Порядок определения, уплаты госпошлины Освобождения от госпошлины.




 

Ст. 89 ГПК устанавливает случаи освобождения отдельных категорий лиц от уплаты государственной пошлины. При этом следует иметь в виду, что п. 7 ст. 13 Налогового кодекса РФ от 31.07.98 N 146-ФЗ (в ред. от 30.12.01) государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам, которые могут устанавливаться, вводиться и взиматься на основании норм самого Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1), к каковым ГПК не относится. Поэтому при применении положений ч. 1 ст. 89 ГПК на практике возможны коллизии с соответствующими положениями федерального законодательства о налогах и сборах.

Вопросы освобождения от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, урегулированы п. 2 ст. 5 Закона РФ о государственной пошлине. При этом следует учитывать, что основания освобождения от уплаты государственной пошлины, перечисленные в Законе и в ч. 1 Ст. 89 ГПК, не всегда тождественны. Так, с одной стороны, в п. 2 ст. 5 Закона не предусмотрены такие основания освобождения от уплаты государственной пошлины, которые содержатся в п. 9, 10, 15, 16, 19 ч. 1 ст. 89 ГПК. С другой стороны, приведенный в ч. 1 ст. 89 ГПК перечень оснований освобождения от уплаты государственной пошлины неполный, поскольку согласно п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине освобождаются от уплаты государственной пошлины:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление государственным резервом, его территориальные органы, предприятия, учреждения и организации системы государственного резерва, а также органы управления и подразделения Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при осуществлении своих функций, установленных законодательством РФ, - по искам, связанным с нарушением их прав;

общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения - по всем искам;

истцы - по искам об истребовании из незаконного владения имущества, имеющего историческую, художественную или иную ценность;

юридические лица и граждане - при подаче в суд заявлений об отсрочке или о рассрочке исполнения решений, об изменении способа и порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам; о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия судебного исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенных уполномоченными на то органами; частных жалоб на определения суда, в том числе об обеспечении иска или о замене одного вида обеспечения другим, о прекращении или приостановлении дела, об отказе в сложении или уменьшении размера штрафа, наложенного судом;

граждане - с кассационных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания материального ущерба, причиненного преступлением; Пенсионный фонд Российской Федерации и его органы - по искам о взыскании с граждан обязательных платежей;

реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, - при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением Закона РФ от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в ред. от 07.08.2000), за исключением споров между этими лицами и их наследниками;

вынужденные переселенцы и беженцы - по жалобам на отказ в регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;

ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территориях других государств, ветераны военной службы, ветераны органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов, ветераны труда, обращающиеся за защитой своих прав, установленных Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. от 25.07.02);

ликвидационные комиссии - по искам о взыскании просроченных задолженностей к дебиторам должника в пользу потребителей;

граждане - при обращении в суд с исками о возмещении убытков, связанных с невозвратом в сроки, предусмотренные договорами или учредительными документами, денежных или имущественных вкладов, внесенных в акционерные общества, товарищества, банки и другие коммерческие организации;

учреждения и органы уголовно-исполнительной системы - по искам о возмещении дополнительных затрат, связанных с пресечением побега содержащихся под стражей подозреваемых или обвиняемых, а равно осужденных к ограничению свободы, аресту или лишению свободы, их розыском, а также лечением в случае умышленного причинения вреда своему здоровью;

истцы - при рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка.

Кроме того, следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 5 Закона о государственной пошлине от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом РФ от 15.05.91 N 1244-1 "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. от 25.07.02), Федеральным законом от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (в ред. от 29.12.01), Федеральным законом от 19.08.95 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

Ч 2 ст. 89 ГПК предусматривает, что государственная пошлина взимается лишь за повторную выдачу копий судебных постановлений. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине за повторную выдачу копий (дубликатов) решений, определений, постановлений суда, копий (дубликатов) других документов из дела, выдаваемых судом по просьбе сторон или других лиц, участвующих в деле, а также за выдачу копий (дубликатов) названных документов, выдаваемых судом по просьбе заинтересованных лиц, государственная пошлина взимается в размере 1% от минимального размера оплаты труда за страницу документа.

От уплаты государственной пошлины освобождаются юридические лица и граждане - за выдачу им документов в связи с делами о взыскании алиментов (см. подп. 7 п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине).

3. Право на судебную защиту - конституционное право, закрепленное в ст. 46 Конституции. Размер пошлины не должен служить препятствием для гражданина в защите нарушенных прав и свобод. Согласно основным началам законодательства о налогах и сборах недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1, 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ от 31.07.98. N 146-ФЗ (в ред. от 30.12.01)). Основываясь на этих началах, ч. 3 Ст. 89 ГПК воспроизводит норму, содержащуюся в последнем абз. п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине и предоставляет судье (суду) право в зависимости от имущественного положения гражданина освободить последнего от уплаты государственной пошлины и помимо оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 89 ГПК.

Право на судебную защиту - конституционное право, закрепленное в ст. 46 Конституции. Размер пошлины не должен служить препятствием в защите нарушенных прав и свобод. В отличие от ч. 3 ст. 89 ГПК, которая допускает освобождение от уплаты государственной пошлины по решению суда только граждан, норма ст. 90 позволяет учесть имущественное положение сторон не только гражданина, но и юридического лица, являющегося стороной по делу, и сделать для них менее обременительным несение судебных расходов. Отсрочка или рассрочка по уплате налога, к каковым относится государственная пошлина, представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии предусмотренных законом оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности (п. 1 ст. 64 Налогового кодекса РФ).

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины принимается судом (судьей), что помимо ст. 90 ГПК предусмотрено также последним абз. п. 2 ст. 5 Закона о государственной пошлине.

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате государственной пошлины детально прописан в ст. 64 Налогового кодекса РФ. В частности, заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с указанием оснований такого предоставления подается в соответствующий уполномоченный орган, т.е. в суд. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие имущественное положение сторон, которое делает невозможным единовременную уплату государственной пошлины до подачи соответствующего заявления (жалобы). Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в 10-дневный срок в налоговый орган по месту его учета. Суд (судья) должен принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица суд (судья) вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины или об отказе в ее предоставлении в трехдневный срок со дня принятия такого решения направляется судом (судьей) заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным и может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством РФ.

Ст. 90 ГПК предусмотрена возможность уменьшения размера государственной пошлины, однако ни Налоговый кодекс РФ, ни Закон о государственной пошлине, ни Инструкция Госналогслужбы РФ от 15.05.96 N 42 по применению названного Закона не содержат каких-либо положений, регламентирующих порядок уменьшения размера государственной пошлины.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона о государственной пошлине по искам имущественного характера размер государственной пошлины определяется в процентном отношении к цене иска, в связи с чем ч. 1 ст. 90 ГПК устанавливает подробные правила определения цены иска для исчисления размера подлежащей уплате государственной пошлины. Отдельные случаи определения цены иска содержатся также в Инструкции Госналогслужбы РФ от 15.05.96 N 42 по применению Закона РФ "О государственной пошлине". Например, с исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом имущества пошлина взимается и за расторжение брака, и за раздел имущества (п. 10 ч. 1 ст. 90 ГПК). С исковых заявлений о праве собственности на имущество, о признании права на долю в имуществе, о выделе доли из общего имущества (п. 9 ч. 1 ст. 90 ГПК), если спор о признании права собственности на это имущество не решался судом, государственная пошлина взимается как с заявлений имущественного характера, подлежащих оценке. С исковых заявлений об истребовании наследниками принадлежащей им доли имущества, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен, государственная пошлина взимается как с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке (п. 24, 25 вышеназванной Инструкции).

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 131 ГПК в том случае, когда иск подлежит оценке, в исковом заявлении должна быть указана цена иска и расчет взыскиваемых (оспариваемых) денежных сумм. Таким образом, определить цену иска истец должен еще на стадии подготовки искового заявления[1].

Отступить от указанной в заявлении цены иска и определить ее самостоятельно при принятии искового заявления судья может не только тогда, когда цена иска явно не соответствует не только действительной стоимости имущества, но и когда она не соответствует взыскиваемым денежным суммам и платежам. Определяя действительную стоимость имущества, судья может ориентироваться на его рыночную стоимость, под которой понимается наиболее вероятная цена, по которой имущество может быть отчуждено на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального 3акона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 21.03.02).

Может сложиться такая ситуация, когда в момент предъявления иска истец не в состоянии точно определить цену иска, на основании которой будет рассчитываться размер подлежащей уплате государственной пошлины. Например, в договоре пожизненного содержания с иждивением стороны договорились, что пожизненное содержание осуществляется в форме выплат в течение жизни гражданина периодических денежных платежей (ст. 603 ГК). По какой-либо причине плательщик ренты прекратил своевременно выплачивать определенные договором денежные суммы. В этом случае получатель ренты может обратиться в суд с требованием о взыскании причитающихся ему денежных сумм с плательщика ренты. На основании п. 5 ч. 1 ст. 91 ГПК цена иска в этом случае будет определяться исходя из совокупности всех причитающихся истцу платежей за 3 года. При этом в момент такой неуплаты может измениться минимальный размер оплаты труда. На основании ст. 318 ГК сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, с увеличением установленного законом минимального размера оплаты труда пропорционально увеличивается. В подобной ситуации при принятии искового заявления и определении цены иска судья может ориентироваться на сумму, указанную в договоре пожизненного содержания, а в процессе разрешения дела цена иска будет уточнена и соответственно доплачена государственная пошлина.

Часть 1 ст. 39 ГПК предоставляет истцу право увеличить размер исковых требований уже после подачи и принятия судьей искового заявления. Часть 2 ст. 92 ГПК устанавливает порядок пересчета государственной пошлины в зависимости от увеличенной цены иска. При этом в отличие от ст. 84 ГПК РСФСР, которая подобных положений не содержала, новый ГПК устанавливает определенные санкции - до момента представления истцом доказательств доплаты государственной пошлины (квитанции установленной формы, выданной банком (его филиалом)) рассмотрение дела приостанавливается[2].

В ч. 1 ст. 93 ГПК перечисляются случаи, когда уплаченная государственная пошлина подлежит возврату. Необходимо отметить, что перечень таких случаев в пункте дан как исчерпывающий. Иные случаи возврата государственной пошлины могут быть предусмотрены только федеральными законами. В целом в пункте воспроизведены основания возврата государственной пошлины, содержащиеся в п. 4 ст. 6 Закона о государственной пошлине. Вместе с тем следует обратить внимание на подп. 4 п. 4 ст. 6 указанного Закона, согласно которому государственная пошлина также подлежит возврату в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие. Однако в том случае, если после предъявления иска истец к рассмотрению дела интерес утратит, то права на возврат государственной пошлины он иметь не будет.

Ч. 3 ст. 93 ГПК устанавливает порядок возврата государственной пошлины. Согласно п. 3 ст. 6 Закона о государственной пошлине в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж, зачисляется государственная пошлина по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

При анализе ч. 3 ст. 93 ГПК следует иметь в виду, что порядок возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины регулируется также гл. 12 Налогового кодекса РФ и Законом о государственной пошлине. Согласно п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня вынесения соответствующего определения суда (п. 5 ст. 6 Закона о государственной пошлине). Государственная пошлина, подлежащая возврату, должна быть выдана гражданину или юридическому лицу в течение одного месяца со дня принятия решения о ее возврате соответствующим финансовым или налоговым органом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: