Принципы, уровни и цели психологической профессиографии




Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы, социологи, врачи-гигие­нисты, менеджеры (например, в области менеджмента организа­ции существует задача аттестации трудовых постов или должно­стей).

Во второй половине 1920-х гг. советские психотех­ники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специаль­ного подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»).

профессиография [1] включает процесс изучения, психологичес­кую характеристику и проектирование профессии.

При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, пред­мета, задач, орудий и условий труда. Итоговое описание профессии называет­ся термином «профессиограмма ».

Профессиограмма [2] описа­тельно-технологическая характеристика различных видов профес­сиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Профессиограмма [3] это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качест­вам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма [4] включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необ­ходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состо­янию здоровья.

Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных тре­бований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.

Описания, разработанные и утвержденные Министерством труда и социального развития РФ по отно­шению к каждой профессии[5] называются квалифика­ционными характеристиками.

Важным понятием в психологии труда является психограмма [6], понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные ка­чества называются профессионально важными качествами (ПВК).

психограмма [7] психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуа­ций в труде.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профес­сии по определенной схеме выделяются профессионально важ­ные качества для данной профессии).

В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по про­фессиям для управленческих служб предприятия. Он может соби­рать информацию о должностях (трудовых постах) на предприя­тии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организа­ции труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, со­ставляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перс­пектив профессионального продвижения работников разных категорий. Он может специализироваться по вопросам классифика­ции видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей (Джуэлл Л., 2001, с. 516).

В обзоре американских исследований по психологии профес­сий Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологи­ческого анализа профессии:

разработка научных теорий, понятийного аппарата;

совершенствование методов изучения, анализа профессий;

профессиональная роль и должность;

мотивы профессиональной деятельности;

удовлетворенность трудом;

индивидуальный стиль труда;

типы личности и типы профессий;

методы предсказания профессиональной успешности и ее оцен­ки у работающих;

совершенствование профессиональных умений, тренинг;

содействие профессиональной социализации (адаптации) лич­ности (особенно новых работников организации);

социально-психологические проблемы в трудовом поведении;

варианты профессиональных карьер в разных профессиях;

профессиональная демография, профессиональная мобиль­ность;

информация о профессиях в карьерном консультировании;

технологии карьерного консультирования;

карьерное консультирование особых групп населения.

Отечественная школа психологии профессий имеет основатель­ный опыт разработки проблемы психологии профессий. Извест­ный российский ученый, психолог труда, авиационный психолог Константин Константинович Платонов (1906–1984) считал, что принципиально важное значение для профессиографирования имеют следующие прин­ципы:

принцип целенаправленности: психологическое изучение профес­сии должно проводиться не само по себе, а для решения исследо­вательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы;

принцип личностного подхода: следует учитывать возможные ва­риации индивидуального стиля деятельности и возможности ком­пенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. Подчеркивалась условность, относительность психограммы успеш­ного профессионала как модели желательного набора ПВК; идея возможного существования нескольких одинаково успешных ти­пов профессионалов, обладающих разными индивидуально-лич­ностными качествами, отмечалась в 1920-е гг. и С.М. Василейским[8] (1927). К этому можно добавить идею о возможной изменчи­вости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом про­фессионального развития личности субъекта труда;

принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении;

принцип надежности: нельзя ограничиваться только благопри­ятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изуче­нии опасных профессий;

принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внут-рипрофессиональные различия, а также объединять в группы сход­ные по каким-либо параметрам профессии;

принцип перспективности и реальности: рекомендуется учиты­вать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.

К этим принципам можно было бы добавить еще несколько:

принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии;

принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей орга­низации, в которой трудится субъект труда;

принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характерис­тики могут быть установлены лишь при изучении конкретных тру­довых постов в организациях (эргатических системах) и посте­пенном обобщении частных видов труда в группы по специально­стям и профессиям (Климов Е.А., 1998, с. 64–74);

принцип целостности (неаддитивности): профессиональная де­ятельность человека не должна рассматриваться лишь как механи­ческая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций (Геллерштейн С.Г., 1931);

принцип деятельностного опосредования: своеобразие предмет­ного и функционального содержания трудовой деятельности оп­ределяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.

В.Д. Шадриков (1979) выделил семь уровней возможного анализа профессий (табл. 1):

Таблица 1

Содержание анализа профессий в зависимости от уровня исследования

Название уровня Содержание анализа профессии
генетический подход рассмотрение профессии в ее возникнове­нии и развитии; исследование становления функциональной сис­темы деятельности в ходе профессионализации личности
личностно-мотивационный анализ деятельности выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии
компонентно-целевой анализ исследование компонентного со­става задач в деятельности; исследование действий как процес­сов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок
информационный анализ[9] исследование модальности и алфавит сигналов, несущих ин­формацию в труде; измерение объема информации; исследование особенностей процессов восприятия и переработки информации
структурно-функциональный анализ установление структу­ры деятельности, т. е. ее связи между компонентами; выявление значимости и «веса» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; выявление сложности компонентов-задач и трудности или легкости их усвоения; определение требований деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента
индивидуально-психологический анализ исследование индивиду­альных стилей деятельности, способностей и компетенций
психофизиологический анализ исследование функциональных со­стояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике

Елена Михайловна Иванова выделяет три уровня системного анализа трудо­вой деятельности[10]:

1) нормативно-параметрический – характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характери­стики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объек­тивные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успеш­ность труда);

2) морфологический – сама структура и взаимоотношение раз­личных нормативно заданных составляющих труда: трудовой про­цесс и условия труда, интегрированные в операционально-техно­логическую структуру труда; все это обусловливает строение ком­понентов субъекта труда, т. е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую;

3) функциональный – где интегрируются нормативно-парамет­рические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в це­лом)

Выбор уровней исследования определяется ориентацией пси­холога на поставленные задачи.

Цели профессиографирования[11] могут быть связаны со следующими областями деятельности:

аттестация работников;

проектирование новых профессий и специальностей;

профконсультация оптантов[12] и отбор специалистов;

совершенствование профессионального образования, подготовка и повышение квалификации;

научные исследования профессионального развития личности.

Содержание и структура профессиограммы, психограммы

На основании целей и задач, для решения которых предназна­чены те или иные описательные системы профессий. Е.М. Ивано­ва[13] выделяет следующие типы профессиограмм:

информационные профессиограммы предназначены для исполь­зования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызва­ли у них интерес;

ориентировочно-диагностические профессиограммы служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности;

конструктивные профессиограммы служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;

методические профессиограммы служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направ­лены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание кон­кретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие про­фессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;

диагностические профессиограммы, целью которых является под­бор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кад­ров (например, организация работы по схеме составления анали­тической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократиче­ском» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходи­мый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются со­ответствующие психодиагностические методики.

А.К. Маркова[14] анализирует и выделяет следующие основные под­ходы к содержанию и структуре профессиограмм.

Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (со­циальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оцен­ки результатов и т. п.

Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), рас­крывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики тру­да и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволя­ет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

Психологически ориентированная профессиограмма выделяет: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж ра­бочего времени при выполнении конкретных заданий, времен­ная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутреннюю картину труда: типичные реакции лично­сти на определенные профессиональные ситуации, интеграль­ные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, пси­хомоторика).

А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:

четкое выделение предмета и результата труда (на что направ­лены главные усилия человека);

не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описа­ние целостной профессиональной деятельности;

демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;

показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессиональ­ного обучения, рационализации труда и др.);

выделение и описание различных некомпенсируемых профес­сиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.

Составляющей профессиограммы является психограмма.

По В. Штерну психограмма является результатом профессиграфирования и может быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение состав­лялось по обширной программе – полной психографической схеме. Во втором случае, при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для об­суждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составля­лась при разовом обследовании личности, продольная – при со­поставлении результатов психологического обследования лично­сти несколько раз во времени. Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях раз­вития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.

С.Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психо­граммы, составленные в 20-е гг. для профотбора летчика и вагоново­жатого: психограмма успешного летчика (составленная итальянским психологом Джемелли); психограмма успешного.вагоновожатого (составленная берлин­ским психологом К.Траммом).

Психограмма, являясь описанием человека труда в профессии, включает две группы характеристик[15]:

1. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста. К ним относят:

мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;

профессиональные притязания, профессиональная само­оценка, самоосознание себя как профессионала;

эмоции, психические состояния, эмоциональный облик;

удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

2. Характеристики операциональной сферы специалиста:

психологические знания о труде, о профессии;

психологические действия, способы, приемы, умения, тех­ники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей);

профессиональные способности, профессиональная обу­чаемость, открытость к профессиональному росту;

профессиональное мышление, в том числе креативность, возможность обогатить опыт профессии;

профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста;

психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с про­фессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере;

линии профессионального роста и линии распада про­фессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

Э.Ф. Зеер[16] дает более подробную структуру психограммы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: