1. Фотография рабочего дня.
2. Описание и оценка динамических факторов труда (работоспособность, утомление, надежность, безошибочность идр.).
3. Влияние условий труда на динамические процессы работы.
4. Психологическая характеристика рабочего места и трудовых действий.
5. Психологический анализ ошибочных действий.
Б. Требования к психическим процессам
1. Психомоторика:
рабочая поза, статические и динамические нагрузки;
рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;
временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;
требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;
особые требования к психомоторике.
2. Сенсорная и перцептивная сферы:
чувствительность различных сенсорных модальностей;
профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информации, восприятие времени, движения, скорости, пространственного положения и т.д.;
особые требования к сенсорной и перцептивной сферам.
3. Профессиональные особенности познавательных процессов:
влияние представлений на эффективность и надежность трудовой деятельности;
требования к воспроизводящему и(или) творческому воображению;
преобладающие типы мышления: наглядно-действенное, образное, теоретическое (абстрактное), «безлимитное» по времени, жестко лимитированное, в условиях дефицита времени;
особенности принятия решений при выполнении работы: самостоятельность, ответственность, самоконтроль. Требования к стрессоустойчивости;
преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Устойчивость памяти в условиях напряженности (эмоционально-мнемоническая устойчивость), а также к факторам, вызывающим стрессовые состояния;
|
особенности речи: удельный вес речи в профессиональной деятельности, требования к речи;
внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества специалиста.
В. Требования к эмоционально-волевой сфере
1. Характеристика преобладающих эмоциональных состояний.
2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.
3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (например, сочетание монотонии с эмоциональными перегрузками).
4. Воля и ее особенности. Основная направленность волевого процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).
Г. Типичные психологические состояния в процессе труда
1. Монотония и утомление.
2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).
3. Другие состояния, свойственные данной профессии, рабочему посту либо данному индивиду, в том числе состояния внимательности и невнимательности (по часам рабочей смены, отдельным событиям и т.д.).
Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)
1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и действенность мотивации.
2. Социально-профессиональная ответственность.
3. Оптимизм.
4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).
|
5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым качеством).
6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.
7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противопоказанные (социальная активность, принципиальность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисциплинированность, коллективизм, конформизм, оптимизм, пессимизм, уступчивость, терпение, внимательность и др.).
Е. Противопоказания и ограничения
1. Последствия ошибок и особые требования к безопасности труда.
2. Характеристика профнепригодности.
3. Половозрастные ограничения.
4. Профессиональные вредности и льготы.
5. Профессиональные деформации личности.
Методы профессиографии
Научное описание профессии предполагает анализ как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интегральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта труда. В профессиографии используется множество разнообразных методов:
социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);
психологические (беседа, наблюдение, эксперимент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продуктов деятельности и др.);
|
физиологические (регистрация ЭКГ, измерение артериального давления, антропометрических и технических данных);
описание технологических процессов и др.
Из всего многообразия методов необходимо выбрать те, которые позволяют с минимальными затратами времени, сил и средств получить достоверные ответы на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.
При разработке комплекса методов роль системообразующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оценка габаритов рабочего поста, его организация, структура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, внештатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.
Разрабатывая профессиограммы для профориентации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характеристике профессии. Достаточно подробно исследуются условия труда как технико-технологические, так и социально-психологические. Важное направление исследований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологических свойств работника.
При разработке профессиограмм в целях профориентации и профотбора особенно важны психодиагностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, студентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязанностей и условий труда нельзя организовать профориентацию, профотбор и определить профпригодность кандидата для работы.
Следующее направление профессиографических исследований – изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, других неблагоприятных состояний, борьбы с травматизмом, снижения заболеваемости. Основная цель исследований – изучение условий и режима труда и диагностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессиональную среду и деятельность. В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиенические, медицинские, психологические и физиологические.
Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует помнить о необходимости всестороннего изучения профессии. Выполнению этого требования помогает использование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:
общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;
описание конкретных рабочих мест; психологический анализ деятельности на конкретном рабочем месте;
психологический, физиологический и антропометрический анализ рабочих движений;
пооперационный анализ трудовой деятельности;
фотографию рабочего дня, хронометраж;
изучение индивидуального стиля деятельности;
анализ ошибочных действий;
оценку санитарно-гигиенических условий труда;
динамику работоспособности за смену, неделю, более длительный период.
Е.М. Иванова выделяет следующие основные методы профессиографирования[17].
Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности:
Сравнительный метод – исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах.
Лонгитюдный метод – часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда, используется при прогнозировании эффективности труда данных людей, в решении кадровых вопросов и др.
Комплексный подход, объединяющий различные междисциплинарные исследования.
Методы сбора эмпирических данных:
1) изучение документации по данной профессии;
2) наблюдение за работой специалистов;
3) опрос специалистов (экспертный метод);
4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;
5) трудовой метод (метод «включенного эксперимента», который называют иногда «методом Петра I»), предполагающий работу исследователя по данной профессии с целью лучшего ее познания и даже «прочувствования» изнутри;
6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных – автоматизированных – навыков работника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в основу более тонкого профотбора;
7) биографический метод, позволяющий исследовать профессиональный путь работника на основании опроса и изучения документации;
8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естественных факторов или влияния специально организованного);
9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристики данного труда.
Методы обработки эмпирических данных подразделяются на:
качественные методы анализа – экспертная оценка; сравнительный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;
количественные методы анализа – статистический анализ; графический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений).
Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полученные результаты и выявить определенные закономерности трудового процесса. Среди этих методов условно выделяют:
структурно-системный анализ, который предполагает психологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические модели конкретной трудовой деятельности;
функционально-структурный анализ, предполагающий психологический анализ функциональной структуры трудовой деятельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т. е. выявляются психологические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).
О.Г. Носкова[18] выделяет еще один метод психологического анализа профессий – Алгоритмическое описание трудовой деятельности. В кибернетике, теории управления, алгоритмом (или логической схемой) называют символическое изображение совокупности актов (операторов, или действий) и проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности. На обыденном уровне алгоритмом обозначают некоторое правило, руководствуясь которым можно достичь нужного результата. Метод алгоритмического описания труда предназначен для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами. Составленные схемы могут служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности.
Теория алгоритмов начала использоваться для описания трудового поведения человека с конца 50-х гг. XX в., когда важно было найти единый язык фиксации операций, выполняемых машиной, и трудовых действий людей (Ляпунов А.А.[19], Шестопал Г.А., 1957). Алгоритм может быть представлен в виде текста, символической строчной записи или граф-схемы. Стрелками на такой схеме изображают последовательность действий человека, выполняющего алгоритм. В простых случаях проверка логических условий требует принятия решения при выборе из двух вариантов. В трудовой деятельности работнику иногда приходится выбирать из большего количества вариантов, учитывать вероятность последующих событий. При составлении алгоритма психологу важно выяснить типичное протекание деятельности и возможные отклонения от нормы, узнать их наиболее частые причины. В целом именно составление алгоритмического описания организует и дисциплинирует психолога, помогает ему не ограничиваться случайными наблюдениями или первыми попавшимися описаниями трудового процесса, но по возможности выяснять полную картину вариантов, задач и ситуаций.
Составленный алгоритм помогает в исследовании индивидуальных стилей работы. На схеме алгоритма могут быть отмечены особенно сложные участки, вызывающие трудности, связанные с частым браком, с опасными моментами.
Кроме названных в качестве методов профессиографии могут использоваться все ранее изученные методы психологии труда.
Можно выделить различные конкретные схемы (программы) профессиографирования. Е.М. Иванова выделяет две основные составляющие: субъект и объект труда[20].
Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:
объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);
социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о социальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной среды, отношение к своей профессиональной деятельности);
профессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу икак крезультату);
операторная психологическая структура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);
эмоционально-волевая структура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функциональное состояние субъекта труда).
Объект труда:
история и перспективы развития данного трудового процесса (научно-технический прогресс, социально-экономический прогресс);
социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; социально-технические характеристики объекта труда; социально-экономические характеристики объекта труда);
сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда, средства труда, трудовую задачу; б) структуру условий труда: микроклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда (нормирование, планирование, контроль);
операционально-техническая структура труда (операционально-технологические действия; правила исполнения трудовых действий).
Е. С. Романова и Г. А. Суворова[21] предложили несколько более компактные программы описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами:
Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:
технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, оплата труда);
организация и условия труда (социальные и физические условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда);
документация по текучести кадров, по сбоям в работе и т. п.;
подробное описание самой трудовой деятельности (основные операции и действия);
психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).
Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:
Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?
Какова эффективность (основные критерии эффективности) и цель работы?
Что является предметом труда (над чем работают)?
Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?
На основании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?
Каковы конкретные критерии оценки труда?
Какая необходима квалификация?
При помощи каких средств исполняется работа?
В каких условиях выполняется работа (территориальных, гигиенических, эстетических)?
Какова организация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?
Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?
Какова интенсивность труда?
Какова степень опасности и ответственности труда?
Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)?
Какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)?
Какие условия, требования и ограничения характерны для работы (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).
Профессиограмма обычно составляется в виде текстового описания. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо таблицы или в форме «аналитического графика». Конструктивный способ представления профессиографических материалов разработан Е.М. Ивановой (1992), которая упорядочила процесс психологической интерпретации трудовых действий работника. Психограмма профессионала может быть также представлена в форме диаграммы (прямоугольной или круговой), на которой в количественной форме отображаются требования к ПВК для конкретной профессии. Например,
Типы психограмм | Название ПВК | |||||||||||
Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Память | Внимание | Воображение | Технический интеллект | Словесно-логический интеллект | Организаторские способности | Устная речь | Общительность | Самоконтроль | Психомоторика | |
психограмма профессионала | ||||||||||||
уровень собственных способностей | ||||||||||||
3 балла - высоко развиты способности | ||||||||||||
2балла - средне развиты способности | ||||||||||||
1балл - ниже среднего развитие способностей |
Вопросы для самопроверки:
o Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму?
o Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?
o Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования?
o Каковы основные принципы профессиографии?
o Какие требования предъявляются к психограмме?
o Какими методами психологи изучают профессии?
o Предложите перечень основных вопросов для разработки комплексной профессиограммы.
Литература:
1) | Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003 |
2) | Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003 |
3) | Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992 |
4) | Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996 |
5) | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
6) | Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003 |
[1] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 145
[2] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80
[3] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 22
[4] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 146
[5] Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. – М.: ИНФРА-М, 1997
Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. – М.: ИНФРА-М, 1998
[6] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80
термин психограмма был предложен Вильямом Штерном в книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921)
[7] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28
[8] Василейский Серафим Михайлович (1888-1961)
[9] Схема предложена Б.Ф. Ломовым (1984)
[10] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 91
[11] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.146
[12] Оптация (от лат. optatio – желание, выбор) – принятие решения о выборе пути профессионального развития
[13] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 31-34
[14] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 23
Маркова Аэлита Капитоновна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и дефектологии Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при АПН СССР, Москва
[15] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28
[16] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.150-152
[17] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 37-49
[18] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 48-50
[19] Ляпунов Алексей Андреевич (род. 1911г. – ум -?) один из основоположников кибернетики, отец российской кибернетики, основателя московской и сибирской школ кибернетики и теоретического программирования.
[20] Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987, С. 32-33
[21] Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990, С. 134-148