А. Общая характеристика труда




1. Фотография рабочего дня.

2. Описание и оценка динамических факторов труда (рабо­тоспособность, утомление, надежность, безошибочность идр.).

3. Влияние условий труда на динамические процессы рабо­ты.

4. Психологическая характеристика рабочего места и тру­довых действий.

5. Психологический анализ ошибочных действий.

Б. Требования к психическим процессам

1. Психомоторика:

рабочая поза, статические и динамические нагрузки;

рабочие действия: гностические, приспособительные, исполнительские и др.;

временные и психофизиологические характеристики основных технологических операций, связанных с психомоторикой;

требования к выдерживанию темпоритма и точности реагирования;

особые требования к психомоторике.

2. Сенсорная и перцептивная сферы:

чувствительность различных сенсорных модальнос­тей;

профессионально значимые виды восприятия сигналов на фоне помех, при избытке или дефиците информа­ции, восприятие времени, движения, скорости, про­странственного положения и т.д.;

особые требования к сенсорной и перцептивной сфе­рам.

3. Профессиональные особенности познавательных про­цессов:

влияние представлений на эффективность и надеж­ность трудовой деятельности;

требования к воспроизводящему и(или) творческому воображению;

преобладающие типы мышления: наглядно-действен­ное, образное, теоретическое (абстрактное), «безли­митное» по времени, жестко лимитированное, в усло­виях дефицита времени;

особенности принятия решений при выполнении рабо­ты: самостоятельность, ответственность, самоконт­роль. Требования к стрессоустойчивости;

преобладающий вид памяти. Требования к памяти. Ус­тойчивость памяти в условиях напряженности (эмоци­онально-мнемоническая устойчивость), а также к фак­торам, вызывающим стрессовые состояния;

особенности речи: удельный вес речи в профессио­нальной деятельности, требования к речи;

внимание и его особенности: широта, интенсивность, устойчивость, роль внимательности как качества спе­циалиста.

В. Требования к эмоционально-волевой сфере

1. Характеристика преобладающих эмоциональных состоя­ний.

2. Типичный уровень нервно-психической напряженности труда.

3. Особые требования к эмоционально-волевой сфере (на­пример, сочетание монотонии с эмоциональными пере­грузками).

4. Воля и ее особенности. Основная направленность волево­го процесса (управление техникой, людьми, собой и т.д.).

Г. Типичные психологические состояния в процессе труда

1. Монотония и утомление.

2. Соматогенные психологические состояния в процессе труда (гипоксия, перегревание и др.).

3. Другие состояния, свойственные данной профессии, ра­бочему посту либо данному индивиду, в том числе состоя­ния внимательности и невнимательности (по часам рабо­чей смены, отдельным событиям и т.д.).

Д. Ансамбли профессионально значимых качеств (ключевые квалификации)

1. Общая и специфическая направленность личности. Структура, широта, активность, устойчивость и дей­ственность мотивации.

2. Социально-профессиональная ответственность.

3. Оптимизм.

4. Внушаемость как желательное и нежелательное свойство личности. Мера опасности повышенной внушаемости для профессиональной деятельности (недопустима, весьма нежелательна, нежелательна, допустима).

5. Нравственно-психологическая устойчивость личности (особо необходима, необходима, важна, желательна, не является обязательным профессионально значимым ка­чеством).

6. Профессиональные и инновационные способности. Их структура, качественно-количественная характеристика, обязательность (или необязательность) для нормальной профессиональной деятельности.

7. Особенности характера: необходимые, желательные, допустимые, нежелательные, категорически противо­показанные (социальная активность, принципиаль­ность, честность, решительность, самостоятельность, смелость, инициативность, организованность, дисцип­линированность, коллективизм, конформизм, опти­мизм, пессимизм, уступчивость, терпение, вниматель­ность и др.).

Е. Противопоказания и ограничения

1. Последствия ошибок и особые требования к безопаснос­ти труда.

2. Характеристика профнепригодности.

3. Половозрастные ограничения.

4. Профессиональные вредности и льготы.

5. Профессиональные деформации личности.

Методы профессиографии

Научное описание профессии предполагает ана­лиз как внешней картины труда (трудового поведения), так и внутренней, т.е. психических процессов и интег­ральных психологических образований, являющихся внутренними средствами деятельности субъекта тру­да. В профессиографии используется множество раз­нообразных методов:

социологические (анкеты, опросы, включенное наблюдение);

психологические (беседа, наблюдение, экспери­мент и производные от них: интервью, личностные опросники, тесты, психобиографии, анализ продук­тов деятельности и др.);

физиологические (регистрация ЭКГ, измере­ние артериального давления, антропометрических и технических данных);

описание технологических процессов и др.

Из всего многообразия методов необходимо выб­рать те, которые позволяют с минимальными затрата­ми времени, сил и средств получить достоверные от­веты на вопросы, подлежащие изучению в данном профессиографическом исследовании.

При разработке комплекса методов роль системо­образующего фактора играет цель исследования. Если профессиографическое исследование проводится для разработки инженерно-психологических мероприятий по оптимизации и гуманизации машинного звена эргатической системы, то в центре внимания будут оцен­ка габаритов рабочего поста, его организация, струк­тура информационной модели, строение и эксплуатация органов управления, вопросы обслуживания и ремонтопригодности, типичные отказы техники, вне­штатные и аварийные ситуации из-за конструктивно-производственных дефектов или ошибочных действий персонала.

Разрабатывая профессиограммы для профориен­тации, большое внимание уделяют общей профессиографической и социально-психологической характери­стике профессии. Достаточно подробно исследуются условия труда как технико-технологические, так и со­циально-психологические. Важное направление иссле­дований – оценка профессионально важных качеств личности, профессионально значимых черт характера, общих и специальных способностей, психофизиологи­ческих свойств работника.

При разработке профессиограмм в целях проф­ориентации и профотбора особенно важны психодиаг­ностические исследования. Остальные исследования приобретают значение для определения условий, в которых предстоит учиться и работать учащимся, сту­дентам профессиональных учебных заведений, лицам, принимаемым на работу. Однако и они важны, так как без знания конкретных производственных обязаннос­тей и условий труда нельзя организовать профориен­тацию, профотбор и определить профпригодность кан­дидата для работы.

Следующее направление профессиографических исследований – изучение условий и режима труда в целях профилактики переутомления, монотонии, дру­гих неблагоприятных состояний, борьбы с травматиз­мом, снижения заболеваемости. Основная цель иссле­дований – изучение условий и режима труда и диаг­ностика в этой связи нормальных и патологических состояний, а также реакций личности на профессио­нальную среду и деятельность. В данный комплекс входят профессиографические методики: гигиеничес­кие, медицинские, психологические и физиологи­ческие.

Подбирая методики в соответствии с выбранной иерархией целей (системой приоритетов), следует по­мнить о необходимости всестороннего изучения про­фессии. Выполнению этого требования помогает ис­пользование схемы профессиограммы, отражающей следующие основные направления профессиографического исследования:

общее знакомство с производственным процессом; более детальное его изучение и описание;

описание конкретных рабочих мест; психологичес­кий анализ деятельности на конкретном рабочем месте;

психологический, физиологический и антропомет­рический анализ рабочих движений;

пооперационный анализ трудовой деятельности;

фотографию рабочего дня, хронометраж;

изучение индивидуального стиля деятельности;

анализ ошибочных действий;

оценку санитарно-гигиенических условий труда;

динамику работоспособности за смену, неделю, бо­лее длительный период.

Е.М. Иванова выделяет следующие основные методы профессиографирования[17].

Организационные методы, целью которых является планирование, построение самого исследования трудовой деятельности:

Сравнительный метод – исследуются проблемы формирования профессионала при выполнении конкретных видов труда в разных возрастных группах.

Лонгитюдный метод – часто многолетнее исследование, которое проводится с целью выявления динамики развития субъекта труда, используется при прогнозировании эф­фективности труда данных людей, в решении кадровых вопро­сов и др.

Комплексный подход, объединяющий различные междис­циплинарные исследования.

Методы сбора эмпирических данных:

1) изучение документации по данной профессии;

2) наблюдение за работой специалистов;

3) опрос специалистов (экспертный метод);

4) изучение продуктов (результатов) данного труда, анализ ошибок;

5) трудовой метод (метод «включенного эксперимента», кото­рый называют иногда «методом Петра I»), предполагающий ра­боту исследователя по данной профессии с целью лучшего ее по­знания и даже «прочувствования» изнутри;

6) метод искусственной деавтоматизации: исследование не столько сформированных – автоматизированных – навыков ра­ботника, сколько самой трудовой деятельности, которую осваивает обучающийся рабочий. Этот метод может быть положен в ос­нову более тонкого профотбора;

7) биографический метод, позволяющий исследовать профес­сиональный путь работника на основании опроса и изучения до­кументации;

8) метод эксперимента, где сам эксперимент понимается как исследование влияния на трудовой процесс (влияния естествен­ных факторов или влияния специально организованного);

9) метод моделирования трудового процесса, позволяющий выделять и анализировать наиболее существенные характеристи­ки данного труда.

Методы обработки эмпирических данных подразделяются на:

качественные методы анализа – экспертная оценка; сравни­тельный анализ эмпирических данных; анализ ошибок; различ­ные процедуры описания наблюдаемых трудовых процессов или своих впечатлений от выполняемой работы;

количественные методы анализа статистический анализ; гра­фический анализ (часто позволяет выстроить визуальный образ изменений).

Интерпретационные методы, позволяющие осмыслить полу­ченные результаты и выявить определенные закономерности тру­дового процесса. Среди этих методов условно выделяют:

структурно-системный анализ, который предполагает пси­хологический анализ операционно-технологической структуры труда, в результате которого можно строить гипотетические мо­дели конкретной трудовой деятельности;

функционально-структурный анализ, предполагающий пси­хологический анализ функциональной структуры трудовой дея­тельности (на основе предшествующего структурно-системного анализа выявляются мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые процессы, актуализируемые у человека в процессе формирования и исполнения трудовой деятельности на макро- и микроструктурном уровнях, т. е. выявляются психо­логические функции, обеспечивающие данный трудовой процесс).

О.Г. Носкова[18] выделяет еще один метод психологического анализа профессий – Алгоритмическое описание трудовой деятельности. В кибернети­ке, теории управления, алгоритмом (или логической схемой) называют символическое изображение совокупности актов (опе­раторов, или действий) и проверяемых условий, расположенных в определенной последовательности. На обыденном уровне алго­ритмом обозначают некоторое правило, руководствуясь которым можно достичь нужного результата. Метод алгоритмического опи­сания труда предназначен для выявления и описания вариантов выполнения трудовой задачи, связей между компонентами. Со­ставленные схемы могут служить основой для замеров времени выполнения отдельных действий, для изучения содержания и функций по отношению к каждому действию. Другие названия метода — «операционно-структурное», «логико-вероятностное» описание деятельности.

Теория алгоритмов начала использоваться для описания тру­дового поведения человека с конца 50-х гг. XX в., когда важно было найти единый язык фиксации операций, выполняемых ма­шиной, и трудовых действий людей (Ляпунов А.А.[19], Шестопал Г.А., 1957). Алгоритм может быть представлен в виде текста, символи­ческой строчной записи или граф-схемы. Стрелками на такой схе­ме изображают последовательность действий человека, выполня­ющего алгоритм. В простых случаях проверка логических усло­вий требует принятия решения при выборе из двух вариантов. В трудовой деятельности работнику иногда приходится выбирать из большего количества вариантов, учитывать вероятность после­дующих событий. При составлении алгоритма психологу важно вы­яснить типичное протекание деятельности и возможные отклоне­ния от нормы, узнать их наиболее частые причины. В целом имен­но составление алгоритмического описания организует и дисцип­линирует психолога, помогает ему не ограничиваться случайны­ми наблюдениями или первыми попавшимися описаниями тру­дового процесса, но по возможности выяснять полную картину вариантов, задач и ситуаций.

Составленный алгоритм помогает в исследовании индивиду­альных стилей работы. На схеме алгоритма могут быть отмечены особенно сложные участки, вызывающие трудности, связанные с частым браком, с опасными моментами.

Кроме названных в качестве методов профессиографии могут использоваться все ранее изученные методы психологии труда.

Можно выделить различные конкретные схемы (программы) профессиографирования. Е.М. Иванова выделяет две основные составляющие: субъект и объект труда[20].

Субъект труда предполагает выделение и описание следующих характеристик:

объективные характеристики субъекта труда (здоровье, стаж, образование, успешность работы);

социальная когнитивно-мотивационная структура (информированность о со­циальной значимости профессии, информированность о своей роли в обществе, осознание себя членом профессиональной сре­ды, отношение к своей профессиональной деятельности);

про­фессиональная когнитивно-мотивационная структура (знание о трудовом процессе в целом; знание предмета, целей, условий и задач трудового процесса; личностное отношение к труду как к процессу икак крезультату);

операторная психологическая струк­тура «отдельной» деятельности (выделение цели, способность выполнять действия и операции);

эмоционально-волевая струк­тура субъекта труда (индивидуальный стиль деятельности; функ­циональное состояние субъекта труда).

Объект труда:

история и перспективы развития данного тру­дового процесса (научно-технический прогресс, социально-эконо­мический прогресс);

социальная структура и направленность объекта труда (социальная направленность объекта труда; соци­ально-технические характеристики объекта труда; социально-эко­номические характеристики объекта труда);

сама структура трудового процесса, позволяющая выделить: а) предмет труда, средства труда, трудовую задачу; б) структуру условий труда: мик­роклимат и гигиенические условия; социально-психологические условия; организацию труда (нормирование, планирование, кон­троль);

операционально-техническая структура труда (опера­ционально-технологические действия; правила исполнения тру­довых действий).

Е. С. Романова и Г. А. Суворова[21] предложили несколько более компактные программы описания профессий, которые также могут быть использованы профконсультантами:

Ориентировочная схема экспресс-изучения профессии:

технико-экономическое описание (технология, оборудование, нормы, опла­та труда);

организация и условия труда (социальные и физиче­ские условия, освещенность, температура, влажность, профвредности, режим труда);

документация по текучести кадров, по сбо­ям в работе и т. п.;

подробное описание самой трудовой деятель­ности (основные операции и действия);

психофизиологическая характеристика трудовой деятельности (характеристика ПВК).

Общая схема (основные вопросы) для разработки комплексной профессиограммы:

Как называется работа и в чем она состоит (ее существенные характеристики)?

Какова эффективность (основ­ные критерии эффективности) и цель работы?

Что является предметом труда (над чем работают)?

Каким способом (как) выполняется работа (каков технологический процесс)?

На ос­новании чего делается работа (нормативная и производственная документация)?

Каковы конкретные критерии оценки труда?

Какая необходима квалификация?

При помощи каких средств исполняется работа?

В каких условиях выполняется работа (тер­риториальных, гигиенических, эстетических)?

Какова органи­зация труда (график работы, трудовые смены, баланс труда и отдыха)?

Какова кооперация труда (кто, что и с кем делает)?

Какова интенсивность труда?

Какова степень опасности и ответственности труда?

Какова степень воздействия труда на работника (степень полезности/вредности)?

Какова польза для работника (зарплата, премии, общественное признание и т. п.)?

Какие условия, требования и ограничения характерны для ра­боты (кто может и кто не может ее выполнять: административно-правовые, политические, медицинские, общественные и другие детерминанты).

Профессиограмма обычно составляется в виде текстового опи­сания. Психограмма профессионала может быть представлена в форме текста либо таблицы или в форме «аналитического графи­ка». Конструктивный способ представле­ния профессиографических материалов разработан Е.М. Ивано­вой (1992), которая упорядочила процесс психологической ин­терпретации трудовых действий работника. Психограмма профессионала может быть также представле­на в форме диаграммы (прямоугольной или круговой), на которой в количественной форме ото­бражаются требования к ПВК для конкретной профессии. Например,

Типы психограмм Название ПВК
Зрительное восприятие Слуховое восприятие Память Внимание Воображение Технический интеллект Словесно-логический интеллект Организаторские способности Устная речь Общительность Самоконтроль Психомоторика
психограмма профессионала                        
уровень собственных способностей                        
                         
3 балла - высоко развиты способности            
2балла - средне развиты способности            
1балл - ниже среднего развитие способностей          

 

Вопросы для самопроверки:

o Что такое профессиограмма и психограмма? В каком виде можно представить психограмму?

o Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограмма» и «аналитическая профессиограмма»?

o Какие направления профессиографирования можно выделить в связи с целями исследования?

o Каковы основные принципы профессиографии?

o Какие требования предъявляются к психограмме?

o Какими методами психологи изучают профессии?

o Предложите перечень основных вопросов для разработки комплексной профессиограммы.

Литература:

1) Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
2) Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003
3) Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992
4) Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
5) Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
6) Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003

 


[1] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 145

[2] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80

[3] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 22

[4] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С 146

[5] Тарифно-квалификационные характеристики по должностям служащих. – М.: ИНФРА-М, 1997

Тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым профессиям рабочих. – М.: ИНФРА-М, 1998

[6] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 80

термин психограмма был предложен Вильямом Штерном в книге «Дифференциальная психология в ее методических основах» (1911, 1921)

[7] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28

[8] Василейский Серафим Михайлович (1888-1961)

[9] Схема предложена Б.Ф. Ломовым (1984)

[10] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 91

[11] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.146

[12] Оптация (от лат. optatio – желание, выбор) – принятие решения о выборе пути профессионального развития

[13] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 31-34

[14] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 23

Маркова Аэлита Капитоновна – доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и дефектологии Всесоюзного института переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при АПН СССР, Москва

[15] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 28

 

[16] ЗеерЭ.Ф. Психология профессий, 2003, С.150-152

 

[17] Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельнрости. – М., 1992, С. 37-49

[18] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 48-50

[19] Ляпунов Алексей Андреевич (род. 1911г. – ум -?) один из основоположников кибернетики, отец российской кибернетики, основателя московской и сибирской школ кибернетики и теоретического программирования.

[20] Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. – М., 1987, С. 32-33

[21] Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы профессиографии. – М., 1990, С. 134-148



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: