Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.
Обязательное страхование: 1. страхование
автогражданской ответственности. 2.
медицинское страхование. 3. социальное
страхование. 3. личное страхование
пассажиров. 4. страхование ответственности
при эксплуатации опасных производственных
объектов. 5. государственное страхование
военнослужащих и госслужащих. Остальные
виды обязательного страхования находятся
только на стадии обсуждения: страхование
жилья; страхование всех физических и
юридических лиц, оказывающих
медицинские услуги на территории РФ; страхование ответственности производителей товаров, работ, услуг.
Виды добровольного страхования:
страхование от несчастных случаев,
страхование имущества, страхование
животных, ипотечное страхование,
добровольное медицинское страхование, добровольное автомобильное страхование. Страховой рынок — часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги по страхованию. Современный страховой рынок начал формироваться с 1991 года, большая часть компаний была создана с 1994 по 1996 годы — период либерализации экономики и становления новых рыночных
институтов современного общества. Главной принципиальной чертой организации страхового дела в современный период (в отличие от советского периода) является его демонополизация и развитие конкуренции страховых организаций. В процессе перехода к рыночным отношениям государственное страхование (существование страховых организаций, находящихся в собственности государства) практически исчезло со страхового рынка. Подавляющее число страховых компаний, действующих в России, является частными.
В долгосрочной перспективе существенный рост российского страхового рынка возможен лишь в случае развития добровольных видов страхования. Российский рынок к 2020 году может занять 9-12-е место в мире, поднявшись с 19-го места, которое он занимает сейчас. В долгосрочной перспективе приоритеты - страхование жизни и здоровья, слияние сегментов ОМС и ДМС. Тенденции связаны с ужесточением государственного контроля над деятельностью страховщиков и, по сути, направлены на защиту клиентов: страховщики обязаны увеличить уставной капитал в 4 раза (по прогнозам, к концу 2012 года с рынка уйдет порядка 200 компаний); контроль над ними передан Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), которая получает возможность штрафовать страховые организации и их должностных лиц; существует инициатива по созданию гарантийных фондов, которые обеспечат выплаты клиентам разорившихся компаний (аналогично банковской системе страхования вкладов).
Российские страховые компании: ОСАО "РЕСО-Гарантия", ОАО СК "РОСНО". ОАО "ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ". OOP "Страховая компания "Ингосстрах - Жизнь". На конец 2011 года в реестре субъектов страхового дела насчитывалось 572 страховые компании
15. Формы и современные методы
государственного регулирования
экономики. Государственное регулирование
экономики - это система мер
законодательного, исполнительного и
контролирующего характера,
осуществляемых государственными
структурами и общественными
организациями и направленных на
эффективное функционирование
национальной экономики, стабилизацию экономического и социального развития, согласование интересов общества и отдельных слоев населения в достижении стратегических целей развития национальной экономики.
Для государственной экономической
политики характерна иерархическая
подчиненность целей. Глобальная цель -
высокий уровень общественного
благосостояния. Генеральные цели
экономический рост; политическая и
социальная стабильность в обществе;
макроэкономическая сбалансированность;
внешняя и внутренняя безопасность;
социальная ориентированность экономики.
Стратегические цели темпы
экономического развития; уровень занятости
населения; стабильность цен и устойчивость
национальной валюты; социальная
обеспеченность и поддержка недостаточно
защищенных групп населения; приоритетные
цели структурного характера и т. д.
Как свидетельствует мировой опыт, ГРЭ
осуществляется в различных формах:
законодательной (правовое регулирование),
социально-экономической (бюджетно-
налоговое, кредитно-денежное, валютное,
внешнеторговое), прогнозной,
административной, контрольно-
исполнительной и др. Каждая из этих форм может использоваться по отдельности или вместе с другими.
Методы ГРЭ - совокупность способов, приемов воздействия государственных органов на социально-экономические процессы для достижения поставленных целей и задач.
В зависимости от выбранных критериев
существует несколько вариантов
классификации методов государственного регулирования экономики:
1. Прямые методы оказывают
непосредственное воздействие на
деятельность хозяйствующих субъектов
(государственное субсидирование;
государственное предпринимательство;
система государственного управления
экономикой)
Косвенные методы, при их применении
государство прямо не вмешивается в процесс
принятия решений экономическими
субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики (налоги; штрафы; преференции; квоты; таможенные пошлины; информация)
2. Административные методы базируются на
силе государственной власти, имеют целью
создание правовых условий, наиболее
благоприятных для частного сектора (меры
запрета, меры разрешения и меры
принуждения).
Экономические методы - меры
государственного воздействия, с помощью
которых создаются определенные условия,
направляющие развитие рыночных процессов
в нужное государству русло. Из
экономических мер наиболее часто
используются: а) средства финансовой
(бюджетной, фискальной) политики; б)
средства денежно-кредитной политики; в)
прогнозирование, планирование и
программирование экономики.
16. Финансовая политика Российской
Федерации и ее особенности на
современном этапе. Финансовая политика —
это самостоятельная сфера деятельности
государства в области финансовых
отношений. Эта деятельность направлена на
обеспечение соответствующими фи-
нансовыми ресурсами реализации той или
иной государственной программы
экономического и социального развития.
Финансовая политика является частью
общей экономической политики.
К федеральным органам исполнительной
власти, вырабатывающим и обеспечивающим
проведение финансовой политики, относятся:
Правительство РФ; Министерство финансов
РФ; Министерство экономического развития
и торговли РФ;
Федеральное казначейство совместно с
Центральным банком РФ принимают участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства выступают:
Под бюджетной политикой понимают
определение государством: источников
формирования дохода государственного
бюджета; основных направлений расходов в
бюджете; допустимых пределов
разбалансированности бюджета; источников
финансирования бюджетного дефицита;
принципов взаимоотношений между
звеньями бюджетной системы. Основным инструментом формирования доходной части бюджета любого уровня является налоговая политика.
Налоговая политика представляет собой
систему мероприятий государства в области
налогообложения. Она включает в себя выбор
состава налогов, налоговой ставки, льготы,
санкции по каждому виду налогов.
Под денежно-кредитной политикой
понимается обеспечение устойчивости
денежного обращения. Оно осуществляется
через регулирование инфляции, курса
национальной денежной единицы,
обеспечение расчетов в народном хозяйстве,
регулирование деятельности банков,
размещение ценных государственных бумаг,
ставку рефинансирования ЦБ.
Таможенная политика - часть
внешнеторговой деятельности государства,
регламентирующая объем, структуру и
условия экспорта и импорта товаров. Одной
из форм проявления таможенной политики
является таможенный протекционизм,
усиливающийся в период кризисов. В
последние десятилетия наряду с
таможенными пошлинами широко
применяются нетарифные методы
ограничения импорта: квотирование,
стандарты качества и экологической чистоты.
Инвестиционная политика - система мер,
направленных на установление структуры и
масштабов инвестиций, направлений их
использования и источников получения в
сферах и отраслях экономики.
Правительством РФ разработана и одобрена
экономическая программа на долгосрочную
перспективу, которая определяет основные
направления финансово-бюджетной политики
нашего государства: снижение налоговой
нагрузки на экономику, пересмотр размера и
структуры государственных обязательств,
концентрация финансовых ресурсов на
решении приоритетных задач,
предоставление социальных гарантий населению, создание эффективной системы межбюджетных отношений. В России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу денежного обращения, государственные расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что, однако, не должно было бы противопоставляться государству, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов.
19. Бюджетный федерализм и
межбюджетные отношения в РФ. Понятие бюджетного федерализма употребляется для обозначения тех отношений, которые возникают между бюджетами разных уровней: федеральным, региональными, местными.
Принципы бюджетного федерализма: -Законодательное разграничение бюджетной ответственности, расходных полнлмочий между центральными, региональными, местными органами власти в интересах территориальной целостности и единства государства;
-Соответствие объемов бюджетных ресурсов выполняемым органами власти функциям; -Высокая степень самостоятельности, ответственности органов власти каждого уровня за сбалансированность бюджета, исходя из мобилизуемых контингентов налоговых поступлений территорий, включая наделение соответствующих органов необходимой для этого налоговой инициативой;
-Равенство бюджетных прав всех субъектов
Федерации во взаимоотношениях с
федеральными органами управления
независимо от их статуса, а также всех
муниципальных образований во
взаимоотношениях с субъектами Федерации; -Регулирование межбюджетных отношений путем предоставления из федерального
бюджета в нижестоящие финансовой помощи
с использованием единых формализованных
методов, имеющих нормативный характер.
Межбюджетные отношения
взаимоотношения между публично-
правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетное выравнивание доходов с
целью обеспечения источниками
закрепленных расходов осуществляется
несколькими способами: передачи части
федеральных доходов, а также региональных
и переданных федеральных - бюджетам
других уровней, предоставлением
финансовой помощи (межбюджетные
трансферты). Межбюджетные трансферты -
средства, предоставляемые одним бюджетом
другому бюджету бюджетной системы РФ;
Межбюджетные трансферты
предоставляются в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидий бюджетам субъектов РФ; субвенций бюджетам субъектов РФ; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов. Для осуществления межбюджетных трансфертов в составе федерального бюджета созданы: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд софинансирования расходов, Федеральный фонд компенсаций.