Супермаркет - крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными). На сегодняшний день супермаркет является одним из наиболее перспективных и востребованных форматов розничной торговли. Площадь супермаркета составляет от 2000 до 5000 квадратных метров. Формат супермаркета подразумевает удобное расположение магазинов, наличие подъездных путей, просторное помещение, дизайн интерьера, создание уютной атмосферы в магазине. Ощущение комфорта можно также достичь также благодаря наличию на территории супермаркета собственной пекарни, коптилен и грилей для приготовления мяса и рыбы, услуг расфасовки чая и кофе, и т.д. В закассовой зоне размещаются службы бытового сервиса - небольшие торговые точки сдаются арендаторам, которые располагают там приемные пункты химчисток, предприятий по ремонту одежды, обуви и т.п., продажу и ремонт часов и ювелирных украшений, салоны связи, также могут арендовать места представители страховых компаний и т.д.
Ассортимент супермаркета составляет от 4 до 20 тысяч наименований. Баланс между продовольственной и непродовольственной группой зависит от размещения магазина по отношению к конкурентам, но обычно соотношение составляет 80% и 20%.[8]
Формат супермаркета нацелен на удобство для покупателей, одно из условий комфорта - это возможность делать выбор. Широкий ассортимент супермаркета подразумевает, что посетитель супермаркета найдет предпочитаемую марку товара среди представленных в магазине среди нескольких продуктов со схожими характеристиками (например, несколько марок маринованных корнишонов в стеклянной таре 0,7 и т.д.). В зависимости от позиционирования к известным маркам могут быть добавлены недорогие продукты собственного бренда и местные бренды (для супермаркетов недорогого сегмента) или дорогие товары, специально заказанные для магазина (супермаркеты класса премиум). Разнообразный ассортимент - это хороший поток покупателей, но из-за него приходится содержать большой товарный запас. [19]
|
Современные супермаркеты активно включают в свой ассортимент свежую продукцию, приготовленную на собственном производстве при супермаркете: салаты, соленья, мясо, птицу и рыбу из гриля и коптилен, выпечку, свежевыжатые соки и т.д. Все это способно привлечь большое число потребителей, а также создает в супермаркете атмосферу свежести (аппетитные запахи, все с "ножа"), а также повышает продажи всех продуктовых позиций.
Основная идея ассортимента супермаркета - это разнообразие, качество продукции и возможность удовлетворить большинство запросов покупателей, на которых рассчитан магазин.
Персонал супермаркета состоит из начального (кассир, продавец, консультант, грузчик), производственного (технолог кондитерского или салатного производств и т.д.), среднего (менеджер отдела, руководитель отдела) уровней и топ-менеджмента. Топ-менеджеры управляют сетью супермаркетов из центрального офиса, исключением могут составлять директора магазинов. [7]
Классификации супермаркетов:
По уровню организации сети супермаркетов делятся на:
международные (супермаркеты сети располагаются в разных странах);
федеральные (супермаркеты сети располагаются в разных субъектах страны);
|
региональные (супермаркеты сети располагаются в разных городах одного субъекта страны); [20,6]
локальные (супермаркеты сети располагаются в одном городе).
Рассмотрели состояние и тенденции развития супермаркетов в Республике Беларусь и на примере ОАОТ «Дабрабыт» г. Гомеля.
Открытое акционерное общество торговли «Дабрабыт". Место нахождения: 246007, г. Гомель, ул. Советская, 101. В 2009 году ОАОТ «Дабрабыт» был куплен одной из крупнейших динамично развивающихся розничных сетей Беларуси - «Родная сторона». Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.
Учредителем Общества является Гомельский городской исполнительный комитет (Приложение А). Деятельность строится на основе Устава предприятия.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют дирекция и генеральный директор. В состав дирекции входят генеральный директор, его заместители, главный инженер и главный бухгалтер (Приложение Б).
Основные экономические показатели ОАОТ «Дабрабыт» представили в таблицах 2.1-2.2. В таблице 2.1., изучены структура имущества и источники
его формирования. В качестве источника для анализа структуры имущества и источников его формирования были использованы бухгалтерские балансы за 2009 - 2010 гг.
Таблица 2.1- Структура имущества и источников формирования по торговле ОАОТ "Дабрабыт" за 2009 - 2010 годы (млн.р.)
Показатели | 2009 год | 2010 год | Отклонение по уд. весу | ||
(+, -) | |||||
сумма, млн. р | уд. вес,% | сумма, млн.р. | уд. вес,% | 2010г. от 2009г. | |
Актив | |||||
1) Внеоборотные активы | 76,2 | 76,6 | 0,4 | ||
2) Оборотные активы | 23,8 | 23,4 | -0,4 | ||
3) Баланс | - | ||||
Пассив | |||||
1) Собственный капитал | 70,8 | 74,4 | 3,6 | ||
2) Долгосрочные обязательства | 0,8 | 0,1 | -0,7 | ||
3) Краткосрочные обязательства | 28,4 | 25,5 | -2,9 | ||
4) Баланс | - |
Примечание - Источник: собственная разработка
|
Данные таблицы 2.1. свидетельствуют о том, что в активе ОАОТ "Дабрабыт" наибольший удельный вес в 2009 году занимают внеоборотные активы. В 2010 году наибольший удельный вес в активе занимают так же внеоборотные активы. По сравнению с 2009 годом удельный вес оборотных активов уменьшился на 0,4%, а удельный вес внеоборотных активов увеличился на 3,6%. В пассиве баланса в 2009 году наибольший удельный вес занимают собственный капитал (70,8%),в 2010 году наибольший удельный вес в пассиве занимает так же собственный капитал (74,4%), но по сравнению с 2009 годом удельный вес краткосрочных обязательств уменьшился на 2,9%. Собственный капитал в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 3,6.
В таблице 2.2. отражены данные о прибылях и убытках за 2010г
По данным таблицы 2.2. видно, что темп роста от выручки от реализации без налога составил в 2010 году по сравнению с 2009 годом 219,8%. Почти такими же темпами возросла полная себестоимость реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции увеличилась в 2.6 раза.
Таблица 2.2 - Формирование прибыли ОАОТ «ДАБРАБЫТ» за 2010 г.
Наименование показателя | Предшествую-щий год | Отчет-ный год | Темп роста, % | Отклоне-ние (+-) | |||||
I. ДОХОДЫИ РАСХОДЫПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||||||||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 218,3 | ||||||||
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 208,1 | ||||||||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) | 219,8 | ||||||||
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг | 220,9 | ||||||||
Валовая прибыль | 214,7 | ||||||||
Управленчиские расходы | 180,5 | ||||||||
Расходы на реализацию | 215,8 | ||||||||
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 256,8 | ||||||||
II. ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫИ РАСХОДЫ | |||||||||
Операционные доходы | 1091,7 | ||||||||
Налоги и сборы, включаемые в операционные доходы | 1369,9 | ||||||||
Операционные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых в операционные доходы) | 1045,6 | ||||||||
доходы от операций с активами | 17,9 | -271 | |||||||
прочие операционные доходы | 1804,23 | ||||||||
Операционные расходы | 1605,8 | ||||||||
в том числе
расходы от операций с активами | 31,2 | -130 | ||
прочие операционные расходы | 4418,9 | |||
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от операционных доходов и расходов | 805,8 | |||
III. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫИ РАСХОДЫ | ||||
Внереализационные доходы | 548,5 | |||
Налоги и сборы, включаемые во внереализационные доходы | 66,7 | -3 | ||
Внереализационные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых во внереализационные доходы) | 584,3 | |||
Внереализационные расходы | 1271,1 | |||
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от внереализационных доходов и расходов | -38 | -1314 | 3457,9 | -1276 |
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) | 433,1 | |||
Расходы, не учитываемые при налогооблажении | 1167,8 | |||
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) до налогообложения | 501,3 | |||
Налог на прибыль | 971,7 | |||
Прочие налоги, сборы из прибыли | 450,7 | |||
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) | 341,3 | |||
Справочно (из строки 300):сумма предоставленной льготы по налогу на прибыль | - | - | -183 | |
Количество прибыльных организаций | 0/0 | 0/0 | - | - |
Количество убыточных организаций / сума убытка | 0/0 | 0/0 | - | - |
Примечание - Источник: собственная разработка
Прибыль до налогообложения возросла в 5 раз за счёт успешной операционной и внереализационной деятельности. Чистая прибыль увеличилась меньшими темпами в 3.4 раза, что объясняется усилением налоговой нагрузки на прибыль.
Об эффективности использования имущества организации можно судить по показателю рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж. Рентабельность реализованной продукции в 2009 году составила 1,8%, а в 2010 году возросла до 2,1%, т.е. увеличилась на 0,3 п.п. (2,1-1,8). Рентабельность продаж в 2009 году составила 1,49%, а в 2010 году возросла до 1,75%, т.е. увеличилась на 0,26 п.п.
Однако следует отметить, что при положительном изменении показателей рентабельности, их уровень низкий.
Более успешной была операционная деятельность ОАОТ «ДАБРАБЫТ». Рентабельность операционной деятельности в 2009 году составила 70%, а в 2010 году составила 54%. Следует отметить, что снижение рентабельности операционной деятельности на 16 п.п., её уровень остаётся высоким.
Внереализационная деятельность в 2009 и 2010 гг. является убыточной, причём убытки в 2010 году возросли с 38 млн. рублей до 1314 млн. рублей, что отрицательно сказалось на суммарной прибыли до налогообложения.
Следует отметить, что в 2010 году увеличилась налоговая нагрузка на прибыль. В 2009 году она составила 20,6%, а в 2010 году составила 30,6%, т.е. увеличилась на 10 п.п.
ОАОТ «Дабрабыт» является правопреемником прав и обязанностей:
ОАОТ «Зубр» (УНП 400053800), зарегистрированного решением Гомельского областного исполнительного комитета № 382 от 04.06.2001, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАОТ «Дабрабыт»;
ОАО «Торговый Дом «Гомельский» (УНП400093001), зарегистрированного решением Гомельского областного исполнительного комитета №743 от 21.08.2007, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАОТ «Дабрабыт»; [21]
ОАОТ «Центр» (УНП 400091476), зарегистрированного решением Гомельского городского исполнительного комитета №1802 от 29.12.1999, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАОТ «Дабрабыт».
ОАО «Дабрабыт» владеет двумя сетями продовольственных магазинов, данные представлены в таблице 2.3
Таблица 2.3 - Сети продовольственных магазинов ОАО «Дабрабыт» в 2012 году
Наименование сети продовольственных магазинов | Характеристика сети продовольственных магазинов |
«Родная сторона» | сеть магазинов для всей семьи, расположенных близко к дому. О таких обычно говорят: «Наш магазин». Ассортимент гастронома «у дома» максимально сбалансированный и состоит из товаров повседневного спроса, поскольку покупки «рядом с домом» совершаются ежедневно и включают в себя основные товары потребительской корзины. |
«Корзинка» | экономичные супермаркеты, основной отличительной особенностью которых являются более низкие по сравнению с обычными магазинами и универсамами цены. |
Примечание: Источник собственная разработка.
Из таблицы 2.3 следует, что ОАОТ «Дабрабыт» владеет двумя сетями продовольственных магазинов: «Родная сторона» - это магазины формата «у дома» и «Корзинка» - формат супермаркеты.
В таблице 2.4 представлено состояние и развитие супермаркетов в ОАОТ «Дабрабыт» по состоянию на 10.09.2012 год
Таблица 2.4 - Состояние и развитие супермаркетов в ОАОТ «Дабрабыт»
Наименование показателя | Количество магазинов в 2012 году | Количество новых магазинов |
Всего в Республике Беларусь, в том числе | ||
со знаком «Корзинка» | ||
в г. Гомель в том числе со знаком «Корзинка» | 25 7 |
Из данных таблицы 2.4 следует, что ОАОТ «Дабрабыт» имеет 75 магазинов из них в г. Гомель 25. Также планируется открыть еще 27 магазинов в различных регионах Беларуси, в том числе один в г. Гомель.
В целях обеспечения экономической безопасности и создания конкурентных преимуществ на рынке, следует пересмотреть и проанализировать размещение розничной торговой сети для выявления резервов дальнейшего развития
Таблица 2.5 - Структура розничной торговой сети ОАО «Дабрабыт» за 2010 - 2012 гг.
Показатели | Кол-во единиц в году | Торговая площадь,м2 в году | Отклонение (+,-) по тог S, 2012г. к | |||||
Всего розничных торговых единиц. В том числе | +151 | -151 | ||||||
Стационарной торговли | +151 | -151 | ||||||
Удельный вес магазинов | - | - |
По данным таблицы можно сделать следующий вывод. Структура розничной торговой сети в ОАО «Дабрабыт» в 2012 году относительно 2010 не изменилась и составила по торговой площади 10370 м2, а относительно 2011г сократилась на 151 м2.
Доля магазинов в структуре розничной торговой сети в динамике 2004 - 2011гг составляет 100%.
Одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль.
Поэтому первое, что следует учитывать при формировании товаров - тип розничного торгового предприятия.
Рассмотрим типизацию магазинов ОАО «Дабрабыт» в таблице 3.2.
Таблица 2.6 - Типизация магазинов ОАО «Дабрабыт» на 1.01.2013
Тип магазина | Количество | Торговая площадь | Отклонение уд. веса, % | ||
Ед. | % | М2 | % | ||
Всего магазинов, в том числе | - | ||||
Смешанные | - | ||||
Продтовары | - | - | - | - | - |
Промтовары | - | - | - | - | - |
розничный торговля супермаркет экономика
Из таблицы видно, что основную часть торговой площади занимают продовольственные магазины (100%). По количеству торговых единиц наибольший удельный вес принадлежит также магазинам продовольственной линии (100%).
Вывод: ОАОТ «Дабрабыт имеет торговую сеть продовольственных магазинов: это 15 супермаркетов со знаком «Корзинка» во всех регионах Беларуси, в том числе 7 супермаркетов в г. Гомель.