Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.




ТЕМА 1. СТРУКТУРА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

 

Коммуникативные барьеры и способы их преодоления.

 

Коммуникативные барьеры – это различного рода помехи, которые на разных стадиях влияют на процесс передачи сообщения, приводя к искажению его содержания и как следствие мешающие адекватному восприятию сообщения аудиторией.

Существует несколько видов коммуникативных барьеров:

  1. Технические барьеры – это барьеры, связанные с каналом передачи информации или с воздействием со стороны окружающей среды (шумы).

Способ преодоления: тиражирование и повторение.

  1. Фонетические барьеры связаны с особенностями речи и невербального поведения коммуникатора, например плохая дикция, акцент или слишком быстрая речь.

Способ преодоления: обратить внимание на особенности речи коммуникатора, принять меры по их возможной локализации.

  1. Психологические барьеры включают в себя психологические особенности коммуникатора и реципиента, препятствующие передаче сообщения. К ним относятся:

· личностные черты, препятствующие общению, например, застенчивость или интроверсия;

· наличие определенных аттитюдов и ценностей, порождающих нежелание или неумение общаться;

· эмоциональное состояние, например, чрезмерное эмоциональное возбуждение или страх перед человеком и общением с ним. Страх приводит к тому, что вы стремитесь избегать общения с человеком и окружающие человека воспринимают менее позитивно;

· неадекватное, стереотипное представление о партнере по коммуникации, например, взрослые люди часто недооценивают коммуникативные способности подростков, что влияет на качество общения с данной группой.

Способы преодоления:

  1. Семантические барьеры связаны с понятиями и их значениями. Особые трудности в коммуникации возникают в результате использования:

· абстрактных терминов и понятий, когда люди используют абстрактные понятия (демократия, человечество, свобода и т.д.) аудитории достаточно сложно понять коммуникатора, к тому же массовая аудитория часто не обладает необходимым набором навыков для работы с подобными терминами. Намного лучше, если используемые термины будут носить более конкретный характер и иметь точное определение (например, красное спелое яблоко). Если же использование абстрактных терминов необходимо, то следует дать определение данным терминам или же убедиться, что аудитория готова к адекватному пониманию содержания термина.

· использование многозначных понятий – слов с несколькими значениями (ключ, коса и т.д.), интерпретация которых зависит от ситуации, а также идеоматических выражений (фразеологизмов) – это слова и словосочетания, имеющие самостоятельное семантическое значение, не сводимое к значениям отдельных слов, данные речевые конструкции нельзя воспринимать дословно («Как баран на новые ворота» и т.д.).

· использование синонимов – одно и тоже сообщение может быть передано с помощью различных слов и фраз, от них зависит характер воздействия на реципиента и его реакция. Например, «ты опоздал» можно заменить на такие обороты как: «ты пришел поздно», «что-то ты сегодня припозднился», «ты пришел не вовремя», «ты не пришел вовремя».

· использование коммуникатором иностранных слов или сленга, непонятного реципиенту.

· смешение фактов и оценок, коммуникатор, описывая событие, часто включает в описание свои оценки происходящего, однако реципиент не всегда способен отделить факты от оценок.

Способы преодоления:

  1. Логические барьеры – возникают в том случае, когда коммуникатор не знает и нарушает правила и законы логики, например, нарушает закон тождества, непротиворечия или причинно-следственные связи.

Способы преодоления:

  1. Социальные барьеры связаны с принадлежностью коммуникатора и реципиента к различным социальным группам (возрастным, культурным, этническим и т.д.), что подключает к процессу коммуникации стереотипы. Например, если в соответствии со стереотипом все политики лживы, то сделанное политиком сообщение может не оказать желаемого воздействия на аудиторию, вне зависимости от его содержания.

Способы преодоления:

  1. Барьеры авторитета (обесценивания) – неприятие информации при недостатке авторитета коммуникатора. Так, часто люди не доверяют высказываниям врачей о вреде курения, если видят, что сами врачи курят.

Способы преодоления: при помощи подчеркивания статуса, опыта, образования, стажа работы и т.п. качеств коммуникатора.

  1. Барьер отношения – это снижение доверия к сообщению, его неприятие в следствии негативного восприятия коммуникатора (эффект «ореола»).

Способ преодоления:

  1. Барьер избегания – связан с избеганием источников воздействия, уклонения от контакта с ними. Так, курящий человек может просто переключать ТВ-канал, когда увидит, что там идет передача о вреде курения.

Способы преодоления:

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: