Уроки 70–71. В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
Тип урока: освоение нового материала | ||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с писателем В. Голявкиным; создать условия для раскрытия смысла художественного произведения; показать справедливость пословицы «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; учить детей оценивать поступки, отличать хорошее от плохого; развивать навык выразительного, беглого, правильного чтения, чтения по ролям посредством работы с текстом; воспитывать любовь к чтению | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс произведением В. В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»; научатся: раскрывать главную мысль рассказа, делать выводы на основании анализа поступков героя, формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке | Метапредметные: Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста, основную мысль и тему эпизода. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать свое высказывание, оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников. Коммуникативные: строить речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и свое отношение к ним, опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и в оценивании событий | Личностные: оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где еще может пригодиться данное умение |
|
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Чем вам понравился Дениска? – Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему? – Мы с вами пофантазировали и решили написать письмо Дениске. Давайте посмотрим, что у вас получилось. На доске план: 1. Приветствие. 2. Представление. 3. Что тебе понравилось в Дениске? 4. А что не очень? 5. За что бы ты хотел похвалить Дениску? 6. А за что поругать? 7. Что бы ты хотел рассказать Дениске о себе? | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку письма Дениске. Составляют вопросный план к сочинению-письму. «Привет, Денис! Меня зовут Надя. Мне восемь лет. Мы с классом на уроке внеклассного чтения читали твой рассказ о том, что ты любишь и не любишь. Он мне очень понравился, и теперь я тебе хочу написать о себе. Итак, что я люблю?.. Я люблю своих родителей. Мама у меня очень красивая, добрая, ласковая, а папа смелый, сильный. Он выдумщик, сочиняет для меня интересные сказки и стихи. Очень люблю читать, танцевать, играть в разные игры: в компьютерные, настольные, подвижные и другие, люблю выходить в Интернет. А чего не люблю, так это когда я болею. Не люблю пить таблетки, они очень горькие. Не люблю лежать на кровати и бездельничать. Мне не нравится есть мясо, потому что оно невкусное. Терпеть не могу ос, пауков и змей. Ну вот, Дениска, теперь ты знаешь, что я люблю и чего не люблю. Пиши мне! До свидания! Надя» | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушатьв соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Внимательно прослушайте стихотво- рение. – Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? – Прочитайте тему урока. – Поднимите руку, кто это произведение еще не читал. – Как вы думаете, о чем это произведение? Давайте поразмышляем, кому могут принадлежать слова: «Никакой я горчицы не ел»? Какому человеку? – Что думают о мальчике окружающие? – Ребята, вы знаете, что такое горчица? Какая она на вкус? – Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией В. В. Голявкина | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение «Все для всех» Юлиана Тувима (перевела с польского Елена Благинина). (См. ресурсный материал.) – Мы будем говорить о профессиях, о труде, о том, что надо трудиться, о том, что наш труд – учеба и т. д. – Человеку, которого обвинили в том, что он ел горчицу. – Человеку, у которого выражение лица «горькое», чело- веку, у которого грустное выражение лица, человеку грустно... Герой, скорее всего, мальчик. – Его обидел кто-то. Не хотел учиться. – Горчица горькая, ее просто так есть не будешь, ее намазывают тонко на хлеб и др. – Надо выявить причины грустного настроения героя. Цель урока: выяснить, почему мальчику грустно, и почему ему сказали, что он наелся горчицы? Гипотеза: Кто-то обидел героя | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Подготовка к восприятию произведения.Знакомство с биографией В. Голявкина | Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. (См. ресурсный материал.) – Виктор Голявкин – писатель, а еще кто? – Откуда автор брал сюжеты для рассказов? – Продолжите предложение: «Чаще всего героями рассказов Голявкина являются…» | Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора. – Виктор Голявкин – художник и писатель. – Сюжеты для рассказов брал из жизни. – Героями чаще всего являются мальчики | Выделять последовательность развития сюжета | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Работа над содер-жанием текста. Работа с толковым словарем. Первичное чтение произведения | Проводит словарную работу. – Прочитайте слова, читая только подчеркнутые буквы: Эк па с м ка ун в т а б т ы ор (экскаватор). Э м кс л к ыв ав ун а щ то пф рщ с и о к (экскаваторщик). За бр че ре р а пы ш ва та е л т (зачерпывает). – Посмотрите на картинку с изображением экскаватора. Для чего используются эти машины? – Придумайте предложение с прочитанными словами. Организует первичное прослушивание текста из аудиохрестоматии, предварительно осуществив целевую установку. – Сейчас вы прослушаете текст в исполнении артистки Большого театра. Проводит работу по обсуждению текста, после первичного прослушивания. – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении одним словом. – От чьего лица ведется рассказ? – Назовите героев произведения. – Как все люди, которых встретил мальчик, отнеслись к нему? – Как вы думаете, они догадались о том, что он прогульщик? – Почему в ясный, солнечный день ему было скучно? – Чему учит рассказ В. Голявкина? – Какой по настроению рассказ вы услы-шали? – Понравился вам мальчик – герой рассказа? Почему? – Как вы думаете, почему рассказ называется «Никакой горчицы я не ел»? – Представьте выражение лица мальчика, с которым он вышел из дома. Изобразите. – Какое должно быть выражение лица, чтобы люди могли сказать: «…ребята веселые едут. А ты как будто горчицей объелся»? – Попробуйте изобразить его мимикой. – Мальчик вышел из дома веселым. Почему же так испортилось его настроение?! Давайте перечитаем рассказ частями по ролям заполним таблицу и выясним это | Работают с толковым словарем. Экскаватор – машина, которую используют при земляных работах, она ковшом вычерпывает землю и др. Проспект – это большая широкая улица в городе. Строительные леса – это вспомогательные устройства для размещения рабочих и материалов при выполнении строительных или ремонтных работ преимущественно снаружи здания (сооружения). Патент – документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением. Штукатурить – покрывать (стены, потолки) специальным раствором для образования гладкой поверхности, удобной для окраски, оклейки. – Экскаватор ковшом зачерпывает землю. Прослушивают текст. Отвечают на вопрос, определяют жанр произведения. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Веселый рассказ. – Название рассказа – это слова мальчика из текста. – Когда объелся горчицы, то выражение лица – горькое, кислое, скучное, тоскливое, грустное… Читают рассказ и заполняют таблицу | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
V. Повторное чтение и анализ произведения | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. – Читать рассказ будем по частям и составлять по ходу чтения план. Прочитаем первую часть с начала рассказа до слов «…ходи себе и ходи». – Какое настроение было у мальчика, когда вышел из дома, какие чувства испытывал? Найдите слова-подтверждения в тексте. – Как можно его назвать, если он прогуливает занятия? – Как вы думаете, что могло произойти дальше? – Что даст ему встреча? – Проверим наше предположение. Читаем рассказ дальше и составляем план. – Прочитаем вторую часть по ролям до слов «вздохнул и дальше пошел». – С кем встретился мальчик? – Чем закончилась встреча с шофером? Почему? – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем третью часть по ролям до слов «значит, я опоздал немножко…». – С кем заговорил мальчик? – Патент – это документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. Как вы думаете, кем были эти двое? – Как они отнеслись к мальчику? – Какие чувства он испытал? – Прочитаем четвертую часть по ролям до слов «метлы даже жалко». – Почему дворник прогнал мальчика? – Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик? – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем пятую часть до слов «рабочие на лесах штукатурят, красят». – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем шестую часть по ролям до слов «неудобно как-то». – Как удалось кондуктору разоблачить мальчика? – Заполните таблицу по разделам. – Прочитаем седьмую часть по ролям до конца. – Заполните таблицу по разделам. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Давайте проверим, подтвердилась ли наша гипотеза? Достигли ли мы цели? – Но почему мальчик прогуливает занятия в школе? | Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.
Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения.
– Хотелось петь, испытывал радость.
– Прогульщик.
– Его могут отругать, сделать замечание и т. д.
– Мальчик встретился с шофером.
– Шофер его прогнал.
– Эти двое были изобретателями.
– Метла для работы.
– По выражению лица мальчика кондуктору удалось разоблачить его.
Заполняют таблицу во время чтения по частям.
– Да, мы выяснили, что мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили, тайное стало явным. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, потому что не хочет учиться.
– Ленится, не выучил уроки, может быть, ему трудно | Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения раз- личных ком-муникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Подготовить выразительное чтение наиболее понравившегося (рассмешившего) эпизода, готовиться к чтению по ролям. Нарисовать подробную карту маршрута мальчика. Написать рассказ о следующем дне из жизни мальчика. Подобрать пословицы или крылатые выражения. Написать сочинение на тему «Чем я похож на этого мальчика». Продолжить фразу: «Школу прогуливать нельзя, потому что…» | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия | Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Так почему же испортилось настроение мальчика? – Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? – Какие выводы мы сделали? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. – Мальчику стало грустно к концу прогулки, так как он понял, что совершил отрицательный поступок и его при этом разоблачили. Мальчик понял, что виноват в своих злоключениях сам, так как не хочет учиться. – Это поучительный рассказ | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |