За что ни в коем случае нельзя ругать ребёнка?
● Если кроха сделал что-то нечаянно.
Вряд ли ваши крики научат его аккуратности.
● Если малыш старается, но у него не получается.
Не превращайтесь в грозного начальника. Лучше будьте просто любящим родителям, который хвалит, поддерживает и помогает раскрыться.
● Если ребёнок нарушает те правила, которые вы и сами не соблюдаете.
Раз уж правила существуют, они должны действовать на всех. А потому не нужно ругать малыша за то, что он кушает в гостиной, если вы сами порой выносите бутерброды за пределы кухни.
● Если поведение и способности ребёнка не соответствуют вашим пожеланиям.
Не пытайтесь сделать из ребёнка того, кем вы не смогли стать сами. Дайте ему возможность самому выбирать, кем быть.
● Если побуждения ребёнка были хорошими.
Не стоит ругать малыша за разбитую вазу, если он хотел поставить в неё сорванный для вас цветок. Наоборот, успокойте его и скажите, что подаренный цветочек вам очень нравится, а вместо вазы можно использовать и обычную чашку.
Как правильно ругать ребёнка?
● Ни в коем случае не ругайте малыша в присутствии посторонних людей.
Вы не только пошатнёте его самооценку, но и потеряете его доверие. А потому, если ребёнок ведёт себя шумно или проявляет неуважение к окружающим, отзовите его в сторонку «пошептаться».
● Не идите на поводу у своих эмоций.
Чтобы этого не произошло, не ругайте ребёнка в тот момент, когда вы раздражены. Дайте себе сначала успокоиться, а потом решайте, стоит ли сложившаяся ситуация того, чтобы повышать на кроху голос.
● Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.
|
Ничто так не ранит, как отсутствие поддержки со стороны собственных родителей.
● Не указывайте ребёнку на его недостатки.
Не стоит говорить «Ты слишком неуклюжий». Ищите более мягкие аналоги таким замечаниям. Например, такие: «Если бы ты был по внимательней, то ваза бы не разбилась».
Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними.
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях.
Способы поощрения:
· Похвала.
Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых.
· Ласка направлена на проявление нежности.
Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту.
· Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений.
Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие.
· Снятие запретов, расширение прав.
Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.
|
· Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе.
Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.
· Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией.
Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения.
Правила поощрения
· Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей.
Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки.
· Не следует поощрять детей из чувства жалости.
Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.
· Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен.
Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.
· Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия.
В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.
· Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.