Опросные методы в последние годы значительно развиты. Разработаны различные техники опроса. В особенности перспективными являются опросные приемы, развиваемые на основе концептуальных схем психосемантики (ценность их в том, они предполагают своего рода косвенную «прозвонку» личности, сознания).
Опросные методы[5] в психологии профессий широко применялись еще в начале XX в. Так Отто Липман, руководитель Института прикладной психологии в Берлине, составил опросный лист для психофизиологической характеристики профессий (1923). Работа респондентов, заполняющих опросный лист, по сути, являлась экспертной оценкой. Предметом экспертизы выступали профессиональноважные качества работника обследуемого вида труда.
Метод экспертных оценок, или экспертизы [6] предполагает разнообразные методы, приемы, методики, но общим их признаком является преимущественное использование внутренних средств деятельности. Выделим варианты этого метода.
1) Индивидуальная психологическая экспертиза. Специалист-психолог, используя доступную информацию и логические средства, должен построить заключение (о психологических причинах определенной аварии, достоинствах и недостатках рабочего места, личных качествах выбирающего профессию или профессионала и т.п.). Результатом экспертизы может быть и прогнозная оценка – о возможных неблагоприятных влияниях особенностей рабочего места, предметных или социальных, организационных условий труда на того или иного человека или группу людей. Экспертная оценка называется здесь индивидуальной потому, что субъектом ее является один-единственный специалист, в то время как объектом оценки оказывается не обязательно один человек или одна производственная ситуация, а множество людей, ситуаций.
|
Применение метода экспертизы переплетается с применением других методов сбора данных (проведением дополнительных бесед, опросов, наблюдений, экспериментов).
2) Психологический консилиум. В этом случае специалист-психолог, вырабатывающий заключение, опирается на согласованное мнение группы коллег, к которой обращается в связи с тем, что затрудняется решать поставленную задачу индивидуально (понятно, что применение этого варианта ограничено – не всегда психолог работает в окружении коллег). Простейший вариант консилиума – коллективное обсуждение задачи, ситуации, казуса, оснащения рабочего места, средств, стиля деятельности профессионала (или бригады) и пр. Задача руководителя обсуждения – добиться максимально согласованного мнения группы экспертов (консенсуса).
3) Метод независимых характеристик объекта, или рейтинг. Суть его в том, что психолог рассматривает в качестве экспертов таких людей, которые, не будучи психологами, могут быть источником сведений, представляющих ценность для психолога. Например, нужно отобрать для изучения группу выдающихся работников того или иного профиля. Естественно, что соответствующая информация находится в сознании руководителей соответствующих трудовых коллективов, товарищей по работе, которые в данном случае могут быть «источниками» эмпирически обоснованных оценок соответствующих лиц по уровню профессиональной квалификации. Если изучаются руководители, то в число таких «источников» уместно отнести и их подчиненных.
|
4) Метод анализа продуктов деятельности. Суть метода состоит в реконструкции свойств, особенностей субъекта труда по промежуточным и конечным продуктам его целенаправленной, преднамеренной активности. Поскольку очень часто психолога может интересовать область потенциальных возможностей человека, занятого тем или иным трудом, нецелесообразно всегда ограничиваться рассмотрением только лишь продуктов деятельности человека по обязательному заданию. Если же речь идет о ситуации выбора профессии, то тем более важно анализировать продукты не только собственно труда человека, но решительно все результаты его преднамеренной активности.
Продукты деятельности могут быть отнюдь не только вещественными, как это часто имеют в виду, говоря о рассматриваемом методе; они могут быть информационными, процессуальными, могут представлять собой некоторые временные функциональные эффекты. Областью существования продуктов может быть и внутренний мир человека (скажем, продуктом труда воспитателя может быть некоторое новое отношение ребенка к тем или иным сторонам действительности, новые представления о мире, приращения к самосознанию и т.п.). продукты деятельности можно разделить на две группы:
Материальные, материализованные, документально фиксированные продукты работы | Функциональные (процессуальные) продукты деятельности |
▪ продукты сельского хозяйства, лесного хозяйства, строительства, промышленности, народных художественных промыслов и т.п. ▪ созданные работником инструменты, приспособления, варианты оформления рабочего места ▪ составленные документы, деловые записи (например, в сменных журналах и пр.), докладные записки, распоряжения, приказы, планы, отчеты, методические разработки, публикации, рукописи, компьютерные программы, и другие проявления письменной речи; заявки на изобретения и пр. ▪ результаты изобразительного, графического труда (чертежи, схемы, карты, рисунки, эскизы, шрифты, гравировки и пр.) ▪ результаты труда по упорядочению вещественных и информационных материалов (набранные тексты, если речь идет об операторе фотонаборного аппарата, наборщике; подобранные информационные материалы, библиографические указатели и пр.) | ▪ общественное настроение в контактном коллективе, создаваемое тем или иным его членом или руководителем, "психологический климат" в группе (бригаде, экипаже, экспедиции, отряде и подобном сообществе). Это делается средствами личного примера, генерированием напряженности, конструктивными предложениями, «миротворческими» функциями, интригами и пр. ▪ устные выступления на производственных совещаниях, доклады, лекции, циклы лекций и другие акции, формирующие образ мыслей людей (а также и приращения к этому образу мыслей, если его удается зафиксировать), акты делового общения (начиная от реплик и кончая поступками в критических ситуациях), Факты активного участия в совещаниях, совещательных органах, акты обмена опытом (или утаивания опыта), консультирования, наставничества в широком смысле и выполнения других педагогических, организаторских функций, инновации |
Опросно-экспертные методы в психологическом изучении профессий имеют некоторые ограничения[7]:
|
1) опросники, типа липмановского (или другие перечни ПВК), претендуют на составление относительно полного набора психических индивидуально-личностных качеств, типовых профессиональных умений (например, читать чертеж). Но если иметь в виду огромное разнообразие мира профессий (порядка нескольких тысяч), становится ясно, что такая претензия несостоятельна и велика вероятность, что в изучении новой профессии с помощью только опросника (или перечня ПВК на карточках) можно пройти мимо ПВК, которые окажутся за их пределами. И увеличивать в этом направлении состав пунктов опросника тоже нельзя, так как он будет слишком громоздким в использовании;
2) при заполнении опросника эксперт-профессионал, отвечая на каждый вопрос, должен мысленно перебрать совокупность выполняемых им задач. Эта работа может быть в достаточной мере эффективной, если разнообразие профессиональных задач не слишком велико. Но как показали исследования В.В.Волковой, врачи скорой и неотложной медицинской помощи при работе с опросным листом Липмана оперировали небольшим множеством задач и ситуаций, наиболее часто повторяющихся в работе (порядка 20 задач), в то время как специальный анализ всей совокупности встречающихся профессиональных задач установил, что их объем гораздо выше – более 300 типовых задач;
3) обнаружено, что профессионалы в роли экспертов более точно и надежно выявляют в своей деятельности сами выполняемые задачи и их объективные характеристики, но затрудняются судить о том, каких психических функций требуют эти задачи. Подобная трудность понятна, ведь обычно в сознании фиксируются те стороны реальности, которые связаны с целевыми установками. Рефлексия по поводу внутренних способов выполнения профессиональных действий – скорее редкость, чем правило. В работе В.В.Волковой, изучавшей профессиональный опыт врачей-клиницистов, было обнаружено, что оценка требуемых психических качеств, функций, способностей и возможностей их развития в опыте мало надежна, не превышает 50 % совпадений ответов при повторных опросах. В то же время экспертная оценка внешних объективных характеристик профессиональных задач высоконадежна (более 70 % совпадений оценок).
5.4. Преобразующие или конструктивные методы [8]
Применение преобразующих методов связано с некоторым вторжением в психику стороннего человека с целью ее изменения и уже поэтому является делом более ответственным, чем просто посягательство на знание о ней. Ответственное влияние на психику людей предполагает оперирование и истинностными, и ценностными категориями, нормами морали. Поэтому оно является и более сложным для психолога, чем реализация чисто познавательного подхода, поскольку предполагает у специалиста наличие очень многих разнородных профессиональных умений, внутренних средств деятельности, а также многих необходимых личностных качеств. Строго говоря, преобразующие методы – это предмет для дисциплин, завершающих подготовку специалиста-психолога. Здесь ограничимся обзорной характеристикой этих методов.
Мы уже не раз отмечали, что средствами психологической науки в определенной мере может и должен располагать не только человек, стоящий «около» субъекта труда, но и сам этот субъект. Речь в этом случае идет о средствах саморегуляции, касающихся работоспособности, общего и профессионального развития, межлюдских отношений, не говоря уже о саморегуляции собственно операциональной, функциональной стороны трудовой деятельности (действий, умений, навыков). Все это предполагает постоянную заботу психологов о повышении психологической грамотности и культуры населения страны, в частности психологической культуры подрастающих поколений. Ведь любая грамотность и культура относятся к категории таких реальностей, которые должны преднамеренно и постоянно поддерживаться и воспроизводиться в обществе. По аналогии, например, с чистотой. Нет смысла ожидать, когда она наступит, или призывать «бороться за чистоту». Надо «брать метлу и подметать». Чем выше будут показатели психологической грамотности и культуры народа, тем стабильнее и точнее будет запрос общества на услуги практикующих психологов.
В связи с обсуждаемой темой нельзя не сказать и о «тщетных» и «вредительных» занятиях «людей корыстолюбивых» (пользуясь удачными словами просветителя XVIII в. В.Н. Татищева), обращенных к психике человека. Культивирование рыночных отношений и разных «свобод» приводит в качестве одного из побочных следствий к тому, что практиковать на основе некоторой ориентировки в закономерностях психики начинают люди отнюдь не безупречные в отношении профессиональной подготовки и личностной направленности.
При решении исследовательских задач психологии отдельный человек или коллектив, группа в роли изучаемых объектов являются, прежде всего, материалом для развития науки. Получаемые результаты, в частности, могут быть включены в выборочную совокупность данных или исключены из нее на основе, например, статистически законных критериев отбрасывания крайних вариантов. При решении же практических задач, наоборот, наука становится материалом и средством обеспечения развития данного (в принципе любого, неотобранного) человека или коллектива, более или менее организованного сообщества. Скажем, вновь созданной фирмы, организации, человека в состоянии кризиса развития, безработного, человека, утратившего часть трудоспособности, старшеклассника с несформированной готовностью к самостоятельному выбору профессии. И мы должны заняться соответствующим объектом независимо от того, нравится он нам или нет, является типовым, "понятным" или нет.
Проблемы преобразующих, или конструктивных, методов психологии труда, как отмечено выше, выходят за рамки ее вводных разделов, требуют обстоятельного специального изложения, обсуждения, логического, морального и опытного обоснования. Один из острейших вопросов этой темы сводится к тому, что применение конструктивных (преобразующих) методов тесно связано с идеей "манипулирования" людьми (их сознанием). И не всегда легко сказать, где кончается морально и юридически приемлемый метод социально ценного, гуманного воздействия на психику человека и начинается правонарушение – посягательство на личность, свободу, конституционные права. Злодеяния, как свидетельствует история, нередко основаны на применении именно конструктивных методов психологии, методов управления сознанием людей, таких, в частности, как дезинформация, клевета, постановка человека в затруднительное положение с последующим предложением ему преступных путей выхода из него и пр.
Усилия специалистов, направленные на рационализацию, преобразование объектных обстоятельств труда – его вещественных средств, предметной и социальной среды, тоже оказываются направленными также и на психику, на сознание, поведение, деятельность людей, занятых трудом, производством чего-то социально ценного. Ведь новые средства и условия труда предъявляют и новые качественно определенные требования к психике человека, подчас неожиданные. Скажем, заметили, что оператор-диспетчер время от времени должен вставать, чтобы подойти к удаленным от его стула кнопкам пульта, измерили, подсчитали его маршруты и «оптимизировали» рабочее место – приблизили кнопки, сделали мягкое кресло и пр. В результате ограничений двигательной активности оператор стал быстрее, чем раньше, испытывать состояние сонливости, скуки. И чтобы его преодолеть, вынужден «просто так» вставать, ходить, «разминаться» и пр.
В общем виде множество преобразующих, или конструктивных, методов психологии труда можно представить следующим образом:
1. Методы использования и формирования субъектных факторов труда:
• методы профессионального самоопределения, самообучения, самовоспитания, поиска индивидуального стиля деятельности, путей адаптации к рабочей обстановке и к профессиональному сообществу;
• методы профконсультации, профпросвещения, психологического просвещения трудящихся (для улучшения саморегуляции субъектов труда), трудового и профессионального обучения и воспитания, профессионального отбора, профподбора, психологического тренинга (начиная от повышения уровня сенсорной чувствительности и кончая формированием, например, в «деловых играх» отношений личности; ума, характера, самосознания вспециальных видах деятельности), а также методы профилактики и коррекции неблагоприятных функциональных состояний (например, «психологическая разгрузка», «релаксация»), методы коррекции индивидуального стиля работы.
2. Методы использования и формирования, проектирования объектных факторов труда:
• методы рационализаторской, изобретательской работы профессионалов, направленные на улучшение средств и условий труда. Могут спросить: причем тут психология труда? Продуктивная работа в названных областях возможна только при более или менее осознанном – интуитивном или дискурсивном – моделировании психики человека как субъекта труда. И один из вариантов хода дел здесь – сотрудничество профессионала-рационализатора с психологом;
• методы разработки психологически обоснованных рекомендаций к техническим проектам средств и условий труда – инженерно-психологическое, эргономическое проектирование;
• методы разработки рекомендаций по оптимизации деловых и личных отношений впрофессиональных и межпрофессиональных (комплексных) сообществах, трудовых коллективах, группах.
По понятным причинам приведенная совокупность методов согласуется с "золотым правилом" психологии труда. При реализации любого из преобразующих методов возникает, вчастности, задача психологического, а не просто административного или тем более волюнтаристского управления активностью людей. Так, например, при профотборе важно, чтобы человек внутренне принял отрицательные для него результаты отбора и правильно реориентировался на какую-либо иную деятельность. При профконсультации, а именно консультировании по выбору профессии важно, чтобы оптант (выбирающий) в необходимых случаях сам изменил свои первоначальные личные профессиональные планы, намерения. При внедрении новых технических средств труда нужно прийти к тому, чтобы работник захотел бы их освоить и освоил или выбрал для дальнейшего своего существования новый трудовой пост, изменил предвзятое отношение к новой непривычной технике или к новому профессиональному статусу (положению среди людей).
Сходные и обычно более острые (в части переосмысления жизненных перспектив, глубоких переживаний) ситуации возникают при вынужденной перемене труда в связи с явлениями безработицы, частичной утраты трудоспособности. Правда, при некоторых психологических условиях смена профессии может быть осмыслена как явление ценного профессионального развития человека.
Вопросы для самопроверки:
1. Можно ли поручить наблюдение видеокамере?
2. В каких случаях можнопоручить диалог с испытуемым компьютеру?
3. Может ли наблюдение быть объективным методом, если наблюдает (и наблюдается) субъект?
4. Приведите примеры истин естественных наук, установленных методом наблюдения?
5. Какие технические средства могут использоваться в психологическом наблюдении?
6. В чем преимущества и ограничения опросных методов психологии труда?
7. Почему окружающие могут знать о человеке точнее и даже больше, чем он сам о себе?
8. Каковы ограничения вербальных методик психологического изучения человека?
9. От чего происходит название «преобразующие методы» психологии труда?
Литература:
1. | Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 |
2. | Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003 |
3. | Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004 |
4. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
5. | Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003 |
6. | Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004 |
[1] Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004, С.11-12
[2] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 14-15
[3] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 66
[4] Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004, С.244-283
[5] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 45-46
[6] Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004, С.260-267
[7] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 45-46
[8] Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004, С.283-293