Музыкальные формы.
Период. Двухчастная. Трехчастная.
В музыке есть свои законы построения – музыкальные формы. Поэтому песню запомнить гораздо проще после прослушивания, чем сонату или симфонию. Дело в том, что симфония построена по другим, более сложным законам музыкальной формы. Что же такое «музыкальная форма? Это понятие имеет два значения. В более широком смысле – это совокупность средств музыкальной выразительности (ритм, метр, тембр, темп и т.д.) А, в более узком смысле, форма – это конструкция музыкального произведения, соотношение его отдельных частей.
Любое музыкальное произведение состоит из различных частей. И если бы этого не было, произведение представляло собой бессмысленный поток музыкальных звуков. Поэтому существует ряд средств, которые придают музыкальному потоку форму. Самое простое – повторение ( как в песне). Если надо отделить одну часть от другой, то используется несходство. Возможно чередование знакомых мелодий с новыми.
В музыке все точно так же, как и в русском языке. Мелодия, как и мысль состоит из отдельных фраз, между которыми есть своеобразные «знаки препинания». Мы их слышим на слух (лад, ритм).
В речи
В музыке
Граница между музыкальными построениями называется цезурой |
Период
Период – самая простая музыкальная форма, которая представляет собой изложение законченной музыкальной мысли. Состоит, чаще всего, из двух предложений.
период | |||||||
предложение | предложение | ||||||
фраза | фраза | фраза | фраза | ||||
мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив | мотив |
· однотональный - период начинается и заканчивается в одной тональности
|
· модулирующий – период начинается в одной тональности, а заканчивается в другой
· квадратный (повторного и неповторного, единого строения)- период с четным числом тактов (4 + 4 такта, 8 +8 тактов)
· неквадратный – построения из нечетного количества тактов (3+4 такта)
· сложный – период из 4 предложений, одинаковых по началу, но с разными каденциями.
Куплетная форма
Куплетная форма – это форма, в которой один напев многократно повторяется, каждый раз с новыми словами. В такой форме пишутся многие народные песни, современные песни.
Наиболее древние песни имеют короткую мелодию из 2 – 3 попевок, которые по своей длине равны одной строчке текста и называются однострочными.
В песнях более поздних времен куплет увеличивается и состоит из нескольких строчек текста. Часто куплет делится на две части: запев и припев. Слова припева неизменно повторяются. Запев обычно поет солист, припев – хор.
куплетная форма | а - а – а - а |
запевно – припевная форма | а – в – а1 – в – а2 – в – а3 - в |
Двухчастная форма
Простая двухчастная форма – это такая форма, которая состоит из двух частей: первая часть – период, а вторая – не сложнее периода. Она очень близка куплетной форме (запев, припев) и часто используется в песенной форме.
Разновидности простой двухчастной формы
Безрепризная простая двухчастная форма состоит из двух разных периодов:
Репризная двухчастная форма – такая форма, в которой во втором периоде повторяется одно из предложений первого периода.
|
двухчастная безрепризнаяформа | а – а1 – в – в1 |
двухчастная репризная форма | а – а1 – в - а |
а – а1 – в – а1 | |
а – в – с - в |
Трехчастная форма
Трехчастная форма – этот такая форма, которая состоит из трех частей. Обычно крайние части (первая и третья) –одинаковые или похожие, а средняя (вторая) отличается от них, а иногда контрастирует им. Третья часть называется репризой (повторение). Схема: A – B – A или a – в – a