Бухгалтерский учет должен удовлетворять определенным требованиям, таким как:
- единообразие учетных и плановых показателей (сравнение фактических данных с планом и выявление отклонений в ходе выполнения) при сопоставимости показателей;
- своевременность и полнота – учет должен вовремя давать необходимые сведения для управления, контроля и составления отчетности;
- достоверность учётных данных - обеспечивается документированием всех хозяйственных операций, правильным осуществлением инвентаризации, денежной оценки, учёта текущих затрат, калькулирования;
- точность и объективность – информация, предоставленная к учету должена верно отражать действительность. Невнимательность в учетной работе приводят к искажению учетных показателей, к запутанности учета;
- ясность и доступность учета – учет должен быть простым, ясным и не допускать излишней информации, исключать дублирование. Учётная информация должна быть максимально доступной для руководителей и специалистов предприятия, учредителей, участников и собственников имущества предприятия;
- экономичность и рациональность – затраты на ведение учета должны быть минимальными. Это достигается систематическим улучшением уровня технической вооруженности работников учёта, применением современных методов, форм и техники учета.
Из требований бухгалтерского учета определяются и его задачи:
- формирование достоверной информации о деятельности предприятия и ее имущественном положении;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;
- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявления внутренних хозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
|
В основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, положениях, регламентирующих бухгалтерский учет, лежат следующие принципы:
- принцип денежного измерения - количественное измерение всех хозяйственных процессов деятельности предприятия в денежном измерении (валюта страны);
- принцип имущественной обособленности предприятия означает, что для целей бухгалтерского учета предприятие рассматривается как самостоятельная единица. Имущество предприятия и имущество собственников этого предприятия должно быть разделено. В бухгалтерском учете отражается результаты финансовых операций предприятия;
-.принцип продолжающейся деятельности основывается на том, что предприятие организовывается для того, чтобы продолжать свою деятельность на протяжении длительного периода;
- принцип двойной записи – в бухгалтерском учете каждая хозяйственная операция отражается на взаимосвязанных счетах дважды на одну и ту же сумму;
- принцип последовательности состоит в том, что, выбрав метод учета, предприятие придерживается этого метода в течении года, (закрепив в учетной политике предприятия), и в дальнейшем его применяет, если не возникнут причины для изменения метода.
- принцип идентификации заключается в том, что факты хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств;
|
- принцип соответствия предполагает, что расходы должны быть отнесены к тому же отчетному периоду, к которому относятся доходы. То есть доходам, полученным в данном отчетном периоде, должны соответствовать те расходы, за счет которых были эти доходы получены. Процесс соотнесения доходов и расходов происходит с помощью метода начислений;
- принцип осмотрительности требует признания увеличения капитала только в тот момент, когда это является вполне определенным (возможным) событием;
- принцип приоритета содержания перед формой подразумевает, что факты хозяйственной жизни предприятия должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не только из их правовой формы, но из их экономического содержания и условий хозяйствования.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение бухгалтерского учета.
2. Определите сущность и значение бухгалтерского учета.
3. Назовите предприятия на территории РФ, которые обязаны вести бухгалтерский учет.
4. Кто несет ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии?
5. Кто ведет бухгалтерский учет на предприятии?
6. Определите пользователей бухгалтерской информации.
7. Дайте сравнительные характеристики бухгалтерского учета, управленческого учета, налогового учета.
8. Перечислите основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
9. Назовите основные задачи бухгалтерского учета.
10. Перечислите основные принципы бухгалтерского учета.
11. Определите место и роль бухгалтерского учета в системе управления предприятием.
ТЕМА 1.2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
|
В Российской Федерации в настоящее время сформирована и действует четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета.
Регулирование бухгалтерского учета осуществляется в соответствии со следующими принципами[5]:
- соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
- единства системы требований к бухгалтерскому учету;
- установления упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для экономических субъектов;
- применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
- обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;
- недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю в сфере бухгалтерского учета.
Основная цель законодательства РФ в области бухгалтерского учета это единообразный учет имущества, капитала, обязательств и хозяйственных операций, а также предоставление достоверной информации об имущественном положении, финансовых результатах предприятий, как внутренним, так и внешним пользователям бухгалтерской отчетности.
К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
- федеральные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты экономического субъекта.
Первый уровень системы (федеральные стандарты) составляют Федеральные законы, законодательные акты, принимающиеся Государственной думой, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие постановку бухгалтерского учета в предприятии. В этот перечень входят: Гражданский кодекс РФ ФЗ - №51 от 30.11.1994г. (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. ФЗ №402, (с изменениями и дополнениями), и другие.
Целью Федерального закона о «Бухгалтерском учете» являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета[6].
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают[7]:
- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
- требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
- состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Документы второго уровня (отраслевые стандарты) включают положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и утверждаются Министерством финансов РФ. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.
В ПБУ регламентируется порядок бухгалтерского учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным при составлении бухгалтерской отчётности и ведении регистров бухгалтерского учёта. В настоящее время в России действуют 24 стандарта.
ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации»
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
ПБУ 3/2006 «Учёт активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская отчётность организации»
ПБУ 5/2001 «Учёт материально-производственных запасов»
ПБУ 6/2001 «Учёт основных средств»
ПБУ 7/1998 «События после отчётной даты»
ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
ПБУ 9/1999 «Доходы организации»
ПБУ 10/1999 «Расходы организации»
ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
ПБУ 13/2000 «Учёт государственной помощи»
ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов»
ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
ПБУ 16/2002 «Информация по прекращаемой деятельности»
ПБУ 17/2002 «Учёт расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
ПБУ 18/2002 «Учёт расчетов по налогу на прибыль организаций»
ПБУ 19/2002 «Учёт финансовых вложений»
ПБУ 20/2003 «Информация об участии в совместной деятельности»
ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»
ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов»
Документы третьего уровня (рекомендации в области бухгалтерского учета) подготавливаются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации и Федеральными органами исполнительной власти на основе документов первого и второго уровня. Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. К документам третьего уровня относятся: План счетов с субсчетами бухгалтерского учета финансовой деятельности предприятия и Инструкция по его применению (утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н, в редакции от 08.11.2010г.), различные инструкции и методические указания (рекомендации), разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету.
Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе, и не должны создавать препятствия осуществлению предприятием его деятельности.
Документы четвертого уровня (стандарты экономического субъекта) содержат внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета предприятия (приказ по учетной политике, рабочий план счетов, самостоятельно разработанные формы первичных документов, график документооборота, учетные регистры, формы внутренней отчетности, распоряжения, приказы, внутренние инструкции), которые утверждаются руководителем предприятия и формируются бухгалтерскими службами этого предприятия. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.
Нормативным актом, регулирующим вопросы, связанные с формированием учетной политики является Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008.
Учетная политика - совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета.[8]
Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.
Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:
- при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.
Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. От лица Правительства РФ эту функцию выполняет Министерство финансов РФ. Право регулирования бухгалтерского учета предоставлено также Центральному банку Российской Федерации, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, Департаменту по надзору за страховой деятельностью - в своих сферах.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные принципы, на основании которых осуществляется регулирование бухгалтерского учета.
2. Какова система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации?
3. Какими уровнями представлено нормативное регулирование бухгалтерского учета в России?
4. Назовите основные цели законодательства РФ о бухгалтерском учете.
5. К какому уровню регулирования бухгалтерского учета относится ФЗ о «Бухгалтерском учете» и какова его основная цель.
6. Каковы структура и содержание Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
7. Перечислите документы третьего уровня
8. Кем утверждаются документы четверного уровня?
9. Дайте определение учетной политики
10. Что влияет на выбор учетной политики?
11. Перечислите условия, при которых возможно изменение учетной политики.
ТЕМА 1.3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Предмет бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет изучает хозяйственную деятельность предприятия, состоящую из процесса снабжения, производства, реализации, которые постоянно сменяют друг друга, создают непрерывный кругооборот хозяйственных средств. На основании чего можно определить, что, предметом бухгалтерского учета являются хозяйственные средства и хозяйственные процессы.
В обобщенном виде предметом бухгалтерского учета выступает хозяйственная деятельность предприятия. Содержание предмета бухгалтерского учета раскрывается в экономической сущности учитываемых объектов.
Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы[9], которые можно объединить в две группы:
объекты, обеспечивающие хозяйственную деятельность предприятия (хозяйственные средства и их источники);
объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия (хозяйственные процессы и их результаты).
Хозяйственные средства – это имущество предприятия. Имущество предприятия в бухгалтерском учете называется активами.
Активы предприятия подразделяются навнеоборотные активы и оборотные активы.
К внеоборотным активам относятся активы, полезные свойства которых ожидается использовать в течение периода свыше одного года или обычного операционного цикла, если он превышает один год (нематериальные активы, результаты исследований и разработок, материальные и нематериальные поисковые активы, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы).
Нематериальные активы (НМА) – это объекты, не имеющие материально-вещественной структуры, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход. Нематериальные активы переносят свою стоимость на готовый продукт частями, по мере начисления амортизации. К ним относятся объекты интеллектуальной собственности: исключительные авторские права на патенты, товарные знаки, компьютерные программы, лицензии, деловая репутация организации и т.д.
Результаты исследований и разработок это затраты фирмы на завершенные научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, давшие положительный результат, но не относящиеся к НМА.
Материальные поисковые активы - это затраты, относящиеся к приобретению либо созданию материального объекта.
Нематериальные поисковые активы - это права на выполнение работ по поиску, разведке и оценке месторождений полезных ископаемых, результаты разведочного бурения, результаты отбора образцов, геологическая информация о недрах на определенной территории, оценка коммерческой целесообразности добычи полезных ископаемых.
Основные средства (ОС) – средства труда, которые участвуют в процессе производства многократно, более олного года, не изменяя свой внешний вид, и постепенно переносят свою стоимость на изготавливаемый продукт частями в виде амортизационных отчмслений. К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; земельные участки; объекты природопользования; капитальные вложения в земельные участки (затраты на коренное улучшение земель) и в арендованные основные средства.
Доходные вложения в материальные ценности – это инвестиции в приобретение имущества, предназначенного для сдачи в аренду и напрокат. Имущество может передаваться в аренду и напрокат с правом выкупа после окончания срока аренды (договора на прокат) или на условиях возврата собственнику имущества.
Финансовые вложения – это вложение денежных средств или иного имущества в другие предприятия с целью получения дохода в течение длительного времени или контроля над их деятельностью. К финансовым вложениям относятся: инвестиции в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, депозитные вклады в кредитных организациях, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, а также в виде предоставленных другим предприятиям займов.
Отложенные налоговые активы - это доля отложенного налога на прибыль, приводящая к уменьшению суммы налога на прибыль, который должен быть уплачен в последующих отчетных периодах.
Прочие внеоборотные активы - другие внеоборотные активы предприятия, которые являются несущественными для их детальной расшифровки (оборудование, требующее монтажа и комплекты запчастей к нему, расходы, относящиеся к будущим отчетным периодам).
К оборотным активам относятся активы, которые служат или погашаются в течение 12 месяцев, либо в течение нормального операционного цикла предприятия (если он не превышает 12 месяцев). Оборотные активы – это запасы, НДС по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства.
Запасы, в их состав входят: материалы, товары, готовая продукция, незавершенное производство, расходы будущих периодов.
Материалы, сырье - это то, из чего производится продукция, при этом они переносят свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции полностью, изменяя свой внешний вид (сырьё, материалы, комплектующие изделия, тара, топливо, различные вспомогательные материалы и т.п).
Товары – различные виды изделий, приобретенные у других организаций для дальнейшей перепродажи.
Готовая продукция – это продукция, произведенная на самом предприятии, прошедшая все стадии обработки, соответствующая стандартам и предназначенная для продажи.
Незавершенное производство - остатки ресурсов предприятия в стадии незавершенного производства в цехах, т.е. продукция, не прошедшая весь технологический цикл.
Расходы будущих периодов – это затраты, произведенные предприятием в данном отчетном периоде, но результатами которых она будет пользоваться в будущем.
НДС по приобретенным ценностям - это остаток налога на добавленную стоимость по приобретенным запасам, нематериальным активам, капитальным вложениям, работам и услугам, который не принят к вычету.
Дебиторская задолженность – это средства в расчетах, т.е. обязательства физических и юридических лиц перед предприятием. Должники называются дебиторами (покупатели и заказчики за проданную им продукцию, работники предприятия, получившие авансы на хозяйственные расходы, учредители по взносам в уставный капитал и т.д.).
Денежные средства – это сумма денег в кассе предприятия, на расчетных, валютных и иных счетах в банках.
Финансовые вложения – это вложения организации в различные ценные бумаги (акции, облигации, векселя и т.д.), а также займы, представленные другим организациям, сроком менее одного года для извлечения доходов в виде процентов, дивидендов или разницы в стоимости ценных бумаг при их перепродаже.
Прочие оборотные активы - все другие оборотные активы, которые могут быть конвертируемы в денежные средства в течение одного рабочего цикла (стоимость недостающих материальных ценностей, в отношении которых не принято решение об их списании в состав затрат на производство или на виновных лиц)
Активы предприятия (имущество) формируются за счет привлечения различных источников. В результате чего у предприятия появляются обязательства перед другими организациями и физическими лицами, предоставившими свои активы в пользование.
Капитал и обязательства, послужившие источником образования имущества, называются пассивом, который в свою очередь подразделяется на собственный капитал и заемный капитал.
Собственный капитал – чистая стоимость имущества хозяйствующего субъекта, которая представляет собой разницу между стоимостью его активов и обязательств. Собственный капитал может состоять из уставного капитала, собственных акций, выкупленных у акционеров, переоценки внеоборотных активов,добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли.
Уставный капитал – это стоимость основных и оборотных средств, внесенных учредителями при создании предприятия для обеспечения его деятельности в масштабах, указанных в учредительных документах. Уставный капитал – величина относительно постоянная, не подлежащая переоценке. Увеличение или уменьшение уставного капитала по решению собрания учредителей вызывает необходимость изменения уставных документов.
Собственные акции, выкупленные у акционеров - это стоимость акций (долей), выкупленных акционерным (или иным хозяйственным) обществом у своих акционеров.
Переоценка внеоборотных активов - это сумма прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по результатам их переоценки.
Добавочный капит ал - это величина добавочного капитала организации, за исключением сумм дооценки внеоборотных активов
Добавочный капитал включает
- эмиссионный доход (сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, полученной в процессе формирования уставного капитала организации (при учреждении организации, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость;
- курсовую разницу, связанную с расчетами с учредителями по вкладам, в том числе вкладам в уставный капитал организации, выраженным в иностранной валюте;
- разницу, возникающую в результате пересчета выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств организации, используемых для ведения деятельности за пределами Российской Федерации, в рубли;
- вклады в имущество общества с ограниченной ответственностью;
- суммы НДС, восстановленного учредителем при передаче имущества в качестве вклада в уставный капитал и переданного учреждаемой организации (в случае, если указанные суммы не являются вкладом в уставный капитал учреждаемой организации).
Резервный капитал – часть имущества предприятия, предназначенная для покрытия его убытков. Резервный капитал может быть использован только на цели, предусмотренные законодательством или учредительными документами предприятия.
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – итоговый финансовый результат деятельности предприятия за отчетный год. Нераспределенная прибыль представляет собой прибыль предприятия за отчетный год за вычетом налога на прибыль, дивидендов, штрафных санкций за нарушение налогового законодательства и прочих расходов за счет прибыли.
Заемный капитал - капитал, полученный в виде долгового обязательства. В отличие от собственного капитала, имеет конечный срок и подлежит безоговорочному возврату. Обычно предусматривается периодическое начисление процентов в пользу кредитора. Заемный капитал делиться на краткосрочные и долгосрочные обязательства.
Долгосрочные обязательства – это обязательства, срок исполнения которых превышает 12 месяцев. Долгосрочные обязательства - это задолженность организации по кредитам и займам (заемные средства, отложенные налоговые обязательства, оценочные обязательства).
Заемные средства – определенная часть оборотного капитала юридического лица, которая не является его собственностью и пополняется путем привлечения коммерческих банковских кредитов, эмиссионных займов или посредством других удобных предпринимателю способов.
Отложенные налоговые обязательства – та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль в последующих отчетных периодах.
Оценочные обязательства – обязательства с неопределенной величиной и (или) сроком погашения (обязательства в связи с реструктуризацией, по заведомо убыточным договорам, по охране окружающей среды, по выданным гарантиям, по поручительствам в пользу третьих лиц, сроки исполнения по которым еще не наступили, по не законченным на отчетную дату судебным разбирательствам и др.).
Краткосрочные обязательства - это обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев после отчетной даты (заемные средства, кредиторская задолженность, доходы будущих периодов и оценочные обязательства).
Заемные средства - краткосрочные кредиты и займы (со сроком погашения не более 12 месяцев после отчетной даты).
Кредиторская задолженность – обязательства: перед поставщиками и подрядчиками, перед бюджетом и внебюджетными фондами по уплате налогов и страховых взносов; перед персоналом (например, по начисленной и не выплаченной заработной плате); перед учредителями по не выплаченным доходам от долевого участия.
Доходы будущих периодов - сумма целевого финансирования, предоставленного на срок не более 12 месяцев после отчетной даты, стоимость безвозмездно полученного имущества, не включенная в состав прочих доходов предприятия и другие предстоящие поступления (например, разница между суммой, которую нужно взыскать с виновных лиц за недостачу, и балансовой стоимостью утраченного имущества).
Оценочные обязательства - это краткосрочные оценочные обязательства предприятия (оплата отпусков, выплата вознаграждений за выслугу лет).
Объекты, составляющие хозяйственную деятельность предприятия (хозяйственные процессы и их результаты).
В процессе деятельности предприятия происходят хозяйственные операции на всех стадиях хозяйственных процессов (снабжение, производство, реализация), которые способствуют получению результата (прибыли).