Профессии изучают не только психологи, но и экономисты, географы, социологи, врачи-гигиенисты, менеджеры (например, в области менеджмента организации существует задача аттестации трудовых постов или должностей).
Во второй половине 1920-х гг. советские психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике — профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»).
профессиография [1] включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии.
При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда. Итоговое описание профессии называется термином «профессиограмма ».
Профессиограмма [2] – описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.
Профессиограмма [3] – это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.
Профессиограмма [4] включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.
Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как специалисту психологу, так и каждому работающему человеку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии. Таковы назначение и функции профессиограммы.
|
Описания, разработанные и утвержденные Министерством труда и социального развития РФ по отношению к каждой профессии[5] называются квалификационными характеристиками.
Важным понятием в психологии труда является психограмма [6], понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности.Данные качества называются профессионально важными качествами (ПВК).
психограмма [7] – психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде.
В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяется собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества для данной профессии).
В настоящее время психолог, работающий на предприятии в США, может быть специалистом по анализу должностей, или профессиографическим аналитиком. Что входит в его обязанности? Он собирает, анализирует и подготавливает информацию по профессиям для управленческих служб предприятия. Он может собирать информацию о должностях (трудовых постах) на предприятии, о численном, возрастном составе работников, сведения о технологических производственных процессах, формах организации труда. Этот специалист наблюдает за работой персонала, составляет психологические характеристики используемых видов труда, беседует с работниками. Оформляет собранные материалы для оптимизации работы по подбору и расстановке кадров, перспектив профессионального продвижения работников разных категорий. Он может специализироваться по вопросам классификации видов работ, профессиональных занятий, и в этом случае может именоваться специалистом по классификации должностей (Джуэлл Л., 2001, с. 516).
|
В обзоре американских исследований по психологии профессий Ю.В.Укке (1972) выделяет следующие проблемы психологического анализа профессии:
разработка научных теорий, понятийного аппарата;
совершенствование методов изучения, анализа профессий;
профессиональная роль и должность;
мотивы профессиональной деятельности;
удовлетворенность трудом;
индивидуальный стиль труда;
типы личности и типы профессий;
методы предсказания профессиональной успешности и ее оценки у работающих;
совершенствование профессиональных умений, тренинг;
содействие профессиональной социализации (адаптации) личности (особенно новых работников организации);
социально-психологические проблемы в трудовом поведении;
|
варианты профессиональных карьер в разных профессиях;
профессиональная демография, профессиональная мобильность;
информация о профессиях в карьерном консультировании;
технологии карьерного консультирования;
карьерное консультирование особых групп населения.
Отечественная школа психологии профессий имеет основательный опыт разработки проблемы психологии профессий. Известный российский ученый, психолог труда, авиационный психолог Константин Константинович Платонов (1906–1984) считал, что принципиально важное значение для профессиографирования имеют следующие принципы:
принцип целенаправленности: психологическое изучение профессии должно проводиться не само по себе, а для решения исследовательских или практических задач, которые определяют уровень изучения профессий, предмет исследования, методы;
принцип личностного подхода: следует учитывать возможные вариации индивидуального стиля деятельности и возможности компенсации одних индивидуально-личностных свойств другими. Подчеркивалась условность, относительность психограммы успешного профессионала как модели желательного набора ПВК; идея возможного существования нескольких одинаково успешных типов профессионалов, обладающих разными индивидуально-личностными качествами, отмечалась в 1920-е гг. и С.М. Василейским[8] (1927). К этому можно добавить идею о возможной изменчивости индивидуальных способов работы с возрастом, а также по мере накопления профессионального опыта, т.е. с учетом профессионального развития личности субъекта труда;
принцип допусков: в случае профотбора необходимо указывать не только набор ПВК и противопоказаний, но и количественные границы минимума и максимума при их измерении;
принцип надежности: нельзя ограничиваться только благоприятными условиями труда, важно выявить, описать и учесть также редкие, экстремальные ситуации. Это особенно важно при изучении опасных профессий;
принцип дифференциации и типизации: следует учитывать внут-рипрофессиональные различия, а также объединять в группы сходные по каким-либо параметрам профессии;
принцип перспективности и реальности: рекомендуется учитывать тенденции развития профессии, рассматривать профессии в культурно-исторической перспективе.
К этим принципам можно было бы добавить еще несколько:
принцип этический: важно придерживаться равного уважения к представителям разных профессий, не допускать обесценивания каких-то видов труда ради рекламы какой-либо профессии;
принцип системной детерминации: следует учитывать зависимость изучаемой профессиональной деятельности от особенностей организации, в которой трудится субъект труда;
принцип конкретности: для анализа профессии недостаточно перечисления задач, выполняемых работником, важно выяснить также степень значимости этих задач, частоту их встречаемости, распределение во времени, последовательность; эти характеристики могут быть установлены лишь при изучении конкретных трудовых постов в организациях (эргатических системах) и постепенном обобщении частных видов труда в группы по специальностям и профессиям (Климов Е.А., 1998, с. 64–74);
принцип целостности (неаддитивности): профессиональная деятельность человека не должна рассматриваться лишь как механическая сумма элементарных действий, операций, а его психика – как сумма относительно самостоятельных психических функций (Геллерштейн С.Г., 1931);
принцип деятельностного опосредования: своеобразие предметного и функционального содержания трудовой деятельности определяет специфику содержания сознания, опыта субъекта труда, профессиональные особенности его психических процессов.
В.Д. Шадриков (1979) выделил семь уровней возможного анализа профессий (табл. 1):
Таблица 1
Содержание анализа профессий в зависимости от уровня исследования
Название уровня | Содержание анализа профессии |
генетический подход | рассмотрение профессии в ее возникновении и развитии; исследование становления функциональной системы деятельности в ходе профессионализации личности |
личностно-мотивационный анализ деятельности | выявление и изучение потребностей и мотивов личности, которые могут быть реализованы в данной профессии |
компонентно-целевой анализ | исследование компонентного состава задач в деятельности; исследование действий как процессов; исследование результатов действий, нормативных образцов, рекордов и ошибок |
информационный анализ[9] | исследование модальности и алфавит сигналов, несущих информацию в труде; измерение объема информации; исследование особенностей процессов восприятия и переработки информации |
структурно-функциональный анализ | установление структуры деятельности, т. е. ее связи между компонентами; выявление значимости и «веса» этих компонентов и связей; организация деятельности во времени; выявление сложности компонентов-задач и трудности или легкости их усвоения; определение требований деятельности к способностям, качествам субъекта для успешного выполнения каждого ее компонента |
индивидуально-психологический анализ | исследование индивидуальных стилей деятельности, способностей и компетенций |
психофизиологический анализ | исследование функциональных состояний, типичных для трудовой деятельности, активационных ресурсов работников в их динамике |
Елена Михайловна Иванова выделяет три уровня системного анализа трудовой деятельности[10]:
1) нормативно-параметрический – характеристики объекта труда (социально-технические и социально-экономические характеристики; цели, условия, средства, сам трудовой процесс); объективные характеристики субъекта труда (возраст, здоровье, успешность труда);
2) морфологический – сама структура и взаимоотношение различных нормативно заданных составляющих труда: трудовой процесс и условия труда, интегрированные в операционально-технологическую структуру труда; все это обусловливает строение компонентов субъекта труда, т. е. профессиональную когнитивно-мотивационную составляющую, операторную, эмоционально-волевую;
3) функциональный – где интегрируются нормативно-параметрические и морфологические характеристики субъекта и объекта труда (это реальные действия и вся трудовая деятельность в целом)
Выбор уровней исследования определяется ориентацией психолога на поставленные задачи.
Цели профессиографирования[11] могут быть связаны со следующими областями деятельности:
аттестация работников;
проектирование новых профессий и специальностей;
профконсультация оптантов[12] и отбор специалистов;
совершенствование профессионального образования, подготовка и повышение квалификации;
научные исследования профессионального развития личности.
Содержание и структура профессиограммы, психограммы
На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий. Е.М. Иванова[13] выделяет следующие типы профессиограмм:
информационные профессиограммы предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес;
ориентировочно-диагностические профессиограммы служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми – эффективными – образцами организации трудовой деятельности;
конструктивные профессиограммы служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала;
методические профессиограммы служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т. е. направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы. Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать методологическими;
диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики.
А.К. Маркова[14] анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм.
Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.) учитывает широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывает предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.
Аналитическая профессиограмма (по Е.М. Ивановой), раскрывает не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.
Психологически ориентированная профессиограмма выделяет: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутреннюю картину труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).
А.К. Маркова формулирует также основные требования к профессиограмме:
четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);
не выделение отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;
демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии;
показ возможных перспектив изменения в самой профессии;
направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);
выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы.
Составляющей профессиограммы является психограмма.
По В. Штерну психограмма является результатом профессиграфирования и может быть полной или частичной. В первом случае – психологическое изучение составлялось по обширной программе – полной психографической схеме. Во втором случае, при составлении частичной психограммы, программа обследования личности касалась лишь важных для обсуждаемой проблемы сторон. Штерн выделял, кроме того, срезовые и продольные психограммы. Срезовая психограмма составлялась при разовом обследовании личности, продольная – при сопоставлении результатов психологического обследования личности несколько раз во времени. Только продольные психограммы, считал Штерн, могли дать психологу сведения о тенденциях развития личности, т.е. позволяли понять личность, устойчивые и случайные ее проявления.
С.Г. Геллерштейн (1926) в качестве образцов приводил психограммы, составленные в 20-е гг. для профотбора летчика и вагоновожатого: психограмма успешного летчика (составленная итальянским психологом Джемелли); психограмма успешного.вагоновожатого (составленная берлинским психологом К.Траммом).
Психограмма, являясь описанием человека труда в профессии, включает две группы характеристик[15]:
1. Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста. К ним относят:
мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции;
профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала;
эмоции, психические состояния, эмоциональный облик;
удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
2. Характеристики операциональной сферы специалиста:
психологические знания о труде, о профессии;
психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей);
профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту;
профессиональное мышление, в том числе креативность, возможность обогатить опыт профессии;
профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста;
психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере;
линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.
Э.Ф. Зеер[16] дает более подробную структуру психограммы.