ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
УМК - «Школа России».
Тема урока - «Изменение по падежам имён существительных».
Класс – 4.
Цель - формирование умения на основе алгоритма определять падеж имён существительных, ставить существительные в разные падежные формы.
Задачи | Планируемый результат |
Дидактические · ознакомить с изменениями по падежам имён существительных, помочь адекватно понимать причины успеха и неуспеха. | Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности. |
Развивающие · развивать внимание, наблюдательность, учить устанавливать причинно-следственные связи. | Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. |
Воспитательные · воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, самостоятельности, самооценки, взаимооценки. | Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Организационный момент | Словесный метод, приём – беседа. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Екатерина Александровна! | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Личностные:учебно-познавательный интерес |
Мотивация к учебной деятельности, актуализация | Словесный метод, приём - беседа | -Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. - Оцените свое настроение в начале урока (на инд. листе) - Прочитайте на слайде слова Паустовского. О чём К. Г. Паустовский написал эти строки? «Нам дан во владение самый богатый, самый меткий, могучий и поистине волшебный инструмент…» - Что мы с вами прочитали? - Для чего нужно знать русский язык? - Мы живём в России, и мы обязаны в совершенстве знать русский язык. Правильно говорить и грамотно писать. А научится этому мы можем, в том числе, и на уроках русского языка. -Откройте тетради, запишите число и классная работа. Обозначьте орфограммы. | - о русском языке. - цитату | Познавательные УУД 1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3.Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Актуализация знаний | Практический метод, приём – составление фразы | - Минутка чистописания. Ии РрДдВвТтПп - Написание каких букв мы повторили на минутке чистописания? - Как вы думаете почему именно эти буквы? -Словарная работа (картинный диктант) Дети отгадывают с места, комментируют письмо. -Что общего во всех этих словах? - Продолжаем изучать имена существительные и их признаки. Что такое имя существительное? Что может обозначать? На какие вопросы отвечать? Попробуйте объяснить роль имен существительных. На какие 2 большие группы делятся признаки имен существительных? - Называем постоянные и непостоянные признаки Что мы изучали на прошлом уроке? -Соотнесите падеж с его вопросами. (На доске карточки) Падежная игра - Ребята! Начинается падежная игра. - Мы знаем именительный: кто там? - Брат и сестра. Сейчас вопрос, потом ответ – Вот правило игры. Родительный: кого здесь нет? - Брата и сестры. -Ты говоришь – я говорю, И рады мы игре. - Дательный: кому звоню? - Брату и сестре. - Играем вместе и вдвоём В падежную игру. Винительный: кого мы ждём? - Брата и сестру. -В игре я падежи учу, Доволен я игрой. Творительный: с кем я дружу? - С братом и сестрой. - Запомнить можем мы легко все падежи в игре. - Предложный: говорим о ком? - О брате и сестре. - Молодцы! -Возвращаемся к вашему индивидуальному листу. Давайте отметим, что мы уже знаем, что учили (Приложение 1). -Какова тема нашего урока, какая основная задача нашего урока на сегодня? Учиться определять… Ставить… | - это первые буквы названий падежей, которые мы уже изучили - Велосипед, арбуз, бассейн, капуста, корзина, комбайн, кровать, ванна, железо. - постоянные и непостоянные - падежи и их вопросы. (Хором изменяют по падежам) падежи у имен существительных имена существительные в нужный падеж | |
Открытие новых знаний | Наглядный метод, приём – демонстрация презентации | - Прочитайте слова. Какое бы вы придумали задание? - Предположите. покрыта, поляна, снегом, пушистым от холода, мелкие, запрятались, под корой, букашки О каком времени года идет речь? Что вы можете сказать о каждом предложении? Докажите это. Что вы можете сказать о выделенных словах? Попробуем обозначить падежи. С какого слова начнем? Поляна. - Теперь работаем со словом СНЕГОМ Алгоритм 1-й шаг: Находим слово, от которого зависит существительное снегом 2-й шаг: Ставим от него двойной вопрос 3-й шаг: Определяем падеж по вопросу. 4-й шаг: Указываем падеж. -Выстраиваем общий алгоритм | - Надо составить предложения Поляна покрыта пушистым снегом. Мелкие букашки от холода запрятались под корой. - Они оба простые - Подлежащее всегда стоит в им падеже. - Это слово – покрыта. - Покрыта (кем? чем? Снегом - Имя существительное снегом стоит в Т.п. | Коммуникативные УУД 1.Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4.Умение работатьв паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Закрепление изученного на уроке | Наглядный метод, приём – карточки с заданиями | Определяют падежи имен существительных букашки, от холода, под корой Физминутка. - В именах существительных, как и в любой части речи есть всегда орфограммы. Какая самая распространенная орфограмма? Называю слово, если в нем безударная в корне о, то хлопаем, если а, то поднимаем руки вверх. ТрАва, рОса, вОлчонок, кАрАвай, мАршрутка, пОмидор, мАндАрин, угОщение, вАренье. - Карточка жёлтого цвета (Приложение 2). В скобках запиши падеж подчёркнутого существительного Капли дождя (___. п.) Подошли к речке (___.п.) Светит солнце (___. п.) Проверка по эталону. Дети доказывают постановку падежа. -Задания на карточке по уровням. Каждый выбирает по своему уровню (Приложение 3). - Что мы с вами сейчас делали? Всё было понятно? Правильно выполнили задания? | - Безударная гласная в корне слова. | |
Заключительный оргмомент | Наглядный метод, приём – демонстрация презентации, работа с учебником | - Проверим полученные знания, используя систему голосования. Если высказывание верно – хлопаете, если высказывание неверно – топаете. 1.Имена существительные могут обозначать предмет, человека, состояние и отвечать на вопросы кто? что? - верно -неверно 2. В русском языке 6 падежей - верно -неверно 3. Именительный, родительный, винительный, творительный, дательный, предложный – именно в таком порядке стоят падежи -верно - неверно 4. Кому? Чему? –это вопросы винительного падежа -верно - неверно 5. 1-й шаг при определении падежа имени существительного – найти слово, от которого надо задать вопрос к существительному -верно -неверно 6.Идти к мосту –здесь существительное стоит в дательном падеже -верно -неверно 7. Бусызасверкали – существительное стоит в предложном падеже -верно -неверно 8. В русском языке все падежи главные -верно -неверно 9.Род относится к постоянным признакам имен существительных -верно -неверно 10.Подлежащее всегда стоит в родительном падеже -верно -неверно - Молодцы! -На какой главный вопрос мы сегодня с вами ответили? - Оцените свое настроение в конце урока на индивидуальном листе. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник: стр.83 упр.140. - Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания! |
|