдаемый незаметно для себя самого оказывает­ся испытуемым. Если мы создаем искусственную ситуацию, то перед нами лабораторный эксперимент. Но и здесь хороший психолог не оставляет полностью позиции наблюдате­ля, хотя структура наблюдения предмета существенно меняется. Психолог, быть может, следит за самописцами, приборами, репликами испытуемого – пусть по лабораторному телефону и пр. Но если он не теряет позиции собственно психолога, то не утрачивает и функции наблюдателя.

Если объектом наблюдения становятся высказывания чело­века, его устная речь в специально построенном исследовате­лем диалоге (или иной форме общения), то мы имеем в резуль­тате метод беседы (индивидуальной или групповой). Если предмет беседы смещается на биографию, историю личности испытуемо­го, то структурируется метод анамнеза, биографический метод.

Итак, описанную выше систему методов можно представить графически в виде своеобразной "ромашки", "цветоложем" кото­рой оказывается метод наблюдения, от которого "произрастают" в виде "лепестков" другие методы сбора эмпирических данных. Если подобного рода схемы помогают вам усваивать материал (помогают построить внутреннее средство ориентировки в наборе перечисленных методов), можете начертить такую схему самосто­ятельно, и ее можно рассматривать как некоторое системное представление множества обсуждаемых методов.

 

Все методы сбора эмпирических данных имеют признаки, свойственные наблюдению. В частности, это пять важных тре­бований:

объективности,

систематичности,

• предварительной программы,

• учета внешних и внутренних условий активности исследуемого,

фиксации полученных результатов.

В рамках каждого метода структурируются методики – систе­мы материально представленных средств. Они должны включать следующие составляющие:

• некоторое исходное теоретическое представление об изучаемой реальности, выраженное на понятном для специалистов языке;

• программу исследования в виде общего его плана и перечня единиц рассмотрения с указанием их признаков;

• описание требований к процедуре проведения исследования как деятельности, к организации работы исследователя, включая описание возможных ошибок, изложение правил, советов, предостережений;

• описание и фактическое наличие необходимых вещественных средств (начиная от бланка протокола и карандаша при про­стейшем наблюдении и кончая сложными приборными комп­лексами, сооружениями);

• описание порядка первичной обработки и представления эмпи­рических данных в определенных показателях. Вопросы интер­претации, истолкования этих данных уже выходят за рамки собственно методики их сбора в том смысле, что собирать может один человек, а интерпретировать – другой. Это может быть принципом исследования и (или) реализа­цией «принципа незнания», гарантирующего беспристраст­ность сбора и разбора (анализа) данных.

Ниже кратко охарактеризованы специфические особенности некоторых психологических методов сбора эмпирических данных.

Метод беседы применяется при изучении ин­дивидуальной психологической структуры труда, при изучении профессий, некоторых функциональных состояний людей в труде, личных профессиональных планов (в системе профконсультации при выборе профессии или вынужденной перемене труда), при оценке рабочих мест (в системе их эргономической проработки) и т.д. Беседа обычно применяется в сочетании с другими методами.

Предмет рассмотрения здесь – высказывания, их содержа­ние, выразительные средства речи, динамические ее характерис­тики (темп, ритм).

Основные требования к беседе как методу:

• наличие нежесткой, гибкой программы, но заранее продуман­ной (с мысленным «проигрыванием» возможных вариантов ее развития), позволяющей оперативно строить общение в зави­симости от высказываний испытуемого, его реакций, состоя­ний;

• наличие специального доверительного социального контакта психолога с испытуемым;

• беседа не должна вырождаться в устную анкету (или опрос). Вопросы должны естественно вытекать из контекста общения и, возможно, перемежаться с высказываниями психолога и о себе. Тем более беседа не должна вырождаться в допрос (вслед­ствие, например, тенденции инициатора беседы к доминиро­ванию в ходе общения);

• вопросы не должны ставиться во внушающей, «подсказываю­щей», «подталкивающей» форме;

• вопросы должны ставиться не столько в прямой форме, сколько в косвенной, провоцирующей свободное вы­сказывание. Например: «А что если бы...?», «Как Вы думае­те...?», «Что бы нужно сказать о Вашей профессии школьни­кам...?» и т.п.;

• система вопросов должна допускать взаимопроверку ответов, (спрашивать о чем-то одном в разных контекстах, разными словами);

• ход беседы должен как-то фиксироваться (по соображениям этики, условиям общения и при согласии рес­пондента-испытуемого, звуко- или видеозапись. При прото­колировании – дослов­но без малейшего редактирования. Иногда, чтобы не сковывать испытуе­мого, беседу протоколируют после ее завершения;

• беседа не обязательно происходит одномоментно, но может складываться из обмена репликами, разобщенными во времени и пространстве. Если беседа проводится в рабочее время, то она не может не быть фрагментарной, поскольку занятый работой испытуемый, как правило, не может надолго отвлекаться от дела. А проявлять назойливость со стороны исследователя в таких случаях бестактно.

Обратим внимание на некоторые рекомендации по технике установления контакта, являющегося необходимым условием до­стоверности получаемых данных. Необходимо установить дело­вые, оправданные с точки зрения испытуемого отношения с ним и выступать в понятной для него роли. Пусть это будет роль человека, изучающего ценный опыт работника, чтобы сообщить о нем новичкам или учащимся профессионального учебного заве­дения, или роль человека, озабоченного вопросами улучшения, рационализации рабочих мест в целях сделать работу более удоб­ной, менее утомительной и т.д.

Важным условием контакта является создание ситуаций, в которых исследователь предстает как человек, от которого воз­можна какая-то помощь испытуемому в затруднительном для него положении или помощь трудовому коллективу. Помощь сове­том, делом, например улучшением какого-то элемента условий труда (освещенности, компоновки рабочего места), условий обу­чения и т.д. Задача инициатора контакта (психолога) в том, чтобы, созда­вая те или иные ситуации, содействовать развитию контакта в желательном направлении.

Метод анамнеза сводится (в контексте нашей науки) к сбору данных об истории развития данного человека как субъекта труда. Это бывает необходимо для обоснования оценок устойчи­вости мотивов, для демаскировки некоторых способностей и дру­гих личных качеств, не обнаруживающихся, например, в наблю­даемой деятельности. Анамнез может пролить свет на объяснение поступков, может быть полезен для построения прогнозов разви­тия личности, для обоснования наиболее эффективных средств воспитательного воздействия на определенного человека и т.д. В методологическом плане этот метод реализует принцип изучения психики в развитии.

Предметом рассмотрения являются высказывания, докумен­ты, вещи, характеризующие испытуемого. Высказывания испы­туемого о событиях своего прошлого объединяют иногда поняти­ем «субъективный анамнез». Высказывания же о нем других лиц и характеризующие его документы обозначают как «объективный анамнез». «Субъективный» здесь надо понимать в значении «субъектный», а отнюдь не обязательно как «ненадежный», «неистинный». Точно так же и высказывания сторонних лиц, кото­рые тоже ведь являются субъектами, не обязательно будут непре­менно «объективными» в смысле «беспристрастными», «истин­ными». Все эти слож­ности надо воспринимать как нормальные, поскольку неизбежно связаны с тем, что предмет нашего интереса и исследования есть как раз субъект, его свойства, проявления.

В качестве документальных и вещных источников анамнести­ческого исследования могут быть: личное дело, аттестационные документы (дипломы, аттестаты, удостоверения о принадлеж­ности к той или иной партии, справки и пр.) знаки отличия, почетные грамоты, библиотечный абонемент (как свидетельство читательских интересов, их на­правленности), групповые, сюжетные фотографии, медицинская карта, переписка, личная библио­тека, поделки, предметы рукоделия и т.д.

В качестве респондентов для сбора материалов объективного анамнеза могут выступать: родители, родные, знакомые, учителя, классный руково­дитель, преподаватели, мастера произ­водственного обучения, спортивные тренеры, непосредственные руководители, друзья.

Специфические тре­бования к методу анамнеза состоят в следующем:

• помимо программы каждой беседы должна быть общая про­грамма исследования в целом и специальная программа сбора сведений по документальным и вещественным источникам (со­бираются не источники, а почерпнутая из них информация);

• существенным является требование систематичности, разнос­торонности и полноты собираемых сведений;

• факты биографии испытуемого должны соотноситься с имев­шими место условиями его жизни (они могут существенно от­личаться от тех, что имеются на момент сбора материала).

Метод анамнеза имеет уникальное отношение к некоторым мало разработанным в нашей науке вопросам, темам:

▪ ретро­спективный анализ ситуаций выбора профессии;

▪ изучение путей формирования мастерства, типология профессиональных судеб («карьер»);

▪ преодоление последствий психологических конфликтов;

▪ соци­ально-трудовая реабилитация людей при стойкой частичной утра­те ими трудоспособности;

▪ профессиональ­ная реориентация (речь идет о вынужденной перемене труда в связи с потерей работы, о смене выбранной профессии, о смене профессионального учебного заведения или начатого профессио­нально-трудового пути в связи с острой неудовлетворенностью выбором или иными обстоятельствами, например обнаруживши­мися врачебными противопоказаниями).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: