Ф и л о с о ф и я
Античная философия | |
этапы | главный философский интерес |
натурфилософия | материальная субстанция – Фалес, Гераклит атомы + пустота – Левкипп, Демокрит числа - Пифагор |
интеллектуализм | идеи – Сократ, Платон форма – Аристотель |
эллинистическая философия | самодостаточность человека – киники счастье человека как наслаждение – эпикурейцы человек и его космическая судьба – стоики мудрое молчание - скептики |
неоплатонизм | иерархия: Единое – Благо – Мировой Ум – Мировая Душа - Материя |
Средневековая философия | |
философствования в вере Августин «Верую, чтобы понимать» | основной интерес – люби Бога и тогда делай, что хочешь; воля как сущность личности; свобода как черта воли, а не разума. основные идеи – монотеизм, теоцентризм, вера в Бога, любовь к Богу, надежда на спасение, добрая воля |
гармонизация веры и разума Фома Аквинский | основной интерес: вера ведет разум, разум подкрепляет веру; философия – это введение к религии; свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога. основные идеи: совесть, духовность человека, символизм. |
Философия Нового времени | |
XV-XVIвв. | гуманизм, эстетическое отношение к действительности |
XVIIв. Декарт | ясные идеи и дедуктивные построения теории |
XVIIв. Локк | теория познания: сенсуализм |
XVIIIв. Кант | априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIXв. Гегель | универсальная системная философия идей |
XIXв. Маркс | концепция общественного труда, критика капитализма |
XIXв. Ницше | критика «разумных» ценностей |
Философия XX века | |
феноменология | «работа» сознания с феноменами |
герменевтика | бытие человека в мире, поиск сущего |
аналитическая философия | логический анализ языка, употребление языка |
постмодернизм | деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Философия о человеке | |
античность | микрокосмос |
душа + тело; душа есть проявление идеи – Платон душа – это форма человека - Аристотель | |
средние века | духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести |
новое время |
|
XX век |
|
Философия об обществе | |
античность | совокупность людей, более или менее удачно живущие по законам справедливости |
средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному» |
новое время | · люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором – Локк, Руссо · продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности - Маркс |
XX век | · система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей – Вебер, Парсонс, Сорокин · коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, установленным в хорошо организованной дискуссии - Хабермас |
Философия о красоте | |
античность | космически гармоничное и соразмерное |
средние века | символ божественности |
новое время | · характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций – классицизм · характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру - романтизм |
XX век | · ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства – феноменология · сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины – герменевтика · эмоция – аналитическая философия · воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного - постмодернизм |
Философия о добре | |
античность | идеал добра – благо; основные добродетели – мудрость, справедливость, мужество |
средние века | идеал добра – Бог; основные добродетели – вера, любовь, надежда, совесть |
новое время | · рассудочный свободный человек – Локк, Руссо · абсолютный нравственный закон – Кант; основные добродетели – разумность, свобода · общество без эксплуатации – Маркс; основные добродетели – преданность делу пролетариата · сверхчеловек – Ницше; основные добродетели – воля к власти |
XX век | · идеал добра – положительные ценности - феноменологи; основные добродетели – умение пользоваться феноменологическим методом. · идеал добра – достижение единства с сущим, с сущностью вещей - герменевтики; основные добродетели – адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему. · идеал добра – умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков - аналитики; основные добродетели – быть последовательным в своих действиях · идеал добра – деконструкция лого- и других центризмов - постмодернизм; · основные добродетели – умение «рассеивать» устоявшиеся ценности. |
Философия природы | |
античность | природа – это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
средние века | природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог – человек – природа последним звеном является природа |
новое время | природа – это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе |
XX век | · природа – это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой – Вернадский, Шарден · природа – это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу – герменевтики · природа – это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека – аналитики · природа – это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества - синергетики |
Мыслители прошлого об обществе и человеке | |
древнеиндийские веды | мир богов мир людей мир демонов (райская жизнь) брахманы, кшатрии духов, обитателей вайшья, судры ада |
японская мифология | боги Идзанаги и Идзанами отделили земную твердь от хляби. Две идеи: идея творения (мир создан божественным существом) и идея развития (мир развивался из хаоса, воды и пр.) |
даосизм | человек делит мир на Инь (темное начало) и Янь (светлое начало). Человек идет по «срединному пути» |
конфуцианство | Личность не «для себя». Но для общества |
|
|
|
Античная философия
Основные понятия:
1. Киники – основатель Антисфен. Бедственное и унизительное положение избиралось ими как наилучшее. Киники хотели быть нагими и одинокими, считая социальные связи и культурные навыки мнимостью.
2. Эпикуреизм – основатель Эпикур. Учение и образ жизни, в основе которого предпочтение материальным радостям жизни.
3. Стоицизм – наиболее яркие представители Зенон и Хрисипп. Основа философии – логика. Лишь внутри себя человек может найти главную и единственную опору.
4. Скептицизм – основатель Пиррон из Элиды. Отказ от возможности дойти до истины. Не только обратили внимание на сложность развития познания, но и сформулировали первые постулаты агностицизма – гипотезы о принципиальной непознаваемости мира.
Для философии античности характерны:
1. органическая связь натурфилософии и космогонии с этико-политическими учениями, отсутствие противопоставления человека и природы;
2. понимание добродетели как принципа космического единства и жизни согласно этому принципу;
3. подчинение морально-этических норм всеобщим космическим законам;
4. отсутствие субъективного восприятия мира. Любое знание, любая мысль проникают в разум индивида извне, как частица Логоса, единого бытия и воли божественных сил;
5. антагонизм идеи и материи не имеет смысла, поскольку Вселенная является символом единства зримого и ощутимого (линия Демокрита) и идеального (линия Платона);
6. инерционность движения, которое характеризуется непременным стремлением к затуханию, к покою. Античные философы не знали понятия вечного движения, обусловленного физическими законами;
7. обязательная цикличность мирового исторического процесса: вечным может быть лишь бесконечное повторение цикла «рождение – гибель»;
8. параллельное развитие науки и философии.
Средневековая философия
Основные понятия:
1. Патристика (IV-VIII вв.) – система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства – Иоанн Златоуст, Августин Блаженный, Григорий Нисский.
2. Схоластика (VI-XVвв.) – период соединивший теологию и философию. Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры.
3. Эсхатология – учение о конце мира: история – это процесс, направляемый Богом к заранее определенной цели – царству Божию. Достижение его – это конечная цель и смысл человеческого существования.
4. Пантеизм – учение эпохи Возрождения, согласно которому Земля – центр мироздания; идеи вечности и бесконечности Вселенной, наличие бесчисленного множества миров, вращение Земли вокруг Солнца и собственной оси. Отождествляло Бога и природу.
Для средневековой философии характерны:
1. теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего провозглашался Бог. Высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслуживать ее интересы (становилась «служанкой» теологии);
2. одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип креационизма (от лат. сreation – создание), согласно которому вселенная была сотворена Богом;
3. в основу мирового порядка положен принцип провиденционализма (от лат. providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение;
4. основным способом познания мира был признан мистический: познание через божественное провидение.
Философия Нового времени
Основные понятия:
1. Гносеология – учение о познании
2. Эмпиризм – течение в гносеологии. Сторонники эмпиризма выводили знание из чувственного опыта (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк)
3. Рационализм – учение в гносеологии. Решающая роль в процессе познания играет способность человека анализировать, обобщать, рационально мыслить.
4. Агностицизм – учение о непознаваемости мира
5. Деизм – учение о том, что Бог – это безличная, разумная первопричина мира. Создав мир, Бог предоставил ему возможность свободно развиваться.
6. Теизм – официальное учение католической церкви.
Современная философия
1. Феноменология – философское направление, изучающее феномен сознания. Источник всех теорий и понятий – мир повседневности (жизненный мир).
2. Экзистенциализм – философское направление, признающее подлинной реальностью бытие единичной человеческой личности.
3. Позитивизм – философское направление, развивающее методологию и методики научного познания. Истинным является лишь то знание, которое получено при помощи эксперимента или опыта.
4. Постмодернизм – направление в современной философии, предпринявшее критику некоторых положений классической философии XIXв. И видящее своей задачей обоснование необходимости философского плюрализма.