Состояние и тенденции развития супермаркетов ОАО «Дабрабыт»




 

Супермаркет - крупный магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса (преимущественно продовольственными). На сегодняшний день супермаркет является одним из наиболее перспективных и востребованных форматов розничной торговли. Площадь супермаркета составляет от 2000 до 5000 квадратных метров. Формат супермаркета подразумевает удобное расположение магазинов, наличие подъездных путей, просторное помещение, дизайн интерьера, создание уютной атмосферы в магазине. Ощущение комфорта можно также достичь также благодаря наличию на территории супермаркета собственной пекарни, коптилен и грилей для приготовления мяса и рыбы, услуг расфасовки чая и кофе, и т.д. В закассовой зоне размещаются службы бытового сервиса - небольшие торговые точки сдаются арендаторам, которые располагают там приемные пункты химчисток, предприятий по ремонту одежды, обуви и т.п., продажу и ремонт часов и ювелирных украшений, салоны связи, также могут арендовать места представители страховых компаний и т.д.

Ассортимент супермаркета составляет от 4 до 20 тысяч наименований. Баланс между продовольственной и непродовольственной группой зависит от размещения магазина по отношению к конкурентам, но обычно соотношение составляет 80% и 20%.[8]

Формат супермаркета нацелен на удобство для покупателей, одно из условий комфорта - это возможность делать выбор. Широкий ассортимент супермаркета подразумевает, что посетитель супермаркета найдет предпочитаемую марку товара среди представленных в магазине среди нескольких продуктов со схожими характеристиками (например, несколько марок маринованных корнишонов в стеклянной таре 0,7 и т.д.). В зависимости от позиционирования к известным маркам могут быть добавлены недорогие продукты собственного бренда и местные бренды (для супермаркетов недорогого сегмента) или дорогие товары, специально заказанные для магазина (супермаркеты класса премиум). Разнообразный ассортимент - это хороший поток покупателей, но из-за него приходится содержать большой товарный запас. [19]

Современные супермаркеты активно включают в свой ассортимент свежую продукцию, приготовленную на собственном производстве при супермаркете: салаты, соленья, мясо, птицу и рыбу из гриля и коптилен, выпечку, свежевыжатые соки и т.д. Все это способно привлечь большое число потребителей, а также создает в супермаркете атмосферу свежести (аппетитные запахи, все с "ножа"), а также повышает продажи всех продуктовых позиций.

Основная идея ассортимента супермаркета - это разнообразие, качество продукции и возможность удовлетворить большинство запросов покупателей, на которых рассчитан магазин.

Персонал супермаркета состоит из начального (кассир, продавец, консультант, грузчик), производственного (технолог кондитерского или салатного производств и т.д.), среднего (менеджер отдела, руководитель отдела) уровней и топ-менеджмента. Топ-менеджеры управляют сетью супермаркетов из центрального офиса, исключением могут составлять директора магазинов. [7]

Классификации супермаркетов:

По уровню организации сети супермаркетов делятся на:

международные (супермаркеты сети располагаются в разных странах);

федеральные (супермаркеты сети располагаются в разных субъектах страны);

региональные (супермаркеты сети располагаются в разных городах одного субъекта страны); [20,6]

локальные (супермаркеты сети располагаются в одном городе).

Рассмотрели состояние и тенденции развития супермаркетов в Республике Беларусь и на примере ОАОТ «Дабрабыт» г. Гомеля.

Открытое акционерное общество торговли «Дабрабыт". Место нахождения: 246007, г. Гомель, ул. Советская, 101. В 2009 году ОАОТ «Дабрабыт» был куплен одной из крупнейших динамично развивающихся розничных сетей Беларуси - «Родная сторона». Общество является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков.

Учредителем Общества является Гомельский городской исполнительный комитет (Приложение А). Деятельность строится на основе Устава предприятия.

Руководство текущей деятельностью Общества осуществляют дирекция и генеральный директор. В состав дирекции входят генеральный директор, его заместители, главный инженер и главный бухгалтер (Приложение Б).

Основные экономические показатели ОАОТ «Дабрабыт» представили в таблицах 2.1-2.2. В таблице 2.1., изучены структура имущества и источники

его формирования. В качестве источника для анализа структуры имущества и источников его формирования были использованы бухгалтерские балансы за 2009 - 2010 гг.


 

Таблица 2.1- Структура имущества и источников формирования по торговле ОАОТ "Дабрабыт" за 2009 - 2010 годы (млн.р.)

Показатели 2009 год 2010 год Отклонение по уд. весу
      (+, -)
  сумма, млн. р уд. вес,% сумма, млн.р. уд. вес,% 2010г. от 2009г.
Актив
1) Внеоборотные активы   76,2   76,6 0,4
2) Оборотные активы   23,8   23,4 -0,4
3) Баланс         -
Пассив
1) Собственный капитал   70,8   74,4 3,6
2) Долгосрочные обязательства   0,8   0,1 -0,7
3) Краткосрочные обязательства   28,4   25,5 -2,9
4) Баланс         -

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Данные таблицы 2.1. свидетельствуют о том, что в активе ОАОТ "Дабрабыт" наибольший удельный вес в 2009 году занимают внеоборотные активы. В 2010 году наибольший удельный вес в активе занимают так же внеоборотные активы. По сравнению с 2009 годом удельный вес оборотных активов уменьшился на 0,4%, а удельный вес внеоборотных активов увеличился на 3,6%. В пассиве баланса в 2009 году наибольший удельный вес занимают собственный капитал (70,8%),в 2010 году наибольший удельный вес в пассиве занимает так же собственный капитал (74,4%), но по сравнению с 2009 годом удельный вес краткосрочных обязательств уменьшился на 2,9%. Собственный капитал в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 3,6.

В таблице 2.2. отражены данные о прибылях и убытках за 2010г

По данным таблицы 2.2. видно, что темп роста от выручки от реализации без налога составил в 2010 году по сравнению с 2009 годом 219,8%. Почти такими же темпами возросла полная себестоимость реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции увеличилась в 2.6 раза.

 

Таблица 2.2 - Формирование прибыли ОАОТ «ДАБРАБЫТ» за 2010 г.

Наименование показателя Предшествую-щий год Отчет-ный год Темп роста, % Отклоне-ние (+-)
         
I. ДОХОДЫИ РАСХОДЫПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг     218,3  
Налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг     208,1  
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку)     219,8  
Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг     220,9  
Валовая прибыль     214,7  
Управленчиские расходы     180,5  
Расходы на реализацию     215,8  
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от реализации товаров, продукции, работ, услуг     256,8  
II. ОПЕРАЦИОННЫЕ ДОХОДЫИ РАСХОДЫ
Операционные доходы     1091,7  
Налоги и сборы, включаемые в операционные доходы     1369,9  
Операционные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых в операционные доходы)     1045,6  
доходы от операций с активами     17,9 -271
прочие операционные доходы     1804,23    
Операционные расходы     1605,8    
                   

в том числе

 
расходы от операций с активами     31,2 -130
прочие операционные расходы     4418,9  
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от операционных доходов и расходов     805,8  
III. ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫИ РАСХОДЫ
Внереализационные доходы     548,5  
Налоги и сборы, включаемые во внереализационные доходы     66,7 -3
Внереализационные доходы (за вычетом налогов и сборов, включаемых во внереализационные доходы)     584,3  
Внереализационные расходы     1271,1  
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) от внереализационных доходов и расходов -38 -1314 3457,9 -1276
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)     433,1  
Расходы, не учитываемые при налогооблажении     1167,8  
ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) до налогообложения     501,3  
Налог на прибыль     971,7  
Прочие налоги, сборы из прибыли     450,7  
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК)     341,3  
Справочно (из строки 300):сумма предоставленной льготы по налогу на прибыль   - - -183
Количество прибыльных организаций 0/0 0/0 - -
Количество убыточных организаций / сума убытка 0/0 0/0 - -

Примечание - Источник: собственная разработка

 

Прибыль до налогообложения возросла в 5 раз за счёт успешной операционной и внереализационной деятельности. Чистая прибыль увеличилась меньшими темпами в 3.4 раза, что объясняется усилением налоговой нагрузки на прибыль.

Об эффективности использования имущества организации можно судить по показателю рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж. Рентабельность реализованной продукции в 2009 году составила 1,8%, а в 2010 году возросла до 2,1%, т.е. увеличилась на 0,3 п.п. (2,1-1,8). Рентабельность продаж в 2009 году составила 1,49%, а в 2010 году возросла до 1,75%, т.е. увеличилась на 0,26 п.п.

Однако следует отметить, что при положительном изменении показателей рентабельности, их уровень низкий.

Более успешной была операционная деятельность ОАОТ «ДАБРАБЫТ». Рентабельность операционной деятельности в 2009 году составила 70%, а в 2010 году составила 54%. Следует отметить, что снижение рентабельности операционной деятельности на 16 п.п., её уровень остаётся высоким.

Внереализационная деятельность в 2009 и 2010 гг. является убыточной, причём убытки в 2010 году возросли с 38 млн. рублей до 1314 млн. рублей, что отрицательно сказалось на суммарной прибыли до налогообложения.

Следует отметить, что в 2010 году увеличилась налоговая нагрузка на прибыль. В 2009 году она составила 20,6%, а в 2010 году составила 30,6%, т.е. увеличилась на 10 п.п.

ОАОТ «Дабрабыт» является правопреемником прав и обязанностей:

ОАОТ «Зубр» (УНП 400053800), зарегистрированного решением Гомельского областного исполнительного комитета № 382 от 04.06.2001, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАОТ «Дабрабыт»;

ОАО «Торговый Дом «Гомельский» (УНП400093001), зарегистрированного решением Гомельского областного исполнительного комитета №743 от 21.08.2007, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАОТ «Дабрабыт»; [21]

ОАОТ «Центр» (УНП 400091476), зарегистрированного решением Гомельского городского исполнительного комитета №1802 от 29.12.1999, в связи с его реорганизацией в форме присоединения к ОАОТ «Дабрабыт».

ОАО «Дабрабыт» владеет двумя сетями продовольственных магазинов, данные представлены в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 - Сети продовольственных магазинов ОАО «Дабрабыт» в 2012 году

Наименование сети продовольственных магазинов Характеристика сети продовольственных магазинов
«Родная сторона» сеть магазинов для всей семьи, расположенных близко к дому. О таких обычно говорят: «Наш магазин». Ассортимент гастронома «у дома» максимально сбалансированный и состоит из товаров повседневного спроса, поскольку покупки «рядом с домом» совершаются ежедневно и включают в себя основные товары потребительской корзины.
«Корзинка» экономичные супермаркеты, основной отличительной особенностью которых являются более низкие по сравнению с обычными магазинами и универсамами цены.

Примечание: Источник собственная разработка.

 

Из таблицы 2.3 следует, что ОАОТ «Дабрабыт» владеет двумя сетями продовольственных магазинов: «Родная сторона» - это магазины формата «у дома» и «Корзинка» - формат супермаркеты.

В таблице 2.4 представлено состояние и развитие супермаркетов в ОАОТ «Дабрабыт» по состоянию на 10.09.2012 год

 

Таблица 2.4 - Состояние и развитие супермаркетов в ОАОТ «Дабрабыт»

Наименование показателя Количество магазинов в 2012 году Количество новых магазинов
Всего в Республике Беларусь, в том числе    
со знаком «Корзинка»    
в г. Гомель в том числе со знаком «Корзинка» 25 7  

 

Из данных таблицы 2.4 следует, что ОАОТ «Дабрабыт» имеет 75 магазинов из них в г. Гомель 25. Также планируется открыть еще 27 магазинов в различных регионах Беларуси, в том числе один в г. Гомель.

В целях обеспечения экономической безопасности и создания конкурентных преимуществ на рынке, следует пересмотреть и проанализировать размещение розничной торговой сети для выявления резервов дальнейшего развития

 

Таблица 2.5 - Структура розничной торговой сети ОАО «Дабрабыт» за 2010 - 2012 гг.

Показатели Кол-во единиц в году Торговая площадь,м2 в году Отклонение (+,-) по тог S, 2012г. к
                 
Всего розничных торговых единиц. В том числе             +151 -151
Стационарной торговли             +151 -151
Удельный вес магазинов             - -

 

По данным таблицы можно сделать следующий вывод. Структура розничной торговой сети в ОАО «Дабрабыт» в 2012 году относительно 2010 не изменилась и составила по торговой площади 10370 м2, а относительно 2011г сократилась на 151 м2.

Доля магазинов в структуре розничной торговой сети в динамике 2004 - 2011гг составляет 100%.

Одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль.

Поэтому первое, что следует учитывать при формировании товаров - тип розничного торгового предприятия.

Рассмотрим типизацию магазинов ОАО «Дабрабыт» в таблице 3.2.

 

Таблица 2.6 - Типизация магазинов ОАО «Дабрабыт» на 1.01.2013

Тип магазина Количество Торговая площадь Отклонение уд. веса, %
  Ед. % М2 %  
Всего магазинов, в том числе         -
Смешанные         -
Продтовары - - - - -
Промтовары - - - - -

розничный торговля супермаркет экономика

Из таблицы видно, что основную часть торговой площади занимают продовольственные магазины (100%). По количеству торговых единиц наибольший удельный вес принадлежит также магазинам продовольственной линии (100%).

Вывод: ОАОТ «Дабрабыт имеет торговую сеть продовольственных магазинов: это 15 супермаркетов со знаком «Корзинка» во всех регионах Беларуси, в том числе 7 супермаркетов в г. Гомель.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: