Https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2020/05/dmitriy-kabalevskiy-klouny




А, 2-Б класс МУЗЫКА 20.02.2021 г.

Тема урока: Вариации. Инструментальные вариации.

I. Блок мотивации и целеполагания.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами окажемся в … сказке, но не в простой сказке, а в музыкальной. Мы с вами превратимся в героев сказки, сами ее расскажем, но не простым языком, а с помощью музыки. В результате изучения темы вы ознакомитесь с музыкальной формой «Вариации» (литературными, музыкальными) и особенностями их построения; - повторите и закрепите знакомые музыкальные формы; - познакомитесь с жизнью и творчеством В. А. Моцарта, А. Гречанинова, Д. Кабалевского. Инструктивный блок. При изучении темы посмотрите презентацию и внимательно прислушивайтесь к музыке, принимайте активное участие в обсуждении. Информационный блок. «Ребята, вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?» (о построении в музыке). «На что мы, прежде всего, обращаем внимание, определяя настроение в музыке?» (на части). «Если музыка построена на одинаковом музыкальном материале, нет смены характера, как вы думаете, сколько частей будет в таком произведении? Как будет называться музыкальная форма, если в музыке одна часть?(одночастная). «Как графически (или буквенно) мы обозначим такую форму? (Показывается карточка А с обозначением этой формы).

Послушайте «Пастушью песню» это старинная французская песня. https://mp3flix.ru/download/пастушья-песня-французская/

Сколько вы слышите частей? (обучающиеся отвечают)

«Давайте пропоем главную интонацию песни по нотам.

А теперь исполним песню со словами.

Определение формы построения музыки. Закрепление графической записи 2-х частной и 3-х частной форм.

Звучит пьеса Д. Кабалевский «Клоуны».

https://nsportal.ru/audio/dlya-postanovok-kompoziciy-prezentaciy/2020/05/dmitriy-kabalevskiy-klouny

«Ребята, вспомните, какие еще формы вам известны?» (двухчастная, трехчастная). Определите характер и название произведения. Сколько было частей? (трехчастная форма А+В+А). Менялась ли музыка, ее настроение? Определяем настроение каждой части.

Называется автор и название пьесы, показываются портрет композитора

IV. Содержание учебного материала

Знакомство с формой вариации в литературе. Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений. Схема А А1 А2 А3 А4…. Вариация означает изменение.

Латинское слово Вариация – чисто музыкальное. Для других случаев есть похожее – вариант. Оба понимаются примерно одинаково: то же самое, но иначе; вид меняется – суть остается. Близкое по смыслу латинское слово версия – поворот (имеется в виду поворот мысли). Что же за всем этим кроется? Что такое вариация? Как вы думаете, вариации могут быть только в музыке? Давайте познакомимся со стихотворением Д.Хармса «Откуда на улице взялся тигр» и с вариациями на это стихотворение…

Я долго думал, Откуда на улице взялся тигр, Думал, думал, думал, думал, А в это время ветер дунул, И я забыл, о чем я думал. Так я и не знаю, Откуда на улице взялся тигр. Загадочная история… Возможно, все было так.

Вариация первая, с картинкой природы. Я смотрел в окно, солнечные лучи, продираясь сквозь густую листву деревьев, рисовали на земле пятна и полосы. Интересно, выйдет у них что-нибудь путное? И вдруг вижу: тигр! Живой! Он выгибает спину, он шевелит ушами! …… Налетел порыв ветра – по земле будто стирательная резинка прошлась. Я смотрел в окно, но тигр больше не появлялся. А может, все было не так…..

Вариация вторая, драматическая, с бурными переживаниями. Потом вдали я увидел его. Откуда на улице взялся тигр? Он мчался на меня бешеными прыжками. Оскаленная морда росла в моих глазах. Вдвое! Втрое! Вчетверо! Последний прыжок!..... И я проснулся. Ветер бил в стекло, но мне уже не было страшно. Еще одна история, тоже вполне правдоподобная.

Вариация третья, фантастическая. По двору гуляет мой кот Тишка. Я давно наблюдаю за ним. Трава и кусты для Тишки – настоящие джунгли. Дома так и льнет, чтобы приласкали, а здесь такой вид напустил на себя- вылитый тигр. Если бы я превратился каким-то образом в крошечного человечка,

узнал бы он меня? Или стал бы охотиться за мной, словно за воробьем? Бррр….., не по себе как-то сделалось от такой фантазии. Хорошо всё-таки быть большим. Пора, пожалуй, сделать вывод.

Вариация четвертая, заключительн ая. Тигров и вообще всех кошек обожаю. Часами о них думаю. Бывает с вами такое: думаешь, думаешь о чем – то и будто уже видишь, о чем думаешь? Вот так однажды, глядя в окно, я увидел тигра, стоит перед глазами – хоть пойди и погладь. Но тигр – то этот был только в моем воображении. А воображаемые тигры, в отличие от настоящих, ужасно пугливые. Не знаю, что отвлекло меня, может ветер подул….. только пусто стало в голове, пропал тигр. Но теперь – то я догадываюсь, откуда на улице тигры берутся.

Даниил Хармс помог нам с вами понять, что вначале звучала короткая тема, а вариации пересказывают тему несколько раз подряд. Каждая вариация пересказывает свою тему на свой лад: мягко, шутливо, строго, а последнее ставит строчку



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: