Оглавление
1. Кодекс игротехника. 2
2. Памятка игротехника. 3
3. Взаимодействие с участниками в тренинге. 4
4. Работа с первокурсниками имеющие ограничения возможностей здоровья 6
6. Командообразование. 11
7. Виды упражнений и игр. 13
8. Конфликтные ситуации в тренинге. 15
Кодекс игротехника
Чтобы стать отличным игротехником необходимо иметь следующие качества:
Ответственный. Ответственность игротехника заключается в успешности сплочения группы, ведь все, что заложено в первые дни пребывания студентов в стенах университета, является фундаментом для будущих отношений в академической группе.
Внимательный. Необходимо следить за всеми мелочами, которые могут измениться в любой момент и повлиять на дальнейший ход занятия, начиная от того, как расставлены стулья в аудитории, и заканчивая тем, как общаются первокурсники друг с другом.
Пунктуальный. Игротехник – человек, от которого зависит программа всех образовательных дней. Задержка или опоздание на 5 минут может вам и «аукнуться».
Спокойный и уверенный. Что бы ни случилось, вы всегда знаете, как себя вести. Вы готовы ко всему.
Дружелюбный. Вы сами знаете, насколько важно расположить к себе людей, особенно если вы что-то им рассказываете. Будьте проще, будьте ближе к ребятам, общайтесь с первокурсниками во время перерыва.
Находчивый. Будьте уверены в себе и своих силах, даже если что-то пошло не по плану.
Позитивный. Ваше общение с группой должно приносить удовольствие. Поэтому для группы у вас все всегда должно быть хорошо. Улыбайтесь, и люди к вам потянутся.
Отзывчивый. Не отказывайте, если вас попросят помочь. Будь то студент-первокурсник, или куратор-преподаватель.
|
Памятка игротехника
Игротехник имеет право:
• Первым брать на себя самую трудную, неприметную, опасную работу.
• Первым выполнять просьбы соведущего, всеми силами поддерживать его авторитет в группе.
• Последним идти отдыхать, садиться есть, заботиться о каждом участнике группы раньше, чем о себе.
• Быть справедливым человеком в группе, не давать волю минутному настроению, обиде.
• Беречь традиции и законы группы.
• Подводить итоги в группе, помогать найти несказанное, вспомнить забытое.
• Сохранять в группе тон доброжелательности, откровенности, всегда стараться найти положительные моменты в любых ситуациях.
• Помнить все время о том, что он не самый заслуженный, умный и опытный, а тот, кому повезло раньше узнать о законах групповых взаимоотношений и получить счастливое право передать это знание другим.
• Помнить о том, что общее напряжение можно снять мягкой беззлобной шуткой.
• Не вести за собой группу, а создавать условия для развития каждого из участников. Иногда вовремя сказанное слово меняет очень многое. В случае необходимости игротехник может быть резким, жестким, но не раздраженным, обиженным, злым, капризным. Личность – это инструмент, и он должен быть отлажен. Не сравнивать никого ни с кем, этически корректно сравнивать результаты действий.
• Доверять – не проверять.
• Уметь вовремя признать свою ошибку.
Взаимодействие с участниками в тренинге
«Трудный» участник | Краткое описание | Как реагировать? |
Говорун-террорист, или монополист | Все время говорит; не дает никому высказаться; становится ведущим в разговоре; способен далеко «увести» тему разговора от изначальной. | · Поблагодарить участника за то, что он высказал свое мнение, обобщить высказанное и продолжить занятие согласно сценарию; · перевести обсуждение в подгруппы; · Сказать напрямую, что участник говорит не по заданной теме, повторить цель обсуждения, дать слово другим участникам. |
Агрессор | Открыто проявляет свое недовольство и раздражение, настроен негативно, противится любой форме работы, провоцирует на конфликтную ситуацию. | · Выявить причины сопротивления (чаще всего за подобными ситуациями скрывается желание привлечь к себе внимание и стремление к превосходству); · попробовать сгладить конфликт шуткой; · дать возможность высказать свое мнение во время обсуждения; · установить личный контакт (например, пообщаться поближе во время перерыва). |
Господин Несоглашатель, или Фома Неверующий | Категорически не соглашается с тем, о чем говорит ведущий, характерная фраза «Это не работает». | · Задать встречный вопрос: «А есть ли то, что будет работать?»; · задать вопрос остальным участникам, что они думают по этому поводу; · предложить «Несоглашателю» придумать свой вариант решения. |
Эксперт, или Mr.Google | Убежден, что все знает лучше ведущего и группы, считает себя экспертом во многих вопросах, хвастается, много говорит, в своей речи использует «заумные словечки». | · Дать возможность такому участнику на практике продемонстрировать его уровень владения знаниями и навыками, корректно подвести к мысли, что знать – не равно «применять». · Поблагодарить участника за дополнения, отметить его уровень осведомленности и продолжить занятие согласно плану. |
«Цветочек» | Он «здесь, и не здесь», не принимает участие в обсуждениях и упражнениях. | · Выяснить причину его поведения и попытаться включить его в работу, используя разные способы активности; · попробовать установить контакт с участником во время перерыва; · при выполнении заданий в подгруппах предоставить ему роль лидера; · оставить участника в покое. |
Шутник | Каждая его реплика сопровождается шуткой или анекдотом, из-за чего способен далеко увести группу от обсуждения основной мысли упражнения. | · Вести правило групповой работы: одна шутка в час; · отметить чувство юмора участника; · предложить рассказать анекдот во время предстоящего перерыва. |
Конспиратор-шептун | Все время шепчет комментарии своему соседу, ведет параллельный рассказу ведущего диалог. | · Сделать паузу или сделать голос чуть тише; · пользуясь невербальными средствами общения, привлечь внимание к себе (например, приблизится к говорящему или установить зрительный контакт); · задать вопрос кому-то из участников; · напомните про правила групповой работы и санкции за их нарушение. |
|
|