Общение как деятельность




М.И.Лисина

ОБЩЕНИЕ, ЛИЧНОСТЬ И ПСИХИКА РЕБЕНКА

Под ред. Рузской А.Г.

Москва – Воронеж, 1997.

 

Ч.1. Развитие общения ребенка с взрослым и сверстниками

Проблемы онтогенеза общения

 

Одним из первых начал разработку приблем генезиса общения изв. анг. психолог Дж. Боулби (1952). Близкие ему по творческим позициям Рене Спитц (1945,1946) во Франции, Анна Фрейд (1946, 1951) в Австрии и нек. др. европейские психологи драматическим образом подчеркивали первостепенное значение отношений с матерью для правильного психического развития маленького ребенка. Недостаток общения с нею ставит под угрозу жизнь ребенка, препятствует его физ. и псих. развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у неё агрессивности, антиобщественных наклонностей и душевной опустошенности.

Позднее в США в 50-е г. стали разрабатываться и анализироваться в рамках теории «социального научения» контакты ребенка с взрослыми и другими детьми на разных этапах детства. Такое общение истолковывалось как разновидность явлений, пожчиняющихся закону «стимул-реакция».

В нач. 60-х широкое исследование генезиса общения развернулось в СССР. (Щелованов Н.М., Аксарина Н.М. и др.) А.В. Запорожцем было предпринято уже собственно психологическое изучение генезиса общения у детей первых 7-ми лет жизни.

Вопросы общения рассматриваются в связи с проблемами самопознания.

Главный источник знаний о себе – опыт, рождающийся в активной деятельности, при этом коллективной. В ходе совместной с другими людьми практики человеку открываются наилучшие возможности для понимания своих способностей.

Личные (по форме) и общественные (по существу) отношения с людьми, складывающиеся в ходе общения, становятся важнейшим инструментом самопознания.

Общение и самопознание тесно связаны друг с другом. Общение – наилучший путь, чтобы познать себя. А правильное представление о себе влияет на общение, помогая его углублению и упрочнению. В деловых контактах и в дружеских связях одинаково важно отдавать отчет в своих действиях, строго судить себя и верно оценивать.

 

Гл. 1. Понятие общения

 

Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Каждый равно является носителем активности и предполагает её в своих партнерах. Каждый участник общения выступает как личность, а не как физ. предмет. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, и рассчитывают на его отзыв. Каждый выступает как субъект. Все эти особенности неразрывно связаны друг с другом.

Общение как деятельность

Рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин коммуникативная деятельность.

В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную Леонтьевым и развитую Запорожцем, Элькониным, Давыдовым, Гальпериным. С точки зрения указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любой вид деятельности – значит, указать, в чем состоит её предмет, выяснить побуждающие её потребности и мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций.

Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно-мотивационных аспектов.

Структурные компоненты коммуникативной деятельности:

Предмет общения – это другой человек, партнер по общению как субъект.

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, т.к. человек проявляется в каждой из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, потому что направлено на другого человека как на свой предмет и, будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого или других участников общения.

Коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение.

Действие общения – это единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения – инициативные акты и ответные действия.

Задачи общения – это та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Цели (мотивы) и задачи общения могут не совпадать между собой.

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения.

Продукты общения – образования мат. и дух. хар-ра, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения, отношения между сверстниками, избирательные привязанности, и, главное, образ самого себя и других людей – участников общения.

Анализ общения как деятельности позволяет четко определить качественное преобразование при переходе от взаимодействия животных к общению у человека и в ходе онтогенетического развития. Сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения. Важное преимущество к предлагаемого подхода к общению как к коммуникативной деятельности мы видим также в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: