Пермский Государственный гуманитарный педагогический университет.
Кафедра правового и социально – педагогического образования
словарь социального проектирования
Работу выполнили студенты 3курса группы 1332 | Екатерина Бочкарева Адель Булатова Галина Винокурова Кирилл Мерзляков Дарина Малкова Агния Сидорова Алена Танкова Людмила Чернышова Вячеслав Ярусов |
Преподаватель | Сулейманова Софья Сергеевна |
г.Пермь2014г.
Словарь социального проектирования
1. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - организация, создаваемая субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации функций государства (муниципальных образований) в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Деятельность молодежных некоммерческих организаций направлена на решение проблем молодежи.
2. Анализ - Всесторонний разбор, рассмотрение
3. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА - это смета предполагаемых целевых расходов, необходимых для осуществления проекта. Приступая к подготовке бюджета проекта, требуется определить все возможные расходы, выделить первоочередные и самые необходимые.
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - взаимная связь явлений, взаимная поддержка, способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т.п.
|
5. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА - цели проекта в их практической реализации. Проекты всегда имеют несколько задач, которые должны быть практическими, конкретными, ограниченными по времени, реалистичными и гибкими.
6. Замысел - Задуманный план действий, деятельности или намерений.
7. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА - первоначальная идея, являющаяся точкой отсчета в организации и разработке проекта.
8. Зарождение проекта – первоначальная идея, являющаяся точкой отсчета в организации и разработке проекта.
Из этих причин вытекают и цели проекта.
9. КОМАНДА ПРОЕКТА - состав исполнителей проекта, группа людей, объединившихся для реализации целей проекта и удовлетворения своих интересов. Неформальные отношения между членами команды могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности в команде может не совпадать с ее официальным статусом. Команда создается на период осуществления проекта.
10. Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.
11. КОНСУЛЬТАНТ - специалист в определенной области деятельности (например, консультант по вопросам оценки результатов проекта), привлеченный организацией для оказания помощи в решении соответствующих проблем.
12. КОНТРОЛЬ ПРОЕКТА - периодическая процедура, возникающая на разных стадиях жизни проекта, связанная со сравнением плановых и фактических показателей проекта для принятия эффективных управленческих решений.
|
13. Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе; ведущий замысел, конструктивный принцип в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности; комплекс взглядов, связанных между собой и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи. Концепция определяет стратегию действий.
14. критерий социального проектирования - признаки, на основании которых формируется оценка качества социального проекта: форма и очертания проекта; реальные причины, обеспечивающие уникальность проекта; движущие силы проекта и его участники; практическая значимость предлагаемых программ и проектов; внедрение программы или проекта; итог деятельности; осведомленность "рядовой" молодежи о существующем проекте. Формируясь неравномерно в пространстве регионов и во временных характеристиках, инновационное проектирование в региональной молодежной политике складывается из следующих факторов: выявление творческого потенциала молодежи региона и создание условий для его применения; усиленное внимание содержательной стороне инновационных проектов; формирование и развитие системы инновационного проектирования в регионе; создание условий для коллективной работы молодежи в учреждениях молодежной сферы и в молодежных организациях и объединениях; международное молодежное сотрудничество в рамках инновационного проектирования.
|
15. МЕЖКУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО – взаимодействие, осуществляемое представителями двух или более культур.
16. Метод - (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупностьприемов или операций практического или теоретического освоения (познания)действительности.
17. МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
18. МЕТОДИКА - система правил, изложение методов обучения чему-н. или выполнения какой-н. работы.
19. МЕТОДИКИ – это способы достижения цели.
20. МИССИЯ ПРОЕКТА - идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект; эта общая цель вызывает у каждого участника и у всего персонала чувство приверженности идее проекта.
21. МОНИТОРИНГ - систематическое «отслеживание» процесса реализации проекта, установление соответствия хода реализации проекта проектному замыслу. В ходе мониторинга определяется соответствие целей, задач и мероприятий социальным запросам, контексту, имеющимся ресурсам и др.; в случае необходимости вносятся коррективы.
22. Объект социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы: человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.); разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.);
23. ОБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (т. е. на что будут направлены проектируемые социальные действия) могут быть: человек как общественный индивид с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.); разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.).
24. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА - лица или организации (учреждения), выступившие с инициативой организации проекта.
25. ОЦЕНКА ПРОЕКТА - финальная фаза проекта. Оценка позволяет определить результаты проекта, что и каким образом было достигнуто. Дает возможность планировать постпроектную деятельность. Результаты оценки обобщаются в итоговом отчете.
26. ПЛАНИРОВАНИЕ - научно и практически обусловленное определение цели, выявление задач, сроков, темпов и пропорций того или иного явления, его реализация в интересах общества.
27. ПРЕДВИДЕНИЕ - предпочтительное знание о событиях или явлениях которые существуют, но нигде не зафиксированы.
28. ПРЕДПОСЫЛКИ — В самом широком значении слова П. считаются различные основания и стимулы, побуждающие людей к осуществлению некоторых действий, а также уже имеющаяся система знаний о мире
29. причины предпосылки создания проекта – Наиболее типичные причины таковы: неудовлетворенный спрос; избыточные ресурсы;инициатива предпринимателей; реакция на политическое давление; Сутью процесса инициации проекта является формирование и обоснование концепции проекта. Разработка концепции проекта (инвестиционного) в российских условиях включает в себя: формирование инвестиционного замысла (идеи) проекта; исследование инвестиционных возможностей.
30. ПРОБЛЕМА - сложный теоретический и практический вопрос, требующий изучения и решения.
31. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - ситуация, не имеющая однозначного решения, противоречие между сущим и должным.
32. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении, планируемым процессам явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования устойчивых форм и тенденций развития.
33. Программа — термин, в переводе означающий «предписание», то есть предварительное описание предстоящих событий или действий. Данное понятие непосредственно связано с понятием алгоритм.
34. Программа проектов – это ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности.
35. ПРОЕКТ - все то, что задумывается или планируется, но пока не пишется. Основные характеристики проекта: наличие решаемой проблемы, четкие сроки начала и окончания работ, специально выделенные ресурсы, запланированные результаты
36. ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс описания ограниченных во времени целенаправленных изменений системы или отдельных ее элементов с установленными требованиями к качеству результата, возможными расходами и спецификой организации деятельности.
37. РЕАЛИЗАЦИЯ - исполнительная часть проекта, включающая в себя все практические аспекты: материальное и техническое обеспечение, организацию человеческих и финансовых ресурсов, подготовку ответственных за проект, обеспечение всех условий для планомерного осуществления проекта.
38. РЕЗУЛЬТАТЫПРОЕКТА - итог какого-либо действия, завершенный и сданный заказчику проект, соответствующий действующим стандартам или техническим условиям. Главным является достижение конечных целей проекта, подведение итогов, разрешение конфликтов и закрытие проекта.
39. РЕСУРСЫПРОЕКТА – это совокупность условий, которые дают возможность реализовать цели проекта: организационная структура, кадровый потенциал, бюджет, информационное обслуживание, материально-техническая база проекта, то есть все необходимые средства для реализации проекта.
40. РИСК - характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий.
41. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития. Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).
42. Социальная практика – это процесс присвоения, отработки социальных навыков, признание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрываемой и неочевидной. Социальная практика— это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
43. Социальная проба- такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
44. СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА - обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе напряженность и которое оно намерено преодолеть.
45. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО — система институтов и механизмов согласования интересов участников социального процесса.
46. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - способ выражения идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей и задач, мер и действий по их достижению, а также описания ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой идеи.
47. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ - взаимодействие противоположных тенденций развития общественных явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития социальных процессов и их научного познания.
48. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ - деятельность по преобразованию социальной действительности, результатами которой является создание специфических социальных или культурных продуктов или услуг, приносящих пользу обществу.
49. СПОНСОРЫПРОЕКТА – отдельные люди, организации и компании, финансирующие проект
50. СТАДИЯ ПРОЕКТА - следующее одно за другим звено в цепи, каждое из которых отличается от предыдущего содержанием управленческой деятельности и необходимо для реализации проекта. В жизненном цикле завершение одной стадии может служить импульсом к началу любой другой.
51. Стратегия (англ. Strategy) — поведенческий шаблон проектирования, предназначенный для определения семейства алгоритмов, инкапсуляции каждого из них и обеспечения их взаимозаменяемости. Это позволяет выбирать алгоритм путем определения соответствующего класса. Шаблон Strategy позволяет менять выбранный алгоритм независимо от объектов-клиентов, которые его используют.
52. Субъект социального проектирования - (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, — как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования — его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.
53. СУБЪЕКТАМИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (т. е. тем, кто осуществляет проектирование) могут быть как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы и т. п.
54. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА – группа управленцев, объединенная общей деятельностью, разделяющая обще цели и представления о способах их достижения.
55. УСПЕХ ПРОЕКТА - достижение целей проекта при соблюдении установленных ограничений на его продолжительность и сроки завершения, стоимость и бюджет проекта, качество выполненных работ и спецификаций требований к результатам.
56. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА - это определённые изменения к лучшему в конкретной ситуации.
57. Шаблон проектирования или паттерн (англ. design pattern) в разработке программного обеспечения — повторимая архитектурная конструкция, представляющая собой решение проблемы проектирования в рамках некоторого часто возникающего контекста. Обычно шаблон не является законченным образцом, который может быть прямо преобразован в код; это лишь пример решения задачи, который можно использовать в различных ситуациях. Объектно-ориентированные шаблоны показывают отношения и взаимодействия между классами или объектами, без определения того, какие конечные классы или объекты приложения будут использоваться.
58. ЭТАПЫСОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ - система приемов, методов, правил, процедур, операций социального проекта.