Источниками сюжета были в первую очередь римские и греческие трагики – Сенека и Еврипид.
Сюжет, взятый Расиным из древнегреческой мифологии.
2. Суть конфликта (расписать позиции противоборствующих сторон).
Сопоставление «Федры» с ее источником «Ипполит» Еврипида – показывает, что Расин переосмыслил исходную предпосылку – соперничество Афродиты и Артемиды, жертвами которого становятся Федра и Ипполит. Расин переносит центр тяжести на внутреннюю, психологическую сторону трагического конфликта, но и у него этот конфликт оказывается обусловленным обстоятельствами, лежащими за пределами человеческой воли.
Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. У Федры происходит раздвоение между желаниями и страхом огласки, при этом моральный момент не присутствует. Конфликт строится на борьбе двух страстей. Зацикливание на собственных страстях разрушает понимание между героями. Основная вина за трагический исход возлагается на кормилицу Эпону, ложно интерпретирующую события. Боги оказываются зависимы от людей. Трагедия охватывает всех. Расин извлекает моральный урок из всей пьесы. В предисловии к пьесе Расин настойчиво доказывает свою эстетику. По его мнению, лишь добрый, но внутренне слабый герой может стать героем трагедии.
Ипполит в ужасе от того, что узнает о чувствах Федры (не чувствует любви к Федре как к женщине), хочет сбежать с Арикией, которую любит. Ипполита, узнав обо всём, что произошло в его отсутствие, Тезей проклинает.
Тезей проклинает сына, поздно узнаёт правду.
|
Энона клевещет на Ипполита, виновата в его смерти, бросается в морскую пучину.
Смерти Федры, Ипполита и Эноны – таков итог порочной страсти. Зло, разруху в сердцах и умах, преступление и гибель несёт она с собой.
3. Главные и второстепенные персонажи трагедии.
Главные персонажи:
Ø Тесей, сын Эгея, царь афинский
Ø Федра, его жена, дочь Минаса и Пасифаи
Ø Ипполит, сын Тесея и Антиопы, царицы амазонок
Второстепенные персонажи:
Ø Арикия, царевна из афинского царского рода
Ø Энона, кормилица и наперсница Федры
Ø Терамен, наставник Ипполита
Ø Исмена, наперсница Арикии
Ø Панопа, прислужница Федры
Ø Стража
4. Образ Федры и его противоречивость, элементы психологизма.
Федра (Phèdre) — персонаж трагедии Ж. Расина «Федра» («Phèdre», 1677), жена Тесея, дочь Миноса и Пасифаи, мачеха Ипполита. Расин не указывает ее возраста, но если учесть, что выдающейся актрисе Бургундского отеля Мари Шанмеле, для которой он написал и с которой подготовил эту роль, было немногим менее 35 лет, то Федре, по замыслу автора, было около 30 (с учетом омоложения актеров, создаваемого сценическими средствами). Федра пылает страстью к своему пасынку Ипполиту и открывается ему, но когда возвращается домой ее муж Тесей, которого она считала погибшим, то, спасая себя и своих детей от позора, допускает, чтобы ее кормилица Энона оклеветала Ипполита в посягательстве на ее честь раньше, чем откроется правда. Проклятый отцом, Ипполит погибает, а Федра, полная раскаяния, отравляется, перед смертью признаваясь Тесею в своей вине и невиновности Ипполита.
|
Разрабатывая характер Федры, Расин опирался на трагедии Еврипида «Ипполит увенчанный» (428 г. до н. э.) и Сенеки «Федра» (I в. н. э.). Сенека сделал Федру главной героиней, что принял Расин, но его версия этого характера (Федра с самого начала обуреваема безумной страстью и готова на любое преступление) противоречила стремлению французского драматурга выбрать героиню, которая бы, в соответствии с «Поэтикой» Аристотеля, могла бы вызвать сострадание и ужас. Поэтому в предисловии к трагедии Расин указывает, что именно Еврипиду он обязан «общей идеей характера Федры», замечая: «В самом деле, Федра ни вполне преступна, ни вполне невиновна. Судьба и гнев богов возбудили в ней греховную страсть, которая ужасает прежде всего ее самое. Она прилагает все усилия, чтобы превозмочь эту страсть. Она предпочитает умереть, нежели открыть свою тайну. И когда она вынуждена открыться, она испытывает при этом замешательство, достаточно ясно показывающее, что ее грех есть скорее божественная кара, чем акт собственной воли». Расин отходит от первоисточников, стремясь смягчить вину героини: «Я даже позаботился о том, — пишет он в предисловии, — чтобы Федра менее вызывала неприязнь, чем в трагедиях древних авторов, где она сама отваживается обвинить Ипполита. Я полагал, что в клевете есть нечто слишком низкое и слишком отвратительное, чтобы ее можно было вложить в уста царицы, чувства которой к тому же столь благородны и столь возвышенны. Мне казалось, что эта низость более в характере кормилицы, у которой скорее могли быть подлые наклонности и которая, впрочем, решилась на клевету лишь во имя спасения жизни и чести своей госпожи. Федра же оказывается замешанной в этом только по причине своего душевного смятения, в силу которого она не владеет собой. Вскоре она возвращается, чтобы оправдать невиновного и объявить истину».
|
Федра не пала душой настолько, чтобы самой признаться в любви пасынку, а потом - оклеветать его перед мужем. Федра возвышается над своей испорченной средой. Именно в данном направлении Расин внес наиболее существенные изменения в унаследованный от античности, от Еврипида и Сенеки, образ. У Сенеки, например, Федра изображена как характерное порождение разнузданных дворцовых нравов эпохи Нерона, как натура чувственная и примитивная. Федра же Расина, при всей ее душевной драме, человек ясного самосознания, человек, в котором разъедающий сердце яд инстинктов соединяется с непреодолимым стремлением к правде, чистоте и нравственному достоинству. К тому же она ни на мгновение не забывает, что является царицей, носительницей государственной власти, что ее поведение призвано служить образцом для общества, что слава имени удваивает мучение. Расин наделяет ее мыслями и чувствами, достойными ее сана, тщательно следя за тем, чтобы в порыве страсти она не нарушила присущее ей классовое достоинство. Федра Еврипида клевещет на Ипполита самостоятельно, у Расина это делает Энона. «Я решил, что клевета имеет в себе нечто слишком низкое и грязное для того, чтобы вложить ее в уста царицы, наделенной к тому же столь благородными и добродетельными чувствами. Эта низость показалась мне более подходящей кормилице, которая могла иметь более рабские наклонности...» (предисловие к «Федре»).
Федры нет сил сопротивляться или возражать тому, что делает Энона. Она сохраняет достоинство, но она обессилена вборьбе с самой собой. В разговоре Федры с Эноной именно Энона называет имя того, в кого влюблена Федра - “ты имя назвала!”-восклицает Федра. И снова здесь и уклонение главной героини от слишком явной с слабости, но и психологически точная черта: боязнь произнести имя любимого, само звучание которого наполнено для любящего особым смыслом.
Федра точно формулирует свои переживания, причем ее формулировки укладываются в размеренный александрийский стих. Но Расин на самом деле идет дальше и приоткрывает такие движения души, которые не высказываются. Почему Федра делает признание Эноне? Почему она изнемогает, почти умирает? Почему ее признание прозвучало до сообщения о смерти Тесея, дающей ей больше прав его сделать? Потому что она хочет, жаждет признаться в своей любви к Ипполиту, хотя это желание ни разу не высказано. И объяснение с Ипполитом становится неизбежным, это внутреннее решение, не зависящее от внешнего обстоятельства — известия о смерти мужа, делающего Федру более свободной в изъявлении своих чувств.
Суть финала трагедии.
Итогом порочной страсти будут смерти (Федра, Ипполит, Энона). Страсть несёт только зло и боль в сердце и уме, преступление и гибель несёт она с собой. Мотив смерти связан с образом Федры на всем протяжении пьесы. Он звучит в монологе Эноны, который предваряет появление Федры на сцене, он звучит уже в первом монологе Федры, потому что уже в самом начале Федра понимает, что она перед лицом мироздания где все ей враждебно, и принимает решение покончить жизнь.
В финале этот мотив обретает свой смысл. Смерть - это не покой и забвение, а великая мука и страдание, которое приготовил отец Федры, Минос из подземного царства Аида.
На это великое страдание Федра по доброй воле себя обрекает, взяв на себя всю вину и всю ответственность и за свою преступную любовь, и за клевету и за смерть Ипполита. Смерть ее высшее мгновение. Своей смертью она хочет очистить свет дня от той скверны, которую она принесла с собой.