Особенности общения школьников различных возрастных групп




 

Начиная с 16 века, человеческое общение находилось на достаточно высоком уровне. Культура общения постепенно развивалась, но увы, в наше время мы видим ее упадок.

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого существования.

Без этого невозможна деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает все эти процессы, способствует их реализации. Коммуникация многогранна в первую очередь потому, что она осуществляется на разных уровнях: страны и народы, партии, коллективы и отдельные лица могут общаться, и, соответственно, взаимодействие сторон в этом процессе будет различным по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть прямым или косвенным, различаться по типу и, наконец, в процессе этого люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, рабочими навыками и т. д.

Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из которых необходим для того, чтобы наши мысли были понятны другому человеку. Каждый шаг - это точка, в которой, если мы небрежны и не думаем о том, что делаем, смысл может быть утерян.

Слово «общение» имеет латинское происхождение от слова «communis - general». Отправитель пытается установить связь с кем-то. Он стремится вникать в информацию, отношения или идеи.

Существует определение коммуникации в общих чертах как процесс передачи информации от одного человека (передатчик) другому (получатель) для передачи определенного значения.

Более точное определение для коммуникации - термин «Коммуникация», а для общительности - «Коммуникация». Рассмотрим толкование этих определений в разных словарях:

Коммуникация - это «передача информации» от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например, производственной, так и с помощью специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности с использованием знаков. У животных есть более простые - не символические, а сигнальные методы коммуникации иногда неправильно называемые «животным языком».

Общительность (от лат. Communicatio - контакт, общение) - способность людей устанавливать деловые контакты, общение, отношения.

В психологии общения общительность - это способность устанавливать контакты, способность к конструктивному и взаимообогащающему общению с другими людьми. Это один из определяющих навыков успешного социального взаимодействия, влияющих как на профессиональные, так и на личные отношения. Общительность - это общение ради достижения цели.

Коммуникационный процесс состоит из самого акта общения, общения, в котором участвуют сами коммуниканты (общение). Во-вторых, коммуникаторы должны выполнять само действие, которое мы называем коммуникацией, то есть говорить, жестикулировать, позволять «читать» с наших лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, испытываемых в связи с тем, что передается. В-третьих, сообщение характеризуется некоторым содержанием, некоторой формой и некоторым значением. Это не одно и то же. Многое зависит от выражения лица собеседника, от его действий и действий, совершаемых в процессе общения. Одна и та же информация может передаваться с различной интонацией и артикуляцией. Также необходимо определить канал связи в каждом конкретном коммуникативном акте. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в этом случае речь идет об аудиовербальном (слуховом) канале, проще - об слуховом канале.

Форма и содержание письма воспринимаются через визуальный (визуально-словесный) канал. Рукопожатие - это способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (моторно-тактильному) каналу.

Важной составляющей коммуникативного акта являются мотивы участников общения, то есть их цели и намерения. Например, учитель хочет дать студентам некоторую информацию, чтобы они ее выучили. Бывает, что некоторые из них не хотят впитывать его одновременно. Затем они говорят о «ножницах в намерениях» (намерениях). Общение в таких случаях либо затруднено, либо приводит к нулевому результату.

Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта общения может говорить одно, а думать другое, то есть лгать или просто молчать о чем-то по каким-то (не обязательно плохим) мотивам. В целом ряде случаев (и всегда с использованием научных методов) можно обнаружить диссоциацию (то есть несоответствие) формы и содержания сообщения. Мы сами часто используем выражения - «я вижу в своих глазах, что это неправда», «спрашиваю» - «все в порядке», но на практике»

Поэтому, если мы хотим, чтобы нас правильно поняли, необходимо, чтобы и форма, и содержание гармонично слились друг с другом, не вводя элементов диссоциации. И каналы связи должны быть свободны от другой информации.

Независимо от средств и каналов связи, мы передаем сообщения, чтобы предупредить других людей - дорожные знаки или крики, сообщить другим людям - телетекст или пресс-релиз, объяснить что-то - учебник или план эксперимента, развлечь - анекдот или художественный фильм, описать что-то - документальный фильм или устная история, чтобы кого-то убедить.

Это цели общения. Чаще всего их несколько (фильм может развлекать, информировать, описывать, предупреждать и объяснять). Первоначальной причиной, по которой людям необходимо общение, являются потребности человека или группы людей. Цели общения служат определенным человеческим потребностям: выживание, сотрудничество с другими людьми, личные потребности, поддержание отношений с другими людьми, убеждение других действовать или думать любым образом, осуществление власти над другими людьми, объединение обществ и организаций в одно, получение и передача информации, осознание мира и нашего опыта в нем (во что мы верим, что мы думаем о себе, об отношениях с другими людьми, о том, что является истиной), проявление творческой натуры и воображения. Наши потребности делятся на четыре группы: личные, социальные, экономические и творческие. Нас интересуют личные и социальные потребности человека.

Особенности общения школьника в начальной школе

Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит в новую систему отношений с окружающими его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь принципиально изменилась – на него легли обязательства не только ежедневно посещать школу, но и подчиняться требованиям учебной деятельности. Свобода дошкольного детства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашнее задание, строго организовывать режим дня. Ужесточение требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого себя.

Необходимое воздержание от импульсивных ситуативных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство одиночества, отчужденности себя от близких – ведь он должен нести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее.

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, значительно увеличивается время, отводимое на общение. Теперь большую часть дня дети проводят в контакте с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, то есть выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже к 3-4 классам положение дел меняется.

Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастает к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешними изменениями характера общения происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнера по общению определялся для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к 3-4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.

Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно отрывает от себя существование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили, исходя из своих собственных волевых возможностей и определенной социальной смелости. Во многих случаях ребенок сталкивается с проблемой разрешения ситуации фрустрированного общения.

Реально в человеческих отношениях можно различать следующие типы поведения в ситуации фрустрации:

1. активно включаемый, адекватно лояльный, стремящийся к преодолению фрустрации тип поведения – адаптивный;

2. активно включаемый, неадеватно лояльный, фиксированный на фрустрации тип поведения – адекватная форма социального нормативного реагирования;

3. активно включаемый, адекватно нелояльный, агрессивный, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования;

4. активно включаемый. Адекватно нелояльный, игнорирующий, фиксированный на фрустрации тип поведения – негативная нормативная форма социального реагирования;

5. пассивный, не включаемый тип поведения – неразвитая, неадекватная форма социального реагирования.

При активно включаемом лояльном типе общения ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений. Если того требует ситуация и ребенок действительно был не прав, он извиняется, но с уважением смотрит в глаза оппоненту и выражает готовность сотрудничать и продвигаться в развитии отношений.

При активно включаемом адекватно нелояльном, агрессивном типе общения ребенок совершает эмоциональный речевой или действительный вклад в ответ на агрессию со стороны другого. Он может использовать открытые ругательства или давать отпор словами типа «Сам дурак!»

При активно включаемом адекватном нелояльном, игнорирующем типе общения ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии. При пассивном не включенном типе поведения никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе.

Ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя. Так называемый эмоциональный голод – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, а учитель именно такой взрослый, - во многом определяет поведение ребенка. Стиль общения учителя с детьми определяет их поведение в классе во время урока.

 

Особенности общения старшеклассника

 

Отличительная особенность детей подросткового и юношеского возраста это их тяга к общению со сверстниками и, как следствие этого, некоторая

социально-психологическая изолированность от взрослых, сопровождающаяся образованием не больших замкнутых групп друзей, живущих автономной, обособленной жизнью. Как можно эту естественную тягу подростков и юношей к межличностному одновозрастному общению употребить с максимальной пользой для их воспитания?

Для нахождения ответа на этот вопрос необходимо выяснить 3 вещи:

  • каковы потребности детей, побуждающие их к общению друг с другом именно в этом возрасте;
  • каковы воспитательные задачи, которые можно решить с помощью такого общения;
  • каковы возможности групп подростков и юношей в решении этих задач.

Замкнутые возрастные группировки, психологически изолированные от взрослых, подростки и юноши образуют потому что волнуют вопросы, которые ни с кем, кроме сверстников, они не могут обсудить открыто. У детей этого возраста имеется много специфических интересов, удовлетворить которые они не в состоянии только в непосредственном общении друг с другом, так как для взрослых их дела могут оказаться не интересными и не заслуживающими внимания.

Среди этих вопросов и интересов не мало таких, которые имеют большое значение для личностного развития детей данного возраста. Через общения организуемое со сверстниками, подростки и юноши усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения. Пробуя себя в контактах друг с другом, в совместных делах, в различных ролях, они усваивают ролевые формы поведения, формируют и развивают у себя деловые качества, обучаются руководить и подчиняться, быть организаторами дела и исполнителями.

Общение в этом возрасте является важнейшей школой самовоспитания, которому подростки и юноши уделяют большое внимание. Для того чтобы имеющиеся в общении возможности были максимально реализованы детьми, необходимо чтобы они как можно больше заимодействовали не только между собой, но и со взрослыми в самых разных делах и ситуациях. Желательно, чтобы такие естественно образующие группировки детей были на виду у взрослых, но не для того, чтобы вмешиваться в их дела, а стой целью, чтобы психологически и педагогически умело руководить ими, усиливая их положительное воспитательное влияние.

 

 

Такие группы, в частности, можно использовать для организации школьного ученического самоуправления, для решения воспитательных задач. Взрослые, время от времени включающие в общение с детьми могут принести им ощутимую пользу. Ребенок этого возраста на самом деле очень нуждается в помощи взрослых, хотя сами могут этого осознавать, более того – не стремиться и не искать этой помощи. Дети часто не в состоянии найти правильные ответы на те вопросы, которые их волнуют и которые они между собой активно обсуждают. Доминанте юношеского типа общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения – исповедного.

Юношескому типу свойственны все остальные виды диалога – информационный, дискуссионный. Для юношеского общения типичны состояния ожидания, поиска в наличии дружеского общения со сверстниками своего и противоположного полов. В старших классах дружеское общение становится типичным. Лишь 13 % юношей и 24 % девушек, заполняя опросный лист, указывают, что у них нет близких друзей своего пола. Друзья противоположного пола есть у 43 % юношей и 58 % девушек.

Старшеклассники одновременно могут входить в несколько групп: небольшую приятельскую (5-6 человек), большую компанию (12-15 человек). Для общения в этих группах характерно то, что предмет их занятий выступает лишь как повод, фон общения. Содержание общения этих групп не совпадает.

Содержание общения старшеклассников совершенно явно связано с той жизнедеятельностью, в которую включены юноши и девушки в воспитательных коллективах. От содержания, интенсивности и привлекательности и форм ее организации зависит объем и интенсивность общения старшеклассников.

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что практически вся лексика, которой пользуются игроки в онлайн-играх искорежена и затрудняет понимание, особенно, для людей, не играющих. Очевидно, что английская (американская) речевая культура воздействует на русскую. В данных условиях речь подвержена трансформациям в большей степени, чем речевая культура, поскольку речь является более подвижной, быстрее реагирует на процессы, происходящие в культуре и обществе, являясь их отражением.

Нормы в звучащей речи трансформируются в соответствии с развитием культуры и общества. Безусловно, русский литературный язык необходимо обогащать новыми иностранными словами – эта наша новая реальность, новый этап в развитии общества и культуры, но необходим баланс, контроль в процессе принятия тех или иных заимствований.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: