Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.
В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.
По видам собственности источники финансирования делятся на:
· государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);
· инвестиционные, в т.ч. финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д. Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.
На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:
собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов, привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем, заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).
Бюджетное финансирование – наиболее желаемый метод финансирования, предполагающий получение средств из бюджетов различного уровня. Привлекательность этой формы финансирования состоит в том, что за годы советской власти руководители предприятий привыкли к тому, что этот источник средств практически бесплатен, нередко полученные средства не возвращаются, а их расходование слабо контролируется. В силу ряда объективных причин доступ к этому источнику постоянно сужается.
Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:
· государственных инновационных фондов (РФФИ – Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);
· федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;
· программ государственной поддержки инновационной деятельности.
Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.
Бюджетные ассигнования являются важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.
На уровне предприятия источниками финансирования являются:
· собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);
· привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления и пр.;
· заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.
Инновационную деятельность организация может вести как за счет финансовых средств, привлекаемых со стороны, так и за счет собственных средств. Важными внутренними источниками финансирования инновационной деятельности организаций являются:
· фонд амортизационных отчислений
· фонд развития производства.
В процессе производства стоимость основных фондов переносится по частям на производимую продукцию. При этом сами основные фонды обесцениваются в результате материального и морального износа. Стоимость этого износа в виде амортизационных отчислений аккумулируется в амортизационном фонде. Размеры амортизационных отчислений устанавливаются государственными органами в процентах к балансовой стоимости основных средств и называются нормами амортизационных отчислений.
Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности.
С одной стороны, государственные органы жестко следят за тем, чтобы предприятия соблюдали нормы амортизационных отчислений, не завышали эту существенную компоненту себестоимости, т.е. не уменьшали налогооблагаемую прибыль предприятия. С другой стороны, для улучшения инновационного климата в различных отраслях и сферах многие государства разрабатывают и вводят схемы ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям быстрее формировать амортизационный фонд, и, как следствие, быстрее обновлять, модернизировать свои основные фонды, что, как правило, необходимо в ходе инновационных процессов.
Фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.
Цели и направления использования фонда развития производства непосредственно определяются инновационной политикой организации, пакетом инновационных проектов, осуществляемой инновационной деятельностью. Во многих организациях проведение НИОКР, приобретение нового оборудования и приборов, финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции действующего производства и строительству новых объектов осуществляется за счет средств фонда развития.
Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:
· кредитных инвестиций,
· инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;
· прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;
· путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций [12, с.95].
Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности
45 Инновационные цели, идеи, проекты, программы
Инновационная цель - желаемый рез-т деят-ти организации в виде опр нововведения, реализуемого в ограниченные сроки и ограниченными ресурсами, направленное на качественное развитие организации.
Орг-ция инновац деят-ти всех суб-тов инновац процесса предполагает структуризацию инновац цели, а именно - построение дерева целей, который представляет собой страт, тактич, оперативн, специфические цели.
Фактически инновац цели предполагают разработку изменений организации, в основе которых лежат идеи.
Правила построения дерева цели (ДЦ):
1. На каждур ДЦ комплекс подцелей дб необходим и достаточен для достиж-я вышестоящей цели.
2. Расчленение (декомпозиция) цели на подцели на каждур ДЦ ведется только по 1 признаку декомпозиции (правило классификации).
3. Каждая выделяемая подцель (как промежуточный результат) должна относиться к организационно-обособленному субъекту деятельности - организации, подразделению.
4. В зав-ти от назначения ДЦ треб-ся установить, на каком структурном уровне закончить декомпозицию цели: организации, подразделения, исполнителя. ДЦ строится до уровня, на котором можно установить ответственного исполнителя и приступить к формированию состава мероприятий программы достижения цели.
Существуют разлклас-цииинновац проектов. По уровню научно-технической значимости различают:
• модернизационный – конструкция прототипа или баз технология кардинально не изменяется (расширение гаммы изделий; установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля);
• новаторский – конструкция нов изделия по виду своих эл-тов отличается от прежнего (добавление нов качеств, например введение ср-в автоматизации или других ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но использующихся в других типах изделий);
• опережающий – конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);
• пионерный, когда появ-ся ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции; биотехнологии).
По объему решаемых задач различают:
• монопроекты, выполняемые 1 орг-цией или 1 подр-ем; отличаются постановкой однозначной инновац цели (создание конкр изделия, технологии), осущ-ся в жестких врем и фин рамках, требуется рук-ль проекта;
• мультипроекты - проекты представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, в сов-ти направленных на достижение сложной инновац цели, такой как создание научно-тех комплекса, решение крупной технологической проблемы. Требуются координационные подразделения;
• мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей, требуют централиз-го финансирования и рук-ва из координационного центра, м потребовать объед-ия усилий ряда отраслей. На оснмегапроектов м достигаться такие инновац цели, как тех перевооружение отрасли, повышение конкур-тиотеч продуктов и технологий. Форм-ие и реализация мегапроектов м потребовать усилий ряда отраслей, регионов, крупных корпораций, групп стран.
Программа - сложный об-т, в к-ом проекты вз-связаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Теперь предмет упр-я выступает как сеть проектов. Программам треб-сяед рук-во, централизованное по функциям страт план-ия, финанс-ия, мониторинга, координации, правового обесп-ия.
Инновационная программа – комплекс мероприятий, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное нововведение.
Примерами инновац программ мб создание научно-тех комплекса, технол прорыв в нов направлении и повышение научно-техн престижа нац эк-ки, конверсия военного пр-ва, тех перевооружение отрасли, улучшение эколог обстановки и другие. Сформ-ть и реализовать программу в силах только крупное объед-иеорг-ций, например финансово-пром группа (ФПГ), консорциум крупных корпораций, регион или мегаполис, фед органы, межгосударственные альянсы. Само форм-иеинновац программ требует объед-ия научно-тех организаций, пром п/п, фин учреждений, инфрастр-ры, адм-ции регионов и гос-ва, а во многих случаях и межгос-ных соглашений.
Инновационные идеи, проекты, программы рассматриваются как специфические объекты управления со своими признаками: характером процесса формирования; исполнителями; масштабами и сроками; издержками; внешней средой; способами продвижения результатов; организационными формами и методами управления.
В инновационных процессах идеи, проекты и программы могут иметь разную направленность: научные, технические (конструкторские) и технологические; производственные, маркетинговые и коммерческие; организационные и управленческие.
46 функционально-стоимостного анализ
Основная цель проведения функционально-стоимостного анализа (ФСА) - обеспечение потребительских свойств объекта с минимальными затратами на их проявление. Для достижения этой цели в рамках ФСА предполагается:
- определение ценности анализируемого объекта, его полезности и условий наиболее полного использования;
- выявление уровня выполнения объектом функций и соответствие их фактических параметров требуемым;
- разработка предложений по приведению потребительной стоимости и затрат к оптимальному уровню.
Метод ФСА базируется на том, что затраты, связанные с созданием и использованием любого объекта, выполняющего заданные для него функции, состоят из минимума, необходимого для его изготовления и эксплуатации, и дополнительных, функционально неоправданных, "излишних" издержек, которые не имеют прямого отношения к назначению объекта и вызваны несовершенством конструкции, технологических процессов, применяемых материалов и методов организации производства и труда.
Суть метода ФСА состоит в том, что функциональный подход, на котором основан метод, предполагает рассмотрение объекта (изделия, услуги, системы и т.д.) как комплекса выполняемых им функций, а не как материально-вещественной структуры. 11апример, автомобиль рассматривается как носитель функции "средство передвижения", а не как совокупность конструктивных элементов
ФСА основывается на ряде принципов:
- комплексность предусматривает исследование всех факторов, определяющих потребительские свойства анализируемого объекта, и затрат на его создание, функционирование и утилизацию;
- системность предполагает исследование объекта как системы, состоящей из отдельных элементов (подсистем) и являющейся, в свою очередь, частью некой системы более высокого порядка; в рамках ФСА подлежит рассмотрению весь комплекс внутрисистемных связей;
- функциональность предполагает рассмотрение исследуемого объекта не в конкретной предметной форме, а как комплекс функций, которые он выполняет или должен выполнять; под функциями при этом понимаются проявления свойств объекта в определенных условиях, его действия или способности к выполнению действий; соответственно, необходимой процедурой ФСА является классификация функций и их оценка;
- соответствие значимости функций и затрат предусматривает, что затраты па реализацию тех или иных функций должны распределяться пропорционально их значимости; сопоставление значимости каждой функции с затратами на се реализацию предоставляет возможность провести эффективную диагностику объекта, выявить и поставить экономически обоснованные задачи по его созданию или совершенствованию;
типовой рабочий план проведения ФСА представлен семью последовательно выполняемыми этапами:
1) подготовительный этап - предварительная проверка обоснованности поставленной задачи, ее уточнение в случае необходимости и организационное обеспечение работ по проведению ФСА;
2) информационный этап - сбор, систематизация и изучение информации по объекту ФСА;
3) аналитический этап - построение функционально-идеальной модели объекта, выявление и постановка задач по ее реализации;
4) творческий этап - решаются задачи, намеченные на предыдущем этапе, и разрабатывается комплекс предложений, обеспечивающих совершенствование исходного объекта;
5) исследовательский этап - определение максимального эффекта от найденных решений и прогнозирование дальнейшего развития объекта;
6) рекомендательный этап - анализируются предложения ФСЛ, отбираются наиболее эффективные и даются рекомендации по их реализации с утверждением решения руководством предприятия;
7) этап внедрения - ведутся работы, обеспечивающие внедрение принятых рекомендаций ФСА.
. В частности в отличии от традиционных финансовых подходов метод ФСА:
• предоставляет информацию в форме, понятной для персонала предприятия, непосредственно участвующего в бизнес-процессе;
• распределяет накладные расходы в соответствии с детальным просчетом использования ресурсов, подробным представлением о процессах и функциях их составляющих, а также их влиянием на себестоимость.