Максимальная оценка – 100 баллов




ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

КЛАСС

УЧЕБНЫЙ ГОД

Время на подготовку – 2 академических часа (90 мин)

Максимальная оценка – 100 баллов

Номер задания                    
Максимальный балл                    

Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании и запишите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 4 балла).

1.1. Прочтите отрывок из летописи и определите, с каким событием он

связан: «Мамай возгордился, возомнив себя царём, начал злой заговор плести, созывать своих поганых темников князей и сказал им: "Пойдём на русского князя и на всю землю русскую, как было при Батые…" И начал неистово и поспешно силы свои собирать, в ярости двинувшись и в силе великой… Мамай встал за Доном, со всем своим царством, бушуя, и кичась, и гневаясь, и стоял три недели. Пришла к князю Дмитрию весть: сказали ему, что Мамаево войско за Доном собралось и в поле стоит, поджидая на помощь Ягайла с литовцами, чтобы, когда соединятся, одержать сообща победу»

1) битвой на реке Сити;

2) походом Игоря Святославича на половцев;

3) битва на Куликовом поле;

4) битвой на реке Калке;

5) битвой на Воже.

1.2. Какому событию посвящено произведение «Хожение за три моря»?

1) посещение автором Китая;

2) пересечение автором Средиземного моря;

3) паломничество автора в Иерусалим;

4) путешествие автора в Индию

5) паломничество в Мекку.

1.3. В каком году был принят документ, отрывок из которого приводится ниже? «Лето 7006, месяца семптеврия, уложил князь великий Иван Васильевич всея Руси, с детми и с бояры, о суде, как судити боярам и околничим… 57. О христанском отказе. А христаном отказыватьися из волости, ис села в село, один срок в году за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего…»

1) 1497 год; 2) 1525 год; 3) 1550 год; 4) 1581 год; 5) 1591 год.

1.4. В каком году был принят документ, отрывок из которого представлен ниже? «Будет кто каким умышленьем учнёт мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетца допряма, что он на царьское величество злое дело мыслил и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию».

1) 1497 г.; 2) 1649 г.; 3) 1550 г.; 4) 1714 г.; 5) 1722 г.

 

1.1 1.2 1.3 1.4
       

Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом блоке (по 3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12 баллов):

 

2.1. Какие три из перечисленных восстаний происходили в XVII в.? (6 баллов)

1) Соловецкое восстание

2) Астраханское восстание

3) «Медный бунт»

4) Восстание Степана Разина

5) Восстание под предводительством К. Булавина

6) Восстание под предводительством Е. Пугачева

 

2.2. Какие из представленных ниже культур активно выращивались крестьянством на Руси в X–XV вв.?

1) Рожь 2) Просо 3) Репа 4) Помидоры 5) Картофель 6) Тыква

2.3. Какие из этих терминов характерны для Руси IX-XIII вв.?

1) боевой холоп;

2) дворянин;

3) закуп;

4) огнищанин;

5) приписной крестьянин;

6) тысяцкий.

 

2.4. Какие три из перечисленных памятников относятся к владимиро-суздальской школе зодчества?

1) Успенский собор;

2) Дмитриевский собор;

3) Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву;

4) Церковь Спаса на Нередице;

5) Церковь Спаса на Ильине улице;

6) Церковь Покрова на Нерли.

2.1. 2.2 2.3. 2.4.
       

Задание 3. По какому историческому критерию образованы ряды

(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8 баллов).

3.1. Введение «Устава о резах», организация походов против половцев, созыв Любечского съезда князей, создание «Поучения»__________________.

3.2. 1613 г., 1645 г., 1676 г., 1682 г._____________________________________

3.3. Сражение у мыса Гангут, взятие Ниеншанца, сражение при Лесной, Гренгамское сражение ________________________________________

3.4. Семен Дежнев, Иван Галкин, Василий Поярков, Ерофей Хабаров____________________________________________________

Задание 4. Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните это слово и объясните почему. (1 балл - за выделение лишнего, 2- за полное пояснение, максимальный балл - 12)

4.1. Закомары, окно-роза, портал, апсида, барабан _____________________

_________________________________________________________________

4.2. А.Д. Басманов, М.В. Скопин-Шуйский, Ф.А. Басманов, А.И. Вяземский,

Б.Ф. Годунов, Г.Л. Скуратов - Бельский

________________________________________________________________

 

4.3. 1661, 1686, 1721, 1743, 1790

_________________________________________________________________

4.4. Франц Яковлевич Лефорт, Фёдор Алексеевич Головин, Прокофий Богданович Возницын, Федор Юрьевич Ромодановский

_________________________________________________________________

 

Задание 5. Установите соответствия. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. В перечне справа есть лишняя характеристика (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 10 баллов)

5.1. Установите соответствия события и современника:

  Событие   Современник
А Крещение Руси   Владимир Всеволодович Мономах
Б Освоение Сибири   Добрыня и Путята
В Любечский съезд   Алексей Федорович Адашев
Г Куликовская битва   Никита Григорьевич Строганов
Д Федорчукова рать   Дмитрий Михайлович Боброк
      Иван Даниилович Калита
А Б В Г Д
         

 

5.2. Установите соответствия между памятниками культуры и их краткими характеристиками. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

  Памятники культуры   Характеристики
А Чтение о Борисе и Глебе   Данное произведение стало источником для написания оперы известного русского композитора А. П. Бородина.
Б «Слово о полку Игореве»   Сюжет данного произведения иллюстрирует события Смутного времени.
В «Калязинская челобитная»     Данное произведение повествует о Куликовской битве
Г «Задонщина»   Данное произведение описывает жизнь монахов Троицкого Макарьева монастыря.
Д «Сказание о князьях владимирских»   Памятник древнерусской литературы, написанный преподобным Нестором Летописцем.
      Памятник русской литературы середины XVI века.
А Б В Г Д
         

 

Задание 6. Перед вами перечень событий, произошедших в правление трёх великих московских князей. Запишите их имена правителей, которые используются в исторической и учебной литературе, в таблицу в хронологическом порядке их правления. Под именами правителей поставьте номера событий, произошедших в их правление ( по 1 баллу за каждого верный ответ, максимальный балл – 9 баллов )

1) строительство белокаменного Кремля в Москве

2) междоусобная война в Московском княжестве

3) основание Новодевичьего монастыря в Москве

4) присоединение Пскова

5) осада Москвы князем Ольгердом

6) заключение Яжелбицкого мира с Новгородом

Ответ:

Имя правителя      
События      

Задание 7. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (по 5 баллов за правильную хронологию, максимальный балл – 10 баллов).

7.1.

А) Раскол христианской церкви на католическую и православную

Б) Люблинская уния

В) Гуситские войны

Г) Языческая реформа Владимира

Д) Падение Византийской империи

1 2 3 4 5
         

7.2.

А) падение Волжской Булгарии

Б) падение Киева

В) образование Золотой Орды

Г) разорение Рязани

Д) битва на реке Сить

1 2 3 4 5
         

Задание 8. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 10 баллов).

Россия в 17 веке вела обширную внешнюю торговлю с Западной Европой и странами Востока. За границу продавали______1______(волокно конопли), лен, пушнину, кожи, сало. Из Европы ввозили металлические изделия, сукна, краски, вина. с Востока — ковры и шелк. Центром восточной торговли была _____2______(город). Европейские товары доставлялись в Россию сушей: из Польши через Смоленск или из Швеции через Псков и ____________3___(город). Единственным морским портом был _______4______(город-порт), расположенный на __5__________(название моря) и большую часть года скованный льдом. Внешняя торговля почти полностью находилась в руках иностранцев, так как русское купечество не имело торговых кораблей. К тому же выезжать за границу по торговым делам разрешалось лишь самым богатым русским купцам — ______6_______(название купцов). В ____7________(год). правительство по просьбам купечества приняло Торговый устав. Вместо многочисленных торговых пошлин была установлена единая — 5 % стоимости товара. В 1667 г. по инициативе главы Посольского приказа _______8_______ (имя реформатора) был принят Новоторговый устав. Теперь иноземные купцы платили двойную пошлину за право торговать внутри России. Они должны были продавать товар только ___9__ (крупной партией). Торговать в России между собой им запрещалось. Устав ограждал русских купцов от конкуренции и увеличивал доходы казны. Таким образом, власти вели ____10________политику. (название политики по отношению к отечественному купечеству).

Понятия, даты, термины,имена
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Задание 9. Рассмотрите карту и решите задания. (5 баллов)

9.1 Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме._________________________________________________ (1 б)

9.2 Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».______________________________(1б)

9.3 Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. (3 б)

1) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

2) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

3) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

4) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

5) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

6) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы

 

Ответ:___________________________________

Задание 10. Мини-эссе (20 баллов)

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите одно из них, которое станет темой Вашего мини-эссе. Ваша цель – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания.

2. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, точки зрения, примеры) по данной теме.

3. С помощью конкретных знаний можете аргументированно выразить свое отношение к высказыванию.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей аргументации.

Ваше мини-эссе будет оцениваться по следующим критериям:

1. Введение. Требуется оригинальная внятная обоснованность выбора темы - объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме. Обращаем Ваше внимание на то, что необходимо пояснить, чем Вас заинтересовала именно данная историческая тема, а не просто декларировать интерес к периоду, личности – представьте, что Вам на выбор дали темы только по одному периоду, почему Вы выбрали именно эту тему? Понимание смысла высказывания. Необходимо объяснить общий смысл выбранного Вами высказывания, затем разделить высказывание на два-три авторских утверждения, то есть ответить на вопрос «из каких утверждений состоит авторская позиция?». (2+3=5 баллов)

2. Основная часть. Одно из выделенных авторских утверждений (любое на Ваш выбор) необходимо сначала доказать, то есть привести аргументы – конкретные исторические факты и их корректное объяснение, затем опровергнуть – привести контраргументы. (Полное, грамотное доказательство утверждения автора оценивается в 5 баллов, контраргументация тоже в 5, итого за основную часть 15 баллов)

3. Выводы. Аргументация и контраргументация должны привести Вас к конкретной и корректной формулировке собственного мнения по выбранному утверждению, а также объяснить своё отношение к позиции автора в целом высказывании. (за выводы 5 баллов)

ТЕМЫ

1. «История… временами подбрасывает нам удивительные парадоксы. Святослав – первый Рюрикович с чисто славянским именем, был по характеру наибольшим варягом среди всех киевских правителей этого дома» (М.Ю. Брайчевский).

2. «Придя к власти ценой жизни своего брата, Владимир (I) оказался перед проблемами, требовавшими немедленного решения... Русь, доведенная до крайности политикой Святослава Игоревича, переживала трудные времена. Становилась очевидной необходимость кардинальных изменений. Главная заслуга Владимира и состоит в том, что осознав эту необходимость, он решительно взялся за перестройку общественной жизни страны» (М.Ю. Брайчевский)

3. «У Ивана Калиты не было выбора: или идти вместе с татарской ратью покорять Тверь, тем самым спасти Москву, Владимир, Суздаль, или потерять всё». (И. Б. Греков)

4. «Попытка отразить от Руси ордынское владычество, увенчанное Куликовской победой, не усилила великокняжеской власти, а… ее ослабила. Только обновление ордынской зависимости восстановило нарушенное равновесие сил. Наследие Калиты и Донского вступало в период затяжного кризиса» (А.Е. Пресняков).

5. «Но даже если утвердится признание социально-политического устройства России второй половины XVI в. наиболее оптимальным для развития страны... то все равно исследователи встанут перед решением вопроса: обязательны ли для достижения такого итога были все те кровавые жертвы, которыми ознаменовалось правление Ивана IV...». (Б.Н. Флоря)

6. «Образ царя Федора Иоанновича, ставший хрестоматийным не только в научной, но и художественной литературе искажен. Причина этого искажения была и в сложной внешнеполитической ситуации царствования Федора (мощное процветающее русское государство вызывало зависть у соседей), и в острой политической борьбе, развернувшейся после его смерти». (Л. Морозова)

7. «Полтавская битва была не простое сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и количеству пролитой крови; нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства, это была поверка действительности замыслов столь великих, что, вероятно, они самому Петру, в горькие минуты неудач и разочарования, казались несбыточными, как и почти всем его подданным...». (В.Г. Белинский

8. «Эпоха ее царствования стала временем грандиозных реформ… Она осуществляла их в едином ключе, с одной генеральной идеей – максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил еще Петр Великий» (Е.В. Анисимов про Екатерину II).

Оценивание

1.Введение. Требуется оригинальная внятная обоснованность выбора темы - объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме. Обращаем Ваше внимание на то, что необходимо пояснить, чем Вас заинтересовала именно данная историческая тема, а не просто декларировать интерес к периоду, личности – представьте, что Вам на выбор дали темы только по одному периоду, почему Вы выбрали именно эту тему?
Понимание смысла высказывания. Необходимо объяснить общий смысл выбранного Вами высказывания, затем разделить высказывание на два-три авторских утверждения, то есть ответить на вопрос «из каких утверждений состоит авторская позиция?». (2+3=5 баллов)

Максимально 2 балла за внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: