Конкуренция: её основные формы, виды и функции




Оглавление

 

Введение. 3

Глава 1. Роль конкуренции и монополии в рыночной экономике. 5

1.1.Конкуренция: её основные формы, виды и функции. 5

1.2.Монополия: сущность, формы, причины возникновения. 11

Глава 2. Теоретические модели, осуществляемые на практике. 16

2.1. ОАО «РЖД» как естественный монополист. 16

2.2.Монополистическая конкуренция на рынке мобильной связи. 21

Заключение. 25

Список использованной литературы. 27

 

 


 

Введение

На сегодняшний день проблема конкуренции и монополии является одной из основных проблем рыночной экономики нашей страны. Именно XXI век без сомнения можно назвать веком конкуренции и монополии.

Неотъемлемым элементом рыночной экономики является конкуренция, которая осуществляет роль катализатора эффективности общественных отношений, в частности производства. Следствием развития цивилизации и общества является усложнение конкурентных отношений. Появляются их новые формы, такие как конкуренция между рынками, отраслями, регионами и странами. Результатом этих процессов является увеличение факторов, влияющих на степень несовершенства конкуренции, которая в свою очередь оказывает негативное влияние на всю экономику.

Конкуренция и монополия – главный ценообразующий фактор.

От конкуренции зависит производства товара, его качество и цена, а также влияние фирм на рынках товаров и услуг. Конкуренция повышает эффективность, оживляет и стимулирует бизнес, побуждает производителей к созданию чего-то нового, что вызовет интерес у потребителей.

Среди зарубежных исследователей, которые внесли значительный вклад в теорию конкуренции и монополии, стоит отметить А. Смита, Дж. С. Милля, А. Маршалла, Дж. Гобсона, А. Курно, К. Менгера,, Дж. Коммонса, Р. Лифмана и многих других.

Тема конкуренции и монополии занимала большое место в исследованиях российских экономистов, таких как: А.А. Исаева, И.Е. Рудакова, П.А. Тверского, С.М. Меньшикова и других.

Моя работа направлена на исследование теоретических и практических аспектов конкуренции и монополии в рыночной экономике.

Целью исследования является рассмотрение особенностей конкуренции и монополии, а также причин их возникновения.

Задачами исследования являются:

· рассмотрение сущности конкуренции и монополии,

· их основных видов, форм и функций,

· анализ теоритических моделей, осуществляемых на практике.

Предметом данного исследования является ОАО «РЖД» и рынок сотовой связи.

Объектом являются конкуренция и монополия, а также их сущность виды.

Методами для решения поставленных задач являются: изучение и анализ необходимой литературы, изучение теоретической стороны проблемы, сопоставление теории и практики, формирование общих выводов на основе выявленных фактов.

Эмпирическую базу исследования составляют изученные в процессе написания работы источники: учебники, экономические словари, интернет ресурсы, а также статьи из журналов.

Цели и задачи исследования обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, двух глав (теоритической и практической), заключения, а также списка используемой литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, цели, задачи и объекты исследуемого вопроса.

В первой главе рассматривается роль конкуренции и монополии в рыночной экономике.

Во второй главе приводится пример теоритических моделей на практике.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются выводы.

 


Глава 1. Роль конкуренции и монополии в рыночной экономике

Конкуренция: её основные формы, виды и функции

Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее благоприятные условия производства и реализации товаров и услуг, их купли или продажи.

В рыночной экономике избежать этого столкновения невозможно, так как оно порождается такими объективными условиями как:

· наличием множества равноправных рыночных субъектов;

· зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;

· полной экономической обособленностью каждого из них;

· противостоянием со всеми другими субъектами рынка за удовлетворение покупательского спроса.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба и противостояние между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои товары как можно дороже, но конкуренция вынуждает их понижать цены и сбывать свою продукцию гораздо дешевле для того, чтобы стимулировать потребительский спрос. Возникают ситуации когда на рынке применяется демпинг – продажа товаров по чрезвычайно низким ценам. В соперничестве между продавцами, стремящимися продать подороже, и покупателями, которые хотят приобрести товар дешевле, победу одерживают те, кто больше сплочён и имеет возможность навязать свою выгодную для них цену.

Конкуренция способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителям. Это несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

Конкуренция, как экономический процесс, представлена в виде совокупности определённых действий субъектов хозяйствования. Эти действия представляют собой экономический цикл, который включает в себя последовательные производственные процессы, такие как:

· формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;

· создание конкурентоспособной продукции;

· организация производства, снабжение его сырьём, материалами, полуфабрикатами и взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми организациями на возмездной основе;

· сбыт продукции, который включает меры по определению объёмов, времени и места реализации;

· создание инвестиционного фонда за счёт прибыли инвестиционного фонда и его использования для расширения производства.

Функции конкуренции, в которых проявляется вся её сущность:

· обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;

· стимулирование роста эффективности производства, которое обеспечивает «выживание» производителей;

· дифференциация товаропроизводителей, то есть одни выигрывают, другие остаются при своём, а третьи разоряются);

· давление на производство, распределение ресурсов между отраслями экономики в соответствии со спросом и нормой прибыли;

· ликвидация неконкурентоспособных предприятий;

· стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.[1]

В зависимости от обстоятельств характер и виды конкуренции могут быть различными. Различают свободную, или совершенную, конкуренцию и несовершенную, или монополистическую конкуренцию, ценовую и неценовую.

Совершенная конкуренция – это единственная модель рыночной структуры, при которой одновременно выполняются условия эффективности, а именно аллокативной и производственной.

1. Аллокативная эффективность – это эффективность распределения.

Из теории поведения потребителя следует, что цена – это показатель предельной полезности блага для потребителя. Это значит, что каждый товар потребляется, пока оценка его предельной полезности больше его цены. В этом случае показатель совокупной полезности достигает максимума. Именно это является условием максимизации удовлетворения общественных потребностей.

2. Производственная эффективность – это когда каждый необходимый обществу товар, производится наименее дорогостоящим способом с минимальными средними издержками.

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

1) значительная доля рынка у отдельных производителей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продукции;

4) «неадекватность» рыночной информации.[2]

Эти факторы все вместе или каждый в отдельности способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения.

Крайней формой проявления несовершенной конкуренции является монополия, предполагающая функционирование на рынке одно фирмы, которая производит основную массу определённого товара.

Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, для которого выполняются следующие признаки.

Признаки монополистической конкуренции (табл. 1.1)[3]

 

№ п/п Признак Характеристика
  Количество фирм в отрасли Много
  Размер фирмы Мелкие и средние
  Рыночная доля фирмы (доля объёма производства фирмы в объёме производства отрасли) Небольшая
  Степень дифференциации продукта Дифференцированный
  Контроль отдельной фирмы над ценами Возможен, но в узких рамках
  Свобода вхождения в отрасль и выхода из неё Сравнительно большая
  Характер поведения фирмы Фирмы практически не учитывают реакцию своих конкурентов
  Неценовая конкуренция Распространена

 

Дифференциация производится по таким признакам как:

1) техническая характеристика и качество товара;

2) услуги и условия продажи;

3) размещение и доступность;

4) фирменное название и упаковка;

5) престижность.[4]

Монополистическая конкуренция успешно сочетает черты рынка совершенной конкуренции и монополии. Многие предприятия розничной торговли действуют в условиях монополистической конкуренции, например: продовольственные магазины, бакалейная торговля, автозаправочные станции и другие.

Суть монополистической конкуренции заключается в продаже фирмой продукции, на которую существует множество близких, но несовершенных заменителей.

Положительные и отрицательные стороны монополистической конкуренции

Положительные стороны:

1. Повышение уровня жизни и рост благосостояния потребителей товаров и услуг, которые вызваны расширением ассортимента и совершенствованием товаров.

2. Всё, что связано с использованием рекламы:

· реклама предоставляет ценную для потребителя информацию о товаре;

· реклама помогает внедрять новые конкурентоспособные товары.

Отрицательные стороны:

1. Монополистически конкурентная фирма производит меньше продукции и продаёт её по более завышенным ценам;

2. Аллокативная эффективность не достигается;

3. Производственной эффективности тоже не наблюдается;

4. Связанные с использованием рекламы:

· информация, которая используется в рекламе, часто бывает обманчива;

· огромные расходы на рекламу способствуют увеличению издержек, а также увеличению цен на продукцию.[5]

Из двух методов конкуренции – ценовой и неценовой – российские предприятия на не благоприятных для себя условиях оказались вовлечены в наиболее жёсткую из них – ценовую. Фирмы, которые проводят ценовую конкуренцию, пытаются привлечь потребителя при помощи установления более низких, чем у соперника, цен. Это приводит к сокращению размеров прибыли, а если цена падает ниже издержек, то возникают убытки.

При неценовой конкуренции фирмы стараются привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Этого можно достичь такими способами как: улучшить качество товара, создать новый вид продукции, улучшить сервис и так далее. Базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.[6]

Таким образом, можно сказать, что конкуренция – это сложнейший процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для того, чтобы одержать победу и достичь поставленных целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных и субъективных потребностей, в рамках законодательства нашей страны.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: