В настоящее время сотовая связь относится к одной из наиболее быстро развивающихся подотраслей экономики России. Крупнейшие сотовые операторы стоят за нефтегазодобывающими компаниями по прибыльности и объёмам налоговых платежей. По мнению Российских и международных аналитиков, развитие российских предприятий сотовой связи на мировом уровне, является самым масштабным и стремительным. За последние годы темпы роста подотрасли в России в 6-8 раз опережают показатели ведущих мировых держав.
Формирование подотрасли сотовой связи началось в период экономических реформ, разрушения основ централизованной экономики и начала формирования рыночных отношений.
В XX веке с момента своего возникновения, мобильная связь воспринималась в качестве важнейшего ресурса, и её использование находилось под строгим контролем государственных институтов. Первыми, кто начал использовать мобильную связь были военные. Вскоре она нашла своё применение в сфере институтов охраны правопорядка и спасательных служб.
На Западе первыми мобильными телефонами оснащали автомобили представителей крупного бизнеса, в СССР с 1960-х годов их стали использовать партийные и хозяйственные чиновники высокого ранга. Технология современной мобильной связи была передана в постсоветскую Россию в 1991 году. Мобильная связь существовала как как элитарная технология и не была доступна для населения, так продолжалось до 1998 года. В течение пяти лет она превратилась в широко распространённую систему дистанционной коммуникации. Пик строительства «общероссийских сотовых сетей» пришёлся на 2002 год. Это вызвало обострение конкуренции среди операторов и значительное расширение абонентской базы.
Мобильная связь, с момента своего появления, подразделялась на: пейджинговую, транкинговую и сотовую связь. В процессе появления новых технологий и стандартов связи, пейджинговая связь уступила свою лидирующую позицию сотовой связи и в настоящее время исчезла совсем.
Транкинговая связь не является широко используемой и применяется в основном в структурах правоохранительных органов, аварийных служб, пожарных служб, подразделений МЧС.
Сотовая связь стала бурно развиваться с момента своего появления. С каждым годом число пользователей увеличивается в несколько раз. На начальном этапе своего развития, сотовая связь считалась дорогостоящей и недоступной для основной части населения. Результатом процесса перехода сетей на новые стандарты стало удешевление услуг, предоставляемых сотовыми компаниями, в следствии, ситуация на рыке сотовой связи изменилась и мобильная связь стала более доступной для населения. Рост числа абонентов сотовой связи с 1998 года по 2008 год составил около 2,1 млрд, то есть примерно в 40 раз больше.
Вместе с развитием сотовой связи, шло развитие технологии стандартов. Самым распространённым стандартом для российских компаний сотовой связи на сегодняшний день является стандарт GSM – 900/1800.
Наличие разнообразия стандартов способствует усилению конкурентной борьбы, а это даёт начало развитию рынка сотовой связи.
Стратегия компаний по захвату рынков проходит в двух направлениях:
1) Покупка контрольных пакетов существующих местных операторов;
2) Строительство в регионе собственных сетей.
Первой стратегии придерживаются такие сотовые операторы как: МТС и МагаФон, второй стратегии придерживается – Билайн. Но остаются операторы сотовой связи местного и регионального значения, но им никак не удастся существенно повлиять на ситуацию на рынке.
Факторы успеха на рынке сотовой связи:
1) Низкая стоимость услуг;
2) Высокий уровень качества связи;
3) Развитая дилерская сеть;
4) Дополнительные услуги связи;
5) Высокий уровень квалификации сотрудников;
6) Уровень технических знаний персонала;
7) Система технической помощи при использовании продукции;
8) Безукоризненное исполнение заказов потребителей;
9) Внушительное разнообразие тарифных планов;
10) Наличие гарантии для покупателей.[16]
Основные различия между операторами сотовой связи:
· Качество связи, которое охватывает как можно большую территорию;
· Доступность цены.
Развитие сотовой связи в России завершилось, теперь главной задачей, стоящей перед сотовыми операторами, является сохранение своих абонентов, предлагая ему как можно больше благоприятных услуг.
Можно с уверенностью утверждать, что Россия вступила на новый этап своего развития, этому свидетельствуют некоторые аспекты:
1) Массовый приток новых абонентов;
2) Крупные инвестиции в региональные проекты;
3) Строительство общенациональных сетей сотовой связи и другое.[17]
На всём протяжении своего существования российский рынок мобильной связи показывал впечатляющие темпы роста. На сегодняшний день сети мобильной связи развёрнуты во всех регионах России.
Табл.1.4 Индекс удовлетворенности потребителей операторов мобильной связи в России.[18]
Оператор мобильной связи | Индекс удовлетворённости | Изменение к 2012 году |
МегаФон | 78,7 | -3,6 |
Билайн | 73,1 | -8,9 |
Tele2 | 75,6 | -6,4 |
МТС | 71,4 | -10,3 |
Отрасль | 74,6 | -7,4 |
Проанализировав рынок сотовой связи, можно сказать, что он успешно развивался с момента своего возникновения и успешно показывал высокий темп роста. Количество абонентов сотовой связи будет меняться в зависимости от степени привлекательности услуг предоставляемых компанией абонентам.
Заключение
Проанализировав поведение конкуренции и монополии в рыночной экономике, можно сказать, что именно эти два процесса являются неотъемлемым элементом рыночной экономики и главным ценообразующим фактором.
В современном мире конкуренция занимает главную роль в рыночном хозяйстве нашей страны.
На основе проведённого анализа, можно сказать, что конкуренция– это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее благоприятные условия производства и реализации товаров и услуг, их купли или продажи. Она характеризуется наличием своих специфических функций, форм и видов.
Монополия берёт своё начало, непосредственно, из конкуренции я является её полной противоположностью.
В своей работе я проанализировала ОАО «РЖД» как естественного монополиста. Благодаря этому анализу можно сказать, что источником монополии может быть как крупное, так и среднее предприятие или даже государство. Не всякий процесс ведёт к образованию монополий, в сегодняшних условиях нельзя говорить о существовании монополии в чистом виде.
На примере анализа рынка мобильной связи можно сказать, что способы достижения компаниями конкурентного преимущества и максимальной прибыли, являются самой сутью теории о конкуренции.
Глубокое знание структуры рынка необходимо для того, чтобы точно определить каков объём продаж при всевозможных уровнях цен и то, как могут себя повести предприятия-конкуренты под воздействием принимаемых мер. По таковому принципу выделяют следующие типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии.
Таким образом, исходя из моей курсовой работы, можно сделать вывод, что нельзя однозначно дать ответ какая ситуация на рынке сможет лучше обеспечить оптимальное распределение ресурсов, а также обеспечить равновесие на рынке.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ г. Москва"О естественных монополиях"
2. Балацкий Е. Моделирование процессов межсекторальной конкуренции// Общество и экономика. 2008. № 5.
3. Базылев, Н.И. Курс микроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010.
4. Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012.
5. Воронин А.П. Микроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. Пособие/А.П. Воронин. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2009.
6. Гальперин, В.М. Микроэкономика. В 3-х т. Т. 2. Микроэкономика / В.М. Гальперин. - СПб.: Эк. шк. ГУ ВШЭ, 2008
7. Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. ИНФА-М, 2010.
8. Ивасенко, А.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013.
9. Курнышева И. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации// Экономист. 2008. № 9.
10. Кучуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства// Экономист. 2008. № 8.
11. Малкина, М.Ю. Микроэкономика: Учебник / М.Ю. Малкина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
12. Меркулова Ю. О региональной и межрегиональной монополизации российской экономики// Общество и экономика. 2008. № 6.
13. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики.: Учебник / Р.М. Нуреев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012
14. Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2013.
15. Александров Н. Б. Моделирование путей развития виртуальных операторов сотовой связи // Вестник ИНЖЭКОНа. Вып. 2(11) - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.
16. Алексеев А. М. Система инновационного развития операторов сотовой связи//, Межвузовский сборник научных трудов, № 6, Академия управления и экономики.- СПб, АУЭ, 2009.
17. Баженова (Третьякова) Е.В. Динамичное развитие сотовой связи в России // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009.
18. ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013
[1] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.
[2] Курнышева И. Конкурентоспособность и проблемы структурной модернизации// Экономист. 2008. № 9.
[3] Базылев, Н.И. Курс микроэкономики в таблицах и схемах: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. - Мн.: Совр. школа, 2010. - 144 c.
[4] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.
[5] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.
[6] Балацкий Е. Моделирование процессов межсекторальной конкуренции// Общество и экономика. 2008. № 5.
[7] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2010. – 440 с.
[8] Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012.
[9] Федеральный закон Российской Федерации от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ г. Москва
"О естественных монополиях"
[10] Вечканов, Г.С. Микроэкономика: Учебник для вузов: Стандарт третьего поколения / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2012.
[11] Журавлёва Г.П., Поздняков Н.А., Поздняков Ю.А. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебник. ИНФА-М, 2010.
[12] Симкина, Л.Г. Микроэкономика: Учебное пособие / Л.Г. Симкина. - М.: КноРус, 2013.
[13] ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013
[14] ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013
[15] ЭКО. Всероссийский экономический журнал. Главн. редактор Крюков В.А. 2013
[16] Алексеев А. М. Система инновационного развития операторов сотовой связи//, Межвузовский сборник научных трудов, № 6, Академия управления и экономики.- СПб, АУЭ, 2009.
[17] Александров Н. Б. Моделирование путей развития виртуальных операторов сотовой связи // Вестник ИНЖЭКОНа. Вып. 2(11) - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.
[18] Баженова (Третьякова) Е.В. Динамичное развитие сотовой связи в России // Коммуникация в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Журналистика, реклама и связи с общественностью: новые подходы». - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2009. - с.157-с.158