Письменно составьте программу пилотажного социологического исследования по интересующей вас проблеме. Задание выполняется творческой группой.




 

Задания для самостоятельной работы к теме 4 «Социология личности»

(задания 1-4 выполняются письменно)

 

1. Выберите правильный ответ:

Социальный статус - это:

а) степень признания достоинств личности;

б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;

в) положение человека в обществе с определенными правами и обязанностями.

 

Социальная роль - это:

а) степень признания достоинств личности;

б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности;

в) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих.

 

Социальные отношения - это:

а) отношения людей в процессе производства;

б) отношения между устойчивыми общностями людей;

в) отношения между людьми.

 

2. Профессиональные роли оказывают существенное влияние на личность, формируя те или иные качества, стереотипы мышления и поведения человека. Проявите социологическое воображение и попытайтесь установить однозначное соответствие между перечисленными слева профессиональными ролями и названными справа качествами, которые они формируют:

врач; забота о надежности и безопасности;

инженер; повышенное самомнение;

преподаватель; подозрительность;

руководитель; проявление мыслительных и речевых штампов;

следователь; стремление к особой точности;

экономист; стремление внушить уверенность в благоприятном

исходе.

 

3. Понятие "аномия" было введено в социологию:

а) Р. Мертоном; в) Э. Дюркгеймом;

б) Т. Парсонсом; г) М. Вебером.

 

4. Согласно теории Э. Дюркгейма под аномией понимается:

а) социальная амнезия;

б) социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм;

в) процесс структурирования социальных норм и ценностей;

г) процесс изменения социальных норм.

 

Устно ответьте на вопрос:

5. Согласно Мертону, главное средство противостояния аномии заключается в правильном семейном воспитании, направляющем ребенка по правильному руслу приспособления к требованиям структуры. Что вы думаете по этому вопросу?

 

 

Задания для самостоятельной работы к теме 5 «Социальные группы»

1. Письменно классифицируйте социальные группы по различным основаниям.

2. Устно дайте количественные и качественные характеристики малой группы.

3. Устно ответьте на вопрос:

Отличительным признаком организованной группы является

а) определенность структуры, социального состава и границ группы

б) устойчивость и продолжительность существования на основе общей системы групповых ценностей

в) непосредственный, личный характер взаимоотношений между индивидами, определяющий высокую степень внутригрупповой интеграции

г) объединение индивидов для достижения общей цели на основе формального разделения труда

д) наличие группового самосознания - осознания индивидами своей принадлежности к данной социальной группе.

Задания для самостоятельной работы к теме 6 «Культура и общество»

Устно ответьте на вопросы

1. О. Конт считал, что общество - это функционирующая система, основанная на разделении труда.

Спенсер Г.: Общество – «композиция всякого рода идей, верований и чувств, которые реализуются через посредство индивидов».

Маркс К.: «Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1. С. 214).

Противоречат ли, на ваш взгляд, эти определения общества или они дополняют друг друга?

2. «Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами - здравоохранением, образованием, развлечениями и искусством, которые теперь являются желаемыми и возможными для каждого»” (Д. Белл. Цит. по кн.: «Социология и современность»).

Прокомментируйте различие между индустриальным и постиндустриальным этапами развития общества. Как это различие, с вашей точки зрения, должно отразиться на роли и характере образования?

3. Какой критерий выделения типов общества лежит в основе, предложенной американским социологом У. Ростоу концепции стадий развития общества: 1) традиционное общество (докапиталистическое общество); 2) переходное общество (страны Европы до промышленного переворота); 3) период сдвига (возникновение индустриального общества); 4) зрелое общество с развитой индустрией; 5) завершающая стадия (индустриальное общество с высоким уровнем потребления).

Сегодня в этой типологии появилась еще одна стадия - постиндустриальное общество. Каковы ее характеристики?

 

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Культура - это:

а) все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами общества;
б) система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей;
в) некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи;
д) способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества.

  1. Поместите в левый столбик термины, характеризующие материальную культуру, а в правый - духовную культуру:
    нормы, правила, образцы поведения, автомобиль, книга, ритуалы, язык, украшения, мифы, храмы, орудия труда, обычаи, традиции, знания, церемонии, теория относительности, дуэль, диспут, воздух, огонь.

 

ПОЛИТОЛОГИЯ

Задания для самостоятельной работы к теме 7 «Политология как наука»

 

1. В словарях по политологии и научной литературе найдите определения понятий «менеджмент» и «политический менеджмент». Выпишите их в тетрадь для самостоятельной работы. Сравните определения.

 

2. Подумайте, какова связь политики и права? Оформите ответ письменно (возможно в виде схемы, таблицы, тезисов и т.д.).

 

 

1. Завершите заполнение предложенной схемы:

 

Власть

 

Виды власти   Ресурсы власти   Формы осуществления власти

 

 

1. В зависимости от сферы общественной жизни - экономическая, духовная, политическая и т.д. 2. ------------------------ 3. ------------------------ 4. ------------------------ 5. ------------------------   1.---------------------- 2.---------------------- 3.---------------------- и т. д.    
  1. Господство
  2. ----------------
  3. ----------------
  4. ---------------
  и т.д.

 

 

2. Подумайте, каково различие между понятиями " власть ", " политическая власть " и " государственная власть "?

 

 

Проблемы для дискуссии на семинаре:

 

· Исследования по политологии в основном носят междисциплинарный характер. Можно ли тогда говорить о политологии как самостоятельной научной дисциплине?

 

· Необходимо ли прогнозирование в политике для обоснования принятых политических решений на государственном уровне?

  • Согласны ли Вы с высказыванием Э.Фромма: "Главной опасностью для человека является не изверг или садист, а нормальный человек, наделенный необычайной властью". Аргументируйте свое мнение.

 

  • Может ли быть присуще нелегитимной власти действие через закон и в соответствии с ним?

 

 

Задания для самостоятельной работы к теме 8 «Возникновение и развитие политологии»

 

1. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на формы государственного правления. Выделите общее и особенное в их концепциях. Заполните таблицу:

Вопросы для сравнения Платон Аристотель
Формы государственного правления    
"Правильные" и "неправильные" формы государственного правления    
Модель идеального государственного устройства    

 

2. Одним из направлений политической мысли является социальная утопия. Сторонники утопического социализма пытались теоретически представить модель идеального общественного устройства. Письменно сравните взгляды (по выбору):

А) Т.Кампанеллы и Т.Мора

Б) Ж.Мелье и Ш. Фурье.

3. Классифицируйте политические теории российской политической XIX вв. по различным основаниям. Охарактеризуйте содержание одного из направлений, назовите идеологов (письменно).

4. Выделите и проанализируйте (устно) политические аспекты идейных течений "первой волны" русской эмиграции.

 

Проблемы для дискуссии на семинаре:

  • Идеи эпохи Просвещения подвели ученых к выводам об основных ценностях человечества. Какие общечеловеческие ценности, выдвинутые просветителями, актуальны и в наши дни?

 

  • Можно ли говорить о вкладе марксизма в науку о политике?

 

 

Задания для самостоятельной работы к теме 9 «Политическая система общества»

 

 

  1. Раскройте типологию политических систем (устно) по разным основаниям. Приведите конкретные примеры.

 

2. Заполните таблицу, укажите примеры из истории нашей страны или зарубежных стран.

 

Классификация партий по М.Дюверже     Вопросы для сравнения   Кадровые Массовые Строго централизованные
1. Основные черты        
2. Примеры        

 

 

Проблемы для дискуссии на семинаре:

  • Отчего зависит стабильность политической системы?

 

  • Есть ли причины, препятствующие демократизации политической системы в России?

· В чем плюсы и минусы многопартийной системы в России?

 

 

Задания для самостоятельной работы к теме 10 «Политические режимы»

Устно ответьте на вопросы:

1. Что представляет собой демократия как система и форма организации политической жизни общества.

2. Каковы особенности современного политического режима в России, тенденции его эволюции.

 

Задания для самостоятельной работы к теме 11 «Политический процесс и субъекты политики»

 

1. Представьте схематично типологию политического лидерства по М. Веберу. Приведите примеры из истории известных политических лидеров.

2. Каков состав и характерные черты современной российской политической элиты. Приведите конкретные примеры.

3. Законспектируйте статью Лазарев Е.А. Политическая коррупция: объясняя природу постсоветских трансформаций. // Полис. 2010. № 2. С.106-121. Выделите формы политической коррупции в постсоветских государствах и принципы влияния коррупции на трансформацию политических режимов.

4. К какому типу политического процесса относится политический про­цесс в России, чем он характеризуется? Определите его тенденции и пер­спективы.

 

 

Проблемы для дискуссии на семинаре:

  • Следует ли различать понятия "лидер", "руководитель", "элита"? Если "да", то почему?
  • Формируется ли сегодня контрэлита в России?
  • Одним из факторов политической социализации является деятельность средств массовой информации. В чем проявляется противоречивая роль средств массовой информации в процессе формирования политического сознания личности?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: