Статья написана Кришна Кирти прабху.




Четыре тенденции изменившие ИСККОН

Апреля 2011 - Вишишта даса

Социальный анализ.

Статья написана Кришна Кирти прабху.

 

В то время как Шрила Прабхупада еще присутствовал на этой планете, в середине 1970-х годов, произошёл неприглядный раскол между преданными, следующими отречённому укладу жизни (санньяси и брахмачари), и грихастхами. Когда спор достаточно обострился, вмешался Шрила Прабхупада, он обратился к преданным на основе шастр (писаний) и разрешил конфликт. До 1990-х годов способ разрешения диспутов оставался таким же – вмешивались авторитеты, ссылаясь на писания, и конфликт исчерпывался. Даже в эпоху реформы института гуру, которая проходила с середины 80-х до начала 90-х годов, спор о системе зональных ачарьев был разрешён в тот момент, когда бывшие авторитеты дискредитировали себя, и другая группа утвердила себя в качестве новых.

 

Однако, начиная с 90-х годов, проявились конфликты другого рода, которые, как казалось, были неподвержены влиянию духовного авторитета. Эти новые споры были в высшей степени политизированными и часто связаны с тем, что одна или более партий склоняли весь ИСККОН приспособиться к принятию того или иного аспекта западной культуры. Некоторые из инициатив включали: права женщин, проведение выборов в члены управляющего совета ИСККОН (Джи Би Си), а также недавние ходатайства об установлении в ИСККОН политики нетерпимости по отношению к насилию над детьми. Всё вышеперечисленное – знакомые социальные явления, характерные для Запада.

 

С девяностых годов до настоящего времени конфликт между восточной и западной культурой стал средоточием современных социальных беспокойств, и решение таких конфликтов происходило главным образом при помощи политического воздействия. Когда количество подобных случаев и скандалов ослабило старую структуру управления, установленную изначально Шрилой Прабхупадой, уполномоченные лидеры ИСККОН были вынуждены отнестись более внимательно к требованиям и взглядам остальных членов общества. Со временем это ослабление власти привело к тому, что культура ИСККОН стала более демократичной и менее автократической. Это в свою очередь сделало ИСККОН более подверженным влиянию внешней культуры. В данном эссе сделана попытка обозначить некоторые наиболее важные события и социальные тенденции, значительно изменившие ИСККОН как организацию, и то, как члены ИСККОН смотрят на своё собственное общество и на внешний мир.

 

Четыре социальные тенденции

 

С ранних девяностых до нового тысячелетия проявились четыре социальные тенденции глубоко изменившие ИСККОН:

 

1) Потеря контроля со стороны ИСККОН над своей экономической базой.

2) Движение за реформацию института гуру: не достаточная польза и повторение ошибок.

3) Появление движения за равноправие женщин в ИСККОН.

4) Насилие над детьми в школах организации и активистские образования, связанные с этим.

 

Экономика

 

В ранние 90-е годы ИСККОН потерял контроль над своей экономикой. Потеря контроля означала, что большинство членов ИСККОН было вынуждено искать средства к существованию за пределами организации. Поскольку их содержание более не зависело от ИСККОН, лидеры организации потеряли бо'льшую часть влияния, позволявшего определять то, как их подчинённые должны вести свою жизнь. Социолог и давний наблюдатель ИСККОН доктор Рошфорд писал: «Как мы видели, ученики Прабхупады, включая его преемников в роли гуру, всё более запутывались во внешней культуре в восьмидесятые и девяностые годы. Как и было предсказано Прабхупадой, отсутствие функциональной культуры внутри Движения сделало ИСККОН и его членов уязвимыми для влияния господствующей североамериканской культуры».

 

Хотя многие бывшие жители ашрамов были вовлечены во внешнюю культуру, на них по-прежнему смотрели как на людей близкого круга общения. Эта перестройка культурных тенденций большого класса преданных, считавшихся «своими людьми», позднее оказала глубокое влияние на внутреннюю культуру ИСККОН и определила подход к методам решения последующих кризисов.

 

Реформа института гуру

 

Движение за реформы института гуру середины 80-х и 90-х годов привело к значительным улучшениям, по сравнению с системой зональных ачарьев, которую оно заменило. Однако реформы не решили должным образом главной проблемы, дискредитировавшей систему зональных ачарьев – неустойчивости в вопросах поддержания требуемых моральных стандартов. Все ожидали, что движение за реформы института гуру автоматически исправит эту проблему, но этого не произошло. Позднее такие усилия движения за реформы, как утверждение более строгих критериев и испытательного срока для получения санньясы, привели к частичному восстановлению веры в руководство ИСККОНа и их систему одобрения и мониторинга гуру.

 

Самым важным нерешённым вопросом движения за реформы института гуру было то, что руководство так никогда и не предоставило исчерпывающего объяснения частого падения лидеров. Руководство ИСККОН рассматривало каждое падение как изолированный, индивидуальный случай и публично сообщало о нём как о таковом. В то же время для большинства преданных (особенно для тех, кто получал реинициацию несколько раз) было очевидно, что за всем этим стояла общая основополагающая причина или непонимание. Это привело к всплеску ритвикизма (теории о гуру по доверенности) в середине 90-х годов – на этот раз ритвикизм был более радикальным и крайним по своей идеологии, чем в 80-х. В отличие от предшествующего, ритвикизм 90-х смог создать жизнеспособное политическое движение вокруг своей версии теории о гуру по доверенности. Это движение IRM (движение за возрождение ИСККОН), хотя и было официально определено ИСККОНом как еретическое, а его члены бессрочно удалены с территории и мероприятий ИСККОН, продолжает сражаться за политический контроль над организацией.

 

Принижение значения роли Садху, Шастр и Гуру

 

Всплеск ритвикизма, тем не менее, был не самым ярким показателем того, как многие преданные восприняли неприемлемо высокий уровень падений среди гуру и санньяси ИСККОН. Самым существенным результатом был широкий подрыв авторитета лидеров организации, и традиции, которую представляли эти лидеры. В свою очередь это добавило авторитета печатной литературе Шрилы Прабхупады.

 

Книги Шрилы Прабхупады всегда были высшим авторитетом для членов ИСККОН, однако, в связи с тем, что работам Шрилы Прабхупады был еще более добавлен вес, другие источники авторитета, такие как традиция и учения признанных предыдущих ачарьев, оказались в приниженном положении. Хотя это принижение не было намеренным, в сознании некоторых преданных произошло разделение учения Шрилы Прабхупады и литературной традиции Гаудийа вайшнавов. Такое разделение сделало работы Шрилы Прабхупады в большей степени подверженными манипуляциям и «творческим» интерпретациям.

 

Для некоторых членов ИСККОН, это привело к фактической дискредитации учения предыдущих ачарьев нашей ученической преемственности, или даже к дискредитации значительной части изданных работ самого Шрилы Прабхупады. Радикальные идеологии этих людей практически требовали такого отношения. Защищая свои радикальные интерпретации наставлений Шрилы Прабхупады они говорили, что некоторые специфичные наставления могли бы быть актуальны в другое время, в другом месте и при других обстоятельствах, но сегодня они больше не применимы. Ритвикизм был одним ярким результатом такого образа мышления, другим результатом стало движение за права женщин в ИСККОН.

 

Хотя эти два движения имеют очень разные цели, оба подразумевают, что учение Шрилы Прабхупады является скорее радикальным отходом от традиции, нежели продолжением её. Это мы можем увидеть на примере двух высказываний, приведённых ниже, одно взято из IRM Final Order (Последний указ), другое – из собрания старших вайшнави (женщин-преданных) в Майапуре. Ключевые сходства выражаются в их практически идентичных заявлениях, что якобы на основе высших, абстрактных религиозных принципов Шрила Прабхупада отошёл от традиции и представил новую радикальную духовную практику.

 

«Важный момент заключается в том, что хотя система ритвиков может быть абсолютно уникальной…она не нарушает высший порядок приоритета писаний. Она является свидетельством гения Шрилы Прабхупады, благодаря которому о смог милостиво применить такие шастрические принципы новыми и новаторскими способами в соответствии с местом, временем и обстоятельствами» (Final Order, стр. 31)

 

«Ведическая жизнь, превозносимая в наших писаниях, в высшей степени подвержена толкованиям. Понимание того, что является воистину ведическим, не поддаётся определению. Шрила Прабхупада говорил нам о Ведическом обществе и о роли варнашрамы в возвышении общества, но на практике, он не занял своих духовных дочерей в этой системе. Они были проповедницами, пуджари, поварами и т.д. Шрила Прабхупада, в действительности, представил новую модель с новыми стандартами; модель, основанную на проповеди». (Встреча старших вайшнави, 18го февраля 2004 г. в Майапуре)

 

Значительное место в обоих утверждениях занимают две идеи: 1. Шрила Прабхупада представил что-то радикально новое, 2. традиция перестала быть актуальной (по крайней мере, ради достижения их целей). Безусловно, существует ряд подтверждённых примеров того, как сам Шрила Прабхупада говорил, что некоторые предписания шастр более неприменимы в наше время. Тем не менее, без труда можно доказать, что ограничения и высказывания писаний, отбрасываемые как неуместные членами Движения за возрождения ИСККОН и Движения за права женщин в ИСККОН, продолжают в большой степени оставаться актуальными. Ритвики обошли проблематичные для них высказывания при помощи «высшего порядка приоритетов в писаниях», а сторонники борьбы за права женщин обошли высказывания, которые они сочли затруднительными при помощи ссылки на выборочные примеры и практичность.

 

По большей части все эти интерпретации стали возможными через радикальное возвышение статуса, авторитета и личности Шрилы Прабхупады в ущерб (ослабляя или отбрасывая полностью) другие показатели традиции на основе спекуляций. Ирония в том, что попытки усилить авторитет Шрилы Прабхупады, или «поставить его обратно в центр внимания» закончились в ослаблении его авторитета и удалении его из центра внимания в ИСККОН.

 

Движение за права женщин и ИСККОН

 

Я подробно задокументировал зарождение и успех движения за равноправие женщин в ИСККОН в эссе «Язык, Идеология и Движение Женщин в ИСККОН». К написанному можно добавить, что ставшие распространенными падения гуру рассматривались многими как удар по патриархальному авторитету в ИСККОН. Поскольку казалось, что после ухода Шрилы Прабхупады патриархальное управление не оправдало себя, социальное и половое равноправие быстро восстановило свои позиции. Также, в результате большого количества падений в то время, не возникло достаточно сильной группы, способной противостоять идеям равенства полов.

 

Внутри ИСККОН половое равноправие не было ново, но Шрила Прабхупада и отречённые преданные, представлявшие его после его ухода, контролировали ситуацию. Их влияние на внутренний круг преданных всего ИСККОН было подобно влиянию могущественной армии-победительницы на культуру иностранной державы. Но как только у победителей обнаруживается слабое, уязвимое место, формируется патриотическое сопротивление, стремящееся «скинуть» захватчиков. Похожая вещь произошла и в ИСККОН: однажды выяснилось, что патриархальная система организации, представленная гуру и санньяси является слабой и не имеющей сильного авторитета. Затем возникло движение сопротивления для того, чтобы «скинуть» гнёт патриархальной системы. В конце концов, это движение достигло успеха – в марте 2000 года совет Джи Би Си на ежегодной встрече полностью и с энтузиазмом поддержал законы и правила, отражающие это заново утверждённое половое равноправие.

 

Насилие над детьми

 

Можно много сказать о философских и теологических составляющих установления полового равноправия, но скандалы, связанные с насилием над детьми в ИСККОН, вероятно, внесли больший вклад в дискредитацию старой системы авторитетов, чем что бы то ни было ещё. Помимо действительного вопиющего пренебрежения и плохого поведения со стороны некоторых лидеров ИСККОН, их потеря контроля над экономикой ИСККОН создала класс преданных финансово независимых от организации, которые теперь могли в полной мере позволить себе критиковать своих авторитетов. Поскольку многие из них были финансово независимы, а также в прошлом имели выдающиеся заслуги в ИСККОН, эти преданные считались внутренними членами общества. И, несмотря на то, что их средства к существованию и бесспорно большая часть времени проводилась за пределами храма, руководство не могло игнорировать голоса и требования этих преданных.

 

Массовое переселение домохозяев из храмов, как отметил Рошфорд, перенастроило их на Западную культуру и философию. В результате, их требования реформ имели чёткий отпечаток Западного мышления. Дхира Говинда прабху (доктор философии Давид Б. Вольф) наблюдает в своём эссе «Насилие над детьми и Харе Кришна», что требования этих преданных отражали чувство необходимости быть принятыми внешним обществом, к которому они теперь стали ближе культурно:

 

«В настоящее время подавляющее большинство преданных озабочено тем, чтобы их религия интегрировалась в общество и воспринималась скорее как церковь, нежели как культ или секта. Та реакция на возникшую ситуацию, которую предлагал ИСККОН, и которая раньше была бы приемлема для преданного, теперь отвергалась в пользу взглядов, представляющих внешнее общество, включая акцент на реабилитацию и психотерапию, а также привлечение государственных социальных служб и комитетов, следящих за соблюдением закона, в случаях подозрения насилия над детьми. Дженкинс, описывая влияние скандалов, связанных с насилием над детьми, на Американскую Католическую церковь отмечал: «Американская католическая Церковь 80-х годов слишком сильно отличалась от внешнего общества, чтобы возбуждать критику с его стороны…Тогда как раньше религиозные организации серьёзно думали о контроле за внутренними стандартами поведения и морали, в настоящее время наблюдается тенденция к поиску внешних способов контроля за счёт гражданского и уголовного кодексов, навязывая системы ценностей нерелигиозных людей…. Скандалы, связанные с насилием со стороны духовенства показали грядущее разрушение веры в порядочность церковных организаций». Аналогичным образом ИСККОН достаточно чётко отличался от широкого общества и потому до поры не привлекал публичного возмущения за скандалы, связанные с насилием над детьми, но большая часть преданных больше не хотела сплачиваться вокруг организации, защищая неэффективную социальную политику и практику». (Wlof 339)

 

Среди членов ИСККОН распространённая потребность в Западной культуре отражается в присутствующей популярности психотерапии и спроса на семинары по самосовершенствованию. Значительное количество преданных ищущих высшего образования и обучения в сферах коучинга, социальной деятельности и клинической психологии – ещё один показатель сильной склонности к принятию Западной культуры и сопутствующему ей способу мышления.

 

Последствия этих тенденций и новые этические дилеммы

 

Итак, эти тенденции приводят к возникновению серьёзных вопросов о будущей направленности ИСККОН, и ряд преданных подозревает, что эти тенденции направлены против интересов ИСККОН и его членов. За последние более чем 30 лет мы видели, что учения Шрилы Прабхупады можно использовать в качестве средства для продвижения таких идей, которые Шрила Прабхупада сам бы никогда бы не поддержал.

 

Пересмотр Шастр, социальных ролей мужчины, женщины и семейной жизни

 

Появление полового равноправия в качестве предпочтительной социальной нормы в ИСККОН поднимает вопрос об убедительности авторитета традиции и самих писаний. Если патриархия по своей природе угнетает, тогда почему во всех случаях Кришна лично являлся исключительно в патриархальных обществах? Согласно всем Шастрам, включая Бхагаватам, вайшнавская социальная теория и практика является подчеркнуто патриархальной. Как мы выяснили, для того чтобы поддерживать представление о патриархальной системе, как об угнетающей по своей природе, было необходимо сбросить со счетов традицию и многие актуальные высказывания самого Шрилы Прабхупады на эту тему.

 

Более того, ясно, что современные, индустриальные страны ставшие обществами с равными правами обоих полов неспособны воспроизводить себя в достаточных количествах, необходимых для сохранения собственной культуры. Например, Европа имеет показатель рождаемости 1,4 ребёнка, что означает, что каждые 10 женщин рожают в среднем 14 детей. Но для поддержания стабильного уровня популяции те же 10 женщин должны рожать 21 ребёнка за всю свою жизнь. Показатель 2,1 означает, что численность населения не увеличивается и не уменьшается, а просто восполняет себя. Но показатель рождаемости 1,4 означает, что каждое последующее поколение уменьшается на 1/3 по отношению к предыдущему поколению, что также приводит к хаосу в экономике.

 

Чтобы поддерживать экономику, эти страны вынуждены были прибегнуть к привлечению эмиграционных масс, с целью компенсировать недостаток собственного населения. В результате европейская культура постепенно заменяется культурой начинающих доминировать там эмигрантов, в основном северо-африканскими или арабскими мусульманами. Западная цивилизация приняла феминизм, а феминизм и низкий уровень рождаемости имеют тесную взаимосвязь. Если Западная цивилизация не может поддерживать собственную культурную целостность по причине вытеснения её представителей более плодовитыми соперниками, то не является ли это доказательством правоты вайшнавской традиции и тех самых разделов Шастр, которыми пренебрегли сторонники полового равноправия?

 

Терапия ошибочных действий

 

18-го мая бывший учащийся гурукулы ИСККОН по имени Ананда дас совершил самоубийство. Вскоре среди преданных всех уровней в ИСККОН поднялось волнение, направленное на Дханурдхару Свами, который, как они считали, нес основную ответственность за это самоубийство. Это массовое выражение сантиментов поднимает вопросы о верности духовной традиции ИСККОН.

 

Считать ли самоубийство Ананда даса неправильным решением с его стороны или его действия должны быть рассмотрены, как действия больного человека и, следовательно, как ошибка кого-то другого, кто стал причиной этой болезни? Если первое, т.е. он сам принял неправильное решение, тогда это согласуется с понятием о душе, способной превзойти своё прошлое и подняться над неблагоприятными обстоятельствами. Если мы примем второе, т.е. самостоятельно принятое решение не имеет значения, тогда это соответствует пониманию того, что душа не трансцендентна и действует согласно милости материальной энергии.

 

В соответствии с вайшнавскими писаниями и традицией самоубийство является греховным действием, основанным на ложной идее обладания телом. Если мы не тело, тогда мы не вправе распоряжаться им как нам нравится. Подобно самоубийству, убийство человека забирает кого-то, кто работает для того, чтобы поддерживать и кормить других. Люди близкие к такому человеку, покончившему с жизнью, переживают скорбь, а те, кто зависят от него, попадают в очень затруднительную ситуацию. Поскольку убийство и самоубийство имеют похожий результат, есть все причины считать самоубийство убийством. Тем не менее, невозможно считать самоубийство достойным порицания или греховным действием, если мы не осознаем способность и возможность данного человека взвешивать последствия своих поступков. Животное не может грешить, поскольку оно движимо своими инстинктами. Поэтому отрицание ответственности за самоубийство является отрицанием собственной человечности.

 

Попытка восприятия неправильных действий, как действий больного человека, не отвечающего за свои поступки, имеет социальные последствия, идущие далеко за рамки самоубийства. Приведём в особенности колкий пример морального рассуждения вытекающего из такого отношения к дурным поступкам:

 

«Со мной жестоко обращались в течение многих лет в гурукуле ИСККОН, и до настоящего времени я не могу придти в себя. Я пытался обсуждать это с моими родителями, но они не слушали. Я пытался говорить окружающим, включая авторитетов, но опять они не хотели слушать. Часто мне говорили, что говорить о таком обращении является худшим из всех оскорблений. Друзья отворачивались от меня. Сейчас я женат и моя жена поддерживает меня. Но в возрасте между 16 и 25 (мне сейчас 34) я пытался покончить жизнь самоубийством, попадал в тюрьму, женился, разводился, болтался туда-сюда, пытаясь найти покой, и я до сих пор ищу его.» (Чакра)

 

Обратите внимание, что он перелагает ответственность за своё собственное неправильное супружеское поведение и за криминальные действия на других. Он не видит себя виноватым, поскольку считает, что его неправильное поведение обусловлено больным состоянием, а не ошибочным выбором.

 

Кто перекладывает ответственность за неправильные действия? Справедливо сказать, что последние полвека, психология, как наука и профессия, способствует этому. Попытки ИСККОН «вылечить» своих последователей, как правило, основываются на современной психологии. Если неправильные поступки пытаются лечить таким образом, и лечащиеся усваивают эту концепцию своих неправильных действий, тогда разве попытки ИСККОН «вылечить» своих последователей не вовлекают их в дальнейшую безнравственность?

 

Заключение

 

В каком направлении пойдёт ИСККОН и каким будет его конечное предназначение? Сейчас мы не знаем. Любое решение может быть принято и всё что угодно может случиться. Одна из самых больших проблем, стоящих перед ИСККОН, это склонность его членов к разрыву с традицией. То, о чём говорили признанные ачарйи в нашей и в других сампрадайах и то, что подтверждают их традиции является авторитетным ограничителем спекулятивных склонностей.

 

По большей части эта склонность порвать с традицией косвенно является результатом того, что большая масса преданных перенастраивается на Западную культуру. Хотя экономическая необходимость послужила основной причиной ухода из ашрама, тем не менее важным является также то, что многие преданные хотят выглядеть «уважаемыми» в глазах широкой публики. Они больше не хотят быть на периферии общества. Они хотят благочестивой и в то же время «нормальной» жизни. Они ищут понимания и дружбы не просто со стороны других преданных, но также и со стороны членов своих семей, являющихся непреданными, коллег по работе, работодателей и соседей. Они хотят «идти в ногу» с окружающими их людьми, но осуществление этого подразумевает принятие некоторых убеждений и отношения, несовместимого с сознанием Кришны. Это также означает отбрасывание некоторых убеждений сознания Кришны, которые непреданные считают бесспорно неприемлемыми для них. Для преданного попытка приспособить свою практику сознания Кришны к Западной культуре обязательно влечет за собой трактовку учения Шрилы Прабхупады так, чтобы это давало им больше свободы в интерпретации чем изначально позволяет традиция.

 

В сердце этого глубинного желания принять Западную культуру лежит склонность смотреть на литературу в свете доминирования читателя над намерениями автора. Некоторые преданные придают больший вес действиям Шрилы Прабхупады (или тому значению, которое они приписывают этим действиям) по отношению к его устным высказываниям и печатным работам, в не зависимости от того, насколько откровенны и согласованы с традицией слова Шрилы Прабхупады. Это также привело к попыткам затемнить или показать проблематичность наставлений, являющихся ясными и согласующимися во всей полноте с другими подобными утверждениями.

 

Приспособление также подразумевает, что более абстрактные аспекты религии получали больший акцент. Чем абстрактнее становится религия, тем более нетрадиционной становятся практики в этой религии. При таком взгляде образцовые действия рассматриваются скорее как произвольная культурная самобытность, которая имеет место в разных культурах. Например, действия, указывающие на трусость, в одной культуре, могут считаться смелостью в другой. Человек, придерживающийся такого образа мышления, может сказать, что просто из-за того, что большинство людей, описанных в Шастрах, женились по договоренности их родителей, не означает, что устроенные таким образом браки лучше, чем брак «по любви». Также те, кто используют этот аргумент, могут отметить, что важным является сам брак, а то, как вы женитесь – это культурная деталь, присущая конкретному обществу в конкретное время и при конкретных обстоятельствах.

 

Однако, как только такая аргументация принимается нами, мы теряем выдающиеся примеры великих святых людей, описанные в Шастрах. Как мы будем следовать пути святых, если их путь не лучше любых других путей, возможно, даже не лучше нашего собственного? Если всё, что для нас имеет значение - это наша цель, и это единственное, что нас заботит, тогда мы создадим наш собственный список абстрактных достоинств, в соответствии с которым мы будем счастливо делать то, что нам больше нравится. Отсюда - чем абстрактнее религия, тем нетрадиционнее она становится:

 

йатха матах татха патхах. Вот что происходит. Каждый будет говорить что-то и всё нормально. Какую бы чушь человек не нёс – всё нормально. Даже Ганди следовал такой философии. Поэтому он изобрёл другую философию – философию ненасилия, которая на самом деле неосуществима. Когда индусы приблизились к нему: «у тебя такое влияние на мусульман, почему не остановить убийства?» Он ответил: «это их религиозный принцип. Как я могу вмешаться?» Только посмотрите на это.

 

Шрила Прабхупада. Утренняя прогулка – 3 октября1975 г, Маврикий.

 

Процитированные работы:

 

Central Intelligence Agency. "Total Fertility Rate" 20 Jul 2006 World

Factbook 26 Jul 2006

<https://www.cia.gov/cia/publications/factbook/fields/2127.html>

 

"Total Fertility Rate" 20 Jul 2006 Wikipedia. 26 Jul 2006

<https://en.wikipedia.org/wiki/Fertility_rate>

 

"Still Seeking Peace." 4 Jun 2006. Chakra

<https://chakra.org/discussions/GurJun04_06_02.html>

 

Desai, Krishnakant. The Final Order: The legal, philosophical and

documentary evidence supporting Srila Prabhupada’s rightful position as

ISKCON’s Initiating Guru. Bangalore: ISKCON Revival Movement (IRM), 2002.

 

Rochford, E.

 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 9816 просмотров

Комментарии (25)

Ашока дас # 1 мая 2011 в 20:03 0

 

Такое ощущение, что ИСККОН - это очередная бутафория, профанация. Саньяси (и не только) падают. Брахмачари уходят из храмов и вестернизируются, дети в гурукулах поддаются насилию и убивают себя, либо вырастают циниками, женщины хотят свободы, административные лидеры борятся за власть, а все остальные всё это обсуждают, вместо воспевания святых имён.

Что, так всё критично?

Ответить

Вишишта даса # 2 мая 2011 в 17:28+1

 

Вначале надо дать определение ИСККОН, прежде чем говорить какой он. ИСККОН - это уже давно не однородная, локальная организация, а скорее мировое Движение людей принимающих определённые принципы, данные нам Шрилой Прабупадой. Это не просто религиозная организация, зарегистрированная в том или ином месте, что является лишь внешними бюрократическими требованиями, налагаемыми государством.

 

Так вот, в такое глобальное Движение приходят миллионы людей с собственными идеями, дурными привычками, образованием, воспитанием и уровнем культуры. Как вы думаете можно ли ожидать от миллионов неофитов того, что они все разом станут святыми? Что они будут сотрудничать не ссорясь? Что они правильно поймут, какой дар получили от своего духовного учителя и самое главное смогут ли правильно воспользоваться этим даром? Ясно дело, что можно ожидать прямо противоположного, и ничего постыдного или ужасного в этом нет, хотя некоторые и захотят скрыть свои проблемы от публичного ока... И бутафория и профанация непременно должны быть в любом религиозном движении, и говорить о том, что их нет, значит лукавить с собой или окружающими. Вопрос лишь в том как к ним правильно относиться.

Ответить

Ramananda Raya das # 2 мая 2011 в 13:42 0

 

ИСККОН это не профанация и не бутафория!!!!!!!!!!!!! Это организация созданная Шрилой Прабхупадой для того, чтобы мы могли духовно совершенствоваться, а то что возникают те или иные проблемы в ИСККОН это является лишь результатом нашего несовершенства и стремления подстроить философию под свои собственные нужды и тем самым оправдать те или иные свои поступки. Здесь приведено много негативных примеров, но ведь есть масса других очень положительных вещей. Кто-то из саньяси и старших преданных падают, но посмотрите сколько замечательных гуру и старших преданных активно проповедуют, ведут очень отречённый образ жизни и вдохновляют нас своим примером. В шастрах мы находим примеры падения даже очень великих личностей, таких как махараджа Бхарата, Билвамангла Тхакур, Вишвамитра Муни и другие. Что говорить о нас. Также есть примеры замечательных гурукул, такие как гурукула под руководством Бхакти Видья Пурна Свами. И есть примеры замечательных преданных, воспитанных в гурукуле, например Шри Прахлад прабху, Баларам прабху. Это лишь те немногие кого мы знаем, но я думаю их намного больше. Я думаю все эти обсуждения дейсвительно нам сейчас не нужны, нам очень нужны примеры. Нужно поменьше болтать и побольше делать, особенно это касается воспевания Святых Имён, так как это основа всего. В Пури я встречался с одним Махараджем (ИСККОНовским)и он мне сказал, сейчас в ИСККОН очень много людей, которые очень красиво умеют говорить, но так мало людей, которые реально что-то делают. Поэтому нам надо просто делать и самим становиться лучше и чище и тогда это станет очень хорошим примером. Поэтому давайте будем сами совершенствоваться: воспевать Святые Имена, следовать духовной практике, жить просто и мыслить возвышенно. То чего и хотел Шрила Прабхупада.

Ответить

Вишишта даса # 2 мая 2011 в 17:01 0

 

Я думаю все эти обсуждения действительно нам сейчас не нужны, нам очень нужны примеры.

 

А я думаю, что нам нужно и то и другое. Замалчивание - одна из самых больших проблем и к счастью в Джи Би Си уже давно отказались от тактики страуса - зарывании головы в песок. Обсуждения нужны для того, чтобы не повторять ошибок и учиться на них, поскольку если не учиться то маловероятно, что появятся примеры, достойные следования. Будем совершать те же ошибки. Не согласны?

Ответить

Вишишта даса # 2 мая 2011 в 16:23+1

 

В статье вообще-то речь не о негативных явлениях в ИСККОН - таковых хватает в любой организации и у нас давно никто не делает из них секрета. Спасибо, Рамананда, за перечисление позитивных моментов в ИСККОН. НО... Статья о тенденциях, направленных на вестернизацию всего Движения - это посерьёзнее отдельно взятых примеров негатива. Примеры можно было привести и не столь вопиющие, но тогда, скорее всего, они не возымели бы действия.

 

К счастью, многие из примеров, приведённых в статье практически не проявлены в российском ИСККОНе, хотя в целом мы можем почувствовать похожий уклон, например растущая популярность той же психотерапии и так называемой косвенной проповеди. Люди перестают читать книги Прабхупады в пользу книг какого-нибудь Рами Блекта и т.п.

 

Хотите верьте, хотите нет, но эта статья, прочитанная мной лет 8 назад послужила причиной моего участия в организации вайшнавского сельхоз-поселения, могущего послужить сохранению ведической традиции в нашем Движении.

Ответить

Ашока дас # 2 мая 2011 в 17:30 0

 

О процессе вестернизации я слышал очень мало. Но как он проявляется, в чём причина, как выявить его в своих действиях и не поддаться на его уловки? Посмотришь со стороны - вроде все делают то, что говорил Шрила Прабхупада: читают мантру, соблюдают принципы, проповедуют, кушают только прасад и т.д. Конечно есть где-то отклонения, но в общем и целом... Я, конечно, не путешествую по миру и не вижу ситуацию в других местах, но в нескольких городах Золотого Кольца вроде всё как надо. Может я и слеп.

Подскажите, в чём опасность именно для нас?

Ответить

Вишишта даса # 2 мая 2011 в 17:54 0

 

Андрей:

Подскажите, в чём опасность именно для нас?

 

Например:

в целом мы можем почувствовать похожий уклон, например растущая популярность той же психотерапии и так называемой косвенной проповеди. Люди перестают читать книги Прабхупады в пользу книг какого-нибудь Рами Блекта и т.п.

 

Андрей:

Посмотришь со стороны - вроде все делают то, что говорил Шрила Прабхупада: читают мантру, соблюдают принципы, проповедуют, кушают только прасад и т.д.

 

В том-то и дело, что "со стороны", а не изнутри! Изнутри мы можем увидеть по порядку вашего списка:

 

1) Читают мантру. Как читают? У многих долги и по гайатри и по мантре какие не буду говорить, чтобы не шокировать). Читают мантру за телевизором, за компьютером, за рулём машины и т.д. Список можно продолжить.

 

2) Соблюдают принципы... Насчёт мясоедения и интоксикаций см последний пункт. Насчёт азартных игр - практически у всех у кого есть компьютер есть и игры. Незаконный секс - не уверен, что все следуют.

 

3) Проповедуют... Во-первых, чтобы проповедовать, надо чему-то следовать. Причём серьёзно. Нужно знать Писания. У нас в настоящее время много "брахманов" знающих только "шарира авидья джал". Возможно, некоторые распространяют книги - это ОЧЕНЬ хорошо.

 

4) Прасад... Не все кушают только прасад - кушают и грибки и шоколадец и мороженное в вафельных стаканчиках (с яйцом) и сычужные сыры. Некоторые пьют кофе. Кушают кармический хлеб практически все кого я знаю: инициированные и дваждыинициированные - но про это можно не говорить даже - слишком высокий стандарт испечь хлеб для Кришны. Список можно продолжить.

 

Итак это лишь о том о чём вы упомянули. Лишь верхушка айсберга. Нижней частью этого айсберга является материалистичное мировоззрение, основанное на западной традиции и философии - нирвишеша шунйавади пашчатйа деша тарине. Слово пашчатйа означает "Запад".

Ответить

Вишишта даса # 2 мая 2011 в 23:53+1

 

Небольшой анекдот на тему прогресса Кали Юги и смены отношения преданных к стандартам.

 

Середина 90-х:

- Ты знаешь, Бхакта дас смотрит телевизор!

- Да как он может! Он в майе! В майе!..

Конец 90-х:

- Ты знаешь, Бхакта дас смотрит телевизор!

- Да? Ну и что?

- Так боевики, да триллеры!

- Ну дает! Разве так можно! Майа! Майа!

Начало 2-го тысячелетия:

- Ты знаешь, Бхакта дас смотрит телевизор!

- Ну и?

- Так ведь порнуху по видику!

- Да?! И какие фильмы?..

Ответить

Radha Ballabhi dd # 3 мая 2011 в 08:36 0

 

Заметьте, преданные как смотрели телевизор, так и смотрят, просто сейчас стало модно в этом признаваться,а раньше преданные боялись признаться другим или даже себе что есть такая склонность. (это касается и всего остального)

Ответить

Вишишта даса # 3 мая 2011 в 08:57+1

 

Ну и что? Признаваться или не признаваться - не в этом дело (хотя признаваться безусловно лучше хотя бы перед самим собой). Если смотреть в контексте статьи, речь о том, чтобы вначале понять, что является нормой для преданного Кришны и пытаться привести себя в соответствие с этой нормой, а не продвигать



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: