Знак и символ. Среди всех видов наглядности особую актуальность приобретает знаково-символическая. Это связано с возможностями, которые имеет этот вид наглядности для развития теоретического, абстрактного мышления.
В научной литературе существуют различные определения знака и символа, однако подавляющее большинство специалистов считают, что знак обозначает содержание, а символ его раскрывает [13].
Символ - это то, чем изображают знак, он является средством, инструментом Щ выявление содержания знака. Знак - это общее, символ - конкретное. Символ - это конкретное оформление знака.
Например, флаг - это государственный знак, то есть то, что в определенном отношении представляет, замещает государство. Флаг конкретного государства - это ее символ. Конкретное выражение знака - это и есть символ. Знак находит свое конкретное выражение в символе как общее в конкретном. Можно утверждать, что символ - это форма выражения знака.
Слово «знак» в научной литературе используют разнопланово, однако, всегда знак выступает в роли заменителя другого предмета, явления, свойства.
Функция замещения является главной функцией знака. Философская литература знак определяет как материальный предмет (явление, событие), выступающее представителем некоторого другого предмета, свойства или отношения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
Быть знаком - это не природное свойство предмета, а функциональная, которая проявляется в знаковой деятельности. «Функция знака - представить нечто отличное от него самого и его значением»[12]. Это означает, что собственный содержание наблюдаемого и то, знаком чего оно есть, не имеют ничего общего.
Как пример возьмем знак добавление в математике. Собственное содержание наблюдаемого - две перекрещенные под углом 90 градусов линии. Содержание, знаком которого является эта фигура, заключается в составлении двух чисел, если они объединены этой меткой. Как видим, содержание одного и второго действительно не имеют ничего общего.
Поэтому изучение системы знаков можно осуществить на основе изучения языка. Есть несколько способов исследования языка. Один из них лингвистический или структурно-функциональный. Изучение языка (следовательно системы знаков) предусматривает исследование ее как системы на разных уровнях иерархии (фонетика, морфология, синтаксис).
Выявление закономерностей, внутренне присущих языку в ее собственном понимании как языка слов, как систем - главная задача этого способа (подхода).
Другой подход (так называемый семиотический) рассматривает язык как знаковую систему любой физической природы, которая выполняет познавательную и коммуникативную функции в процессе человеческой деятельности. Подчеркивается первичность естественного языка как основы коммуникации и сотрудничества.
Особым языком, одним из средств коммуникации является искусство. Художественное произведение рассматривается как «передача» «кодирование» в материальном объекте некоторого идеального содержания и последующего прочтения его другими людьми.
Язык есть система, и как системно-структурное образование, она имеет небольшое количество элементов, которые могут вступать в множество комбинаций. И как система, она имеет все ее атрибутивные характеристики. Языки могут отличаться друг от друга по степени сложности синтаксической структуры сферы обозначаемым объектов, задачами, которые могут адекватно решаться. К богатых языков принадлежат природные, которые известны как универсальные, так как с их помощью может быть выражено все. Однако, в отдельных случаях естественная язык не является средством решения с учетом ее неоднозначности или обычной неудобства. В этой связи типичным является пример с развитием такой математической науки как алгебра. На заре ее развития все преобразования алгебраических выражений описывались словам, буквенные обозначения в алгебру были введены значительно позже. Можно только представить, как это было неудобно. Специальные языки создаются в математике, формальной логике, в изобразительном искусстве [16]..
Ученые-лингвисты выделили принципы языка. Среди них - принцип системности, принцип разделения речевой деятельности на язык как социальное явление, некоторый код правил, которые существуют вне индивидом, но являются обязательными для него, и вещания как конкретное выражение языка, принцип рассмотрения языка как формы, а не как субстанции, автономность языка, преимущество отношений над элементами.
Одной из структурных частей языка как системы знаков, является текст. Текст - это система, которая несет информацию. Любой видимый объект - это визуальный текст воспринимается зрением и понимается как высказывания в знаковой системе. Текст, как структурная единица языка связан с остальной частью коммуникативной системы - контекстом.
Ученые-психологи отмечают, что знаки - это обозначения, которые свободны от контекста, в то же время и как символы, которые зависят от него, что развитие языка идет в направлении освобождения, отрыва от ситуации, контекста.
Знаково-символические средства наглядности. Ученые выделяют четыре аспекты, по которым нужно характеризовать знаковую систему, это:
- способ воздействия (на слух, зрение);
- сфера действия, отрасль, в которой система функционирует;
- тип функционирования; отношение, что соединяет знаки внутри
системы;
- природа и число знаков.
Значение знака определяется той системой, в которую он включен. Например, красный цвет в дорожной сигнализации (красный свет светофора запрещает переход улицы) и красный цвет крови.
Надсистемных знаков не бывает, будь который из них является элементом системы знаков, и только как элемент ее может иметь конкретное содержание.
Системность как свойство системы знаков характеризует наличие единиц синтаксиса, иерархическую структуру, уровне иерархии. Огромная производительность языка знаковой системы, способность продуцировать и разум идти бесконечное число новых предложений возможна потому, что речь строится как система на основе правил грамматики, а не на основе заучивания на память большого количества словосочетаний [18].
Существенными характеристиками знаков является дискретность и неоднородность единиц, которые могут иметь различные степени выраженности и давать возможность различать знаковые системы.
Замещение - это замена любых объектов или предметов равнозначными предметами. Этот срок многозначен. В широком смысле он включает все виды деятельности по знаково-символическими средствами. В узком смысле - это функциональное использование заменителя. Замещения может быть в игровой (например, каштан вместо конфеты) и в других видах деятельности (дидактический материал в учебной деятельности).
Большие познавательные учебные возможности имеет знаково-символическое мышление. Как считают специалисты, знак обозначает содержание, а символ его раскрывает. Символ - это то, чем изображается знак. Знак выступает в роли заменителя другого предмета, явления, свойства, то есть функция замещения является главной функцией знака. Большая роль принадлежит системе знаков, а язык изучают как форму существования знаний в виде системы знаков.
Знаково-символический язык мышления имеет целый ряд признаков, среди которых: конвенціональність, произвольность, дискретность, неоднородность. Исключительно важная роль принадлежит знаково-символическим языку в развитии абстрактного, теоретического мышления
Заключение
Прежде чем мы поставим точку в нашей работе, попытаемся обобщить и подытожить полученные данные.
· Вот те задачи, которые нам удалось выполнить:
· Изучили работы различных ученых по поводу отношения языка и мышления.
· Изучили пространственно-образный и знаково-символический языки по Веккеру.
Показали различные точки зрения на проблему связи языка и мышления, в частности, является ли мысль и слово одним и тем же или это разные субстанции, а также возможно ли существование мышления без языка.
Задаваясь целью обнаружения связи между языком и мышлением, мы как в сказке Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес», попали в неизведанную страну. Какое бы явление, касающееся языка и сознания, мы не взялись объяснять, обнаруживало наличие нескольких теорий, каждую из которых как трудно опровергнуть, так и доказать. Однако все изученные нами теории имеют и нечто общее. Все они говорят о взаимозависимости мышления и языка.
Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в, казалось бы, разных случаях - важнейшее отличительное свойство мышления.
Несовпадение «живой мысли» с внутренней речью, сложность процесса вербализации мысли позволяет подвергнуть сомнению общепринятую трактовку языка как прародителя мышления. Исследования психологов, физиологов, лингвистов, языковедов и философов подтверждают тот факт, что язык и мышление связаны тысячами нитей и взаимопереходов. Они не могут существовать друг без друга. Речь без мысли - пуста, мысль без речи - нема, а, следовательно, не понята. Но было бы ошибкой отождествлять одно с другим, ибо мыслить, не значит говорить, а говорить не всегда значит мыслить.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. - М.: Изд-во «Лабиринт» Издательство, 2000. - 352 с.
2. Высказывания великих. М.: «Мысль», 2003.
3. Горелов И.Н, Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. - М.: Издательство Лабиринт, 1997.
4. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. Учебное пособие / Л.Б. Ительсон. - Мн.: Харвест, 2000. - 896 с.
5. М.И Еникеев, Общая и социальная психология. - М.,2002.
6. М.М.Невлева. Философия. Учебное пособие, - М.- 2004.
7. Общая психология, под редакцией А.В. Карпова. - М., 2002, 14. Психология, под редакцией А.В.Крылова. - М., 2001.
8. Р.С. Немов, Психология, словарь - справочник (в 2-х частях). - М., 2003.
9. Ф.В.Лазарев, Трифонова М.К. Философия, - Симферополь,2003.
Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М., 1979. - 297с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - СПб., 2000. — 583с.
11. Маркова СВ. Имплицитные теории психики как феномен когнитивного развития дошкольников: Тезисы науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения -2001» / С В. Маркова. - СПб., 2001. - 74-75.
12. Марцинковская Т.Д. Позитивизм умер, да здравствует..? / Т.Д. Марцинковская // Психологический журнал. - 2001. - № 5. - 105-106.
13.. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей / А.А. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. - 1975. -№4.-С.108-117.
14. Менегетти А. Мир образов / А. Менегетти. - Пермь, 1994. - 236с.
15. Михайлов И.В. Психология в системе работ по профориентации / И.В. Михайлов//Вопросы психологии. - 1975. - № 1. - С. 137-140.
16. Непомнящая Н.И, Анализ некоторых понятий психологической концепции Жана Пиаже / Н.И. Непомнящая // Вопросы психологии. - 1964. - № 4. - С. 177-184.
17. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности / Н.И. Непомнящая. - М., 2001.-192с.
18. Обухова Л.Ф, Две парадигмы в исследовании детского развития / Л.Ф. Обухова // Вопросы психологии. - 1996. - №5. - 30-37.
19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М., 1995. - 360с.
20. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против / Л.Ф. Обухова. - М., 1981.-200с.
21. Обухова Л.Ф. Ученый, изменивший лицо современной психологии / Л.Ф. Обухова // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии. - М., 2001. -С.32-36.
22. Обухова Л.Ф. Экспериментальный анализ некоторых «феноменов Пиаже» / Л.Ф. Обухова // Вопросы психологии. - 1996. - №4. - 136-142.
23. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления / Л.Ф. Обухова. - М., 1972.-151с.