В житии Диодора Юрьегорского впечатляет эпизод восхождения к Богу по столпу, снабжённому крючьями – эта морфологическая деталь уникальна, хотя идея сама по себе имеет богатейшую традицию.
Цитируем новый перевод В.М. Быковой:
И так однажды как-то стоял Дамиан по обычаю на молитве в келье своей и увидел столп от земли до небес, как медь, белый, у столпа того крючья висят, а по ним идут многие братья» [1: 291].
Лествица Иоанна Синайского. XII век.
Монастырь Святой Екатерины
Снасть, помогающая Диодору Юрьегорскому пройти сквозь небесную твердь – и оказаться в запредельном – отмечена новизной своего конструктивного решения.
Это лествица особого рода.
Не приставного типа: два боковых бруса – и перекладины между ними.
А скорее нечто мачтоподобное: одна ось-рангоут – и горизонтальные реи.
Краспицы – важнейшая часть такелажа
Яхтенные саллинги
Наше сравнение тем более существенно, что храм часто мыслится как аналог плывущего судна.
Лествица Иакова. Мозаика. XII в. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале, Сицилия (итал. Duomo di Monreale или Santa Maria Nuova)
Изоморфизм тут не только символический, но подчас и строго структурный: трёхчастная архитектурная композиция – церковь-трапезная-колокольня – вполне соотносима с организацией корабля.
Такова Ильинская церковь на Малом Колгострове.
Столп Диодора осенял и её – он может видеться как мачта.
Плывём к спасению!
В удивительном видении святого нам явлен своеобычный алломорф Мировой Оси (Axis mundi).
Перечислим другие феномены этого ряда:
Мировое Древо (Arbor mundi)
Мировая Гора (Montis mundi)
|
Мировая Лестница (Scala mundi)
Мировой Столб (Universalis columna)
В этих образах ярко выразилась главная потребность человеческого духа – жажда активного Богообщения.
Они как бы контаминируют в сакральном пространстве Водлозерья.
К нам нисходят свыше!
Но и мы восходим вверх.
Два встречных движения пересеклись над Илексой.
Архитектурные модификации лествицы – обелиски, зиккураты, колокольни.
Её бионический прототип – наш позвоночный столп.
Индуизм учит: сила Кундалини поднимается по каналу Сушумна – он располагается внутри columna vertebralis, трактуемом как восходящая система чакр.
Сolumna vertebralis
Позвонки–ступени!
Дух берёт выше и выше.
Прямохождение выделяет нас из мира животных.
Мы заявляем свою конгруэнтность Мировой Оси.
Столп Диодора Юрьегорского – как продолжение columna vertebralis.
Звенья-метамеры тут имеют схожее строение.
Русский Север учит нас входить в духоподъёмную тягу, которая благодаря наработке старцев строго и точно – как по отвесу – увлекает человека в зенит.
«Лествица» Иоанна Синайского – и столп Диодора Юрьегорского.
Иван Великий Бона Фрязина – и столп Диодора Юрьегорского.
Маковец Сергия Радонежского – и столп Диодора Юрьегорского.
Параллелей уйма!
В основании колокольни Ивана Великого находится церковь прп. Иоанна Лествичника
Вертикаль имманентна человеку.
Сила Кундалини выносит в трансцендентное.
Йога учит управлять ею.
Индуистский опыт своеобычно преломился в практике исихазма
Лестница существ.
Наука развивает этот архетип со времён Аристотеля.
|
Замечательна лёгкая и прочная конструкция, предложенная Жаном Батистом Ламарком.
Осип Мандельштам пишет:
Если всё живое лишь помарка
За короткий выморочный день,
На подвижной лестнице Ламарка
Я займу последнюю ступень.
А вот его стихи, где эту лестницу продолжают уже артефакты:
Я по лесенке приставной
Лез на всклоченный сеновал, –
Я дышал звёзд млечных трухой,
Колтуном пространства дышал.
Культура наращивает ступени, продолжая начатое природой – в этом её призвание.
Вот заключительный аккорд «Лествицы» Иоанна Синайского:
Ты приблизился к святой горе, и устремил взор твой к небу, вознёс ногу для восхождения, и потёк, и востёк до херувимских добродетелей, и возлетел, и восшёл в воскликновении, победив врага, и сделался для многих предшественником и путевождём; и доныне наставляешь всех нас, и предводительствуешь, восшедши на самый верх святыя Лествицы и соединившись с любовию, а любовь есть Бог. Ему же подобает слава, держава, честь и поклонение во веки веков [2: 273].
А это «Речь о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы – сказать нечто важное препоручается библейскому Иакову:
Есть лестница, – скажет он, – которая тянется из глубины земли до вершины неба и разделена на множество ступенек. На вершине этой лестницы восседает Господь; ангелы-созерцатели то поднимаются, то спускаются по ней. И если мы, страстно стремясь к жизни ангелов, должны добиться этого, то, спрашиваю, кто посмеет дотронуться до лестницы Господа грязной ногой или плохо очищенными руками? Как говорится в мистериях, нечистому нельзя касаться чистого [3: 251–252)].
|
Михаэль Вильман. Пейзаж с лествицей Иакова. 1691.
Два видения – Иакова и Иоанна – принято сближать в православной традиции
Византийский святой – и итальянский гуманист: замечателен унисон между ними.
В разных исторических контекстах человеку задаётся один и тот же абсолютный вектор, которому он должен следовать в своём становлении.
Ввысь и ввысь!
Из трёх координат безусловное – категорическое – предпочтение отдано высоте.
Юрьева гора внесла свой вклад в это устремление.
Воспитательное её значение огромно.
Уильям Блейк. Лестница Иакова. 1806
Я подготовил виртуальную выставку, посвящённую столпу Диодора Юрьегорского.
Это разнообразные вариации на тему лествицы как архетипа.
Воистину великий архетип!
Главный аттрактор культуры!
Её истинная – наипрекраснейшая – энтелехия!
В средоточии разработанной мной композиции находится Юрьева гора.
Это дань уважения нашему северному святому.
«Бесконечная колонна» Константина Бранкуши (1938).
Шедевр великого авангардиста развивает мотив румынского фольклора.
Сolumna cerului – небесная колонна.
Из словаря валахов.
К. Бранкуши вдохновлялся крестьянским искусством.
Языческий образ!
Но он подвергся органичной христианизации –
воспевается в рождественских колиндах.
У К. Бранкуши его столп выполняет троякую функцию:
содействует восхождению душ погибших солдат к Богу – поддерживает небосвод – поднимает выше зенита: в беспредельность
Прославленная «Стоящая нить» Вячеслава Колейчука (1970).
Ультра-авангардистская вещь!
Но в ней реализуется наидревнейший архетип.
Она хорошо смотрелась бы на Юрьевой горе
Винтовая лестница без центрального столба.
Бросает вызов силе тяготения.
Сверлит небо – уводит к Богу.
Замок Тевтонского ордена. Бад Мергентхайм. Архитектор Власиус Берварт. 1574
Многоквартирный дом Molitor, 24 rue Nungesser et Coli, Париж, Франция, 1931–1934. В этом доме в 1934 году разместилась квартира-студия Ле Корбюзье.
Нам явлена лестница без перил!
Власиус Берварт освобождается от несущего столба – Ле Корбюзье не нужны поручни и парапеты.
На уровне бессознательного тут проявляется одна тенденция – желание освободиться от пут гравитации и ощутить себя истинным небожителем.
Святые сознательно шли к этой цели.
Для её достижения у них были свои средства
Лестница к пещере преподобного Антония Великого.
Прямое продолжение этой лестницы мы найдём в следующей иллюстрации
Ю.М. Батурин. Лестница в космос
Вот что об этом знаменитом снимке пишет его автор:
Во время эксперимента полтора часа сидел с глазами, закрытыми шлемом-маской… снимаю маску и в иллюминаторе вижу… лестницу в небо. Поскольку мы оказались по ту сторону неба, ступени небесной лестницы символизировали возвращение домой. Библейская точность воспроизведения поразила меня (праотец Иаков лёг отдохнуть, положил себе в изголовье камень и заснул. «И увидел во сне: вот лестница… а верх её касается неба» (Бытие, 28, 12). Сфотографировал и затем несколько дней экспериментировал с этим сюжетом: солнечные батареи и разное освещение. Красиво. Особенно удачной вариацией показалась лестница в космос [4].
Иоанн Лествичник стал небесным покровителем космонавтов.
Многоступенчатая ракета тоже воплощает архетип лествицы.
Она схожа со столпом подвижника – в его другой, современной, ипостаси.
Преподобный Симеон Столпник в житии.
Из местного ряда иконостаса церкви Симеона Столпника в Великом Устюге.
Вторая половина XVI в.
Кадр из фильма Луиса Бунюэля «Симеон Столпник»
П. И. Бондаренко. Памятник Юрию Гагарину. 1980
Житие Симеона Столпника, написанное Димитрием Ростовским, значимо для нас ещё и лингвистически, ибо в нём сближаются – фактически синонимизируются – понятия столпа и лестницы.
Такая конвергенция значений помогает понять как единство архетипа, так и разнообразие его проявлений.
И изобрёл он небывалый способ избавиться от суеты людской: для того, чтобы приходящие не могли касаться его, умыслил он построить столп и стоять на нём. Поставив такой столп, он устроил на нём тесное жильё в два локтя, и стал здесь проводить жизнь свою в посте и молитвах. И был он первый столпник. Столп имел в высоту шесть локтей, и святой Симеон простоял на нём несколько лет. После высота столпа доведена была до двадцати локтей, а затем – и до тридцати шести. Так преподобный, столпами различной высоты, как лестницами, восходил к небесной стране, претерпевая страдания, летом мочимый дождём и палимый зноем, а зимой терпя стужу [5: 24].
Столп Диодора Юрьегорского вобрал в себя множество интенций, отражающих устремление человека гореʹ – он занимает видное место в ноосфере Земли.
Тамара Юфа. Неопалимая Купина. 1997. В руках Богоматери – лествица: орудие спасения
Тамара Юфа. Лествица Диодора Юрьегорского. 2008
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новый Олонецкий патерик. Сост. и отв. ред. А. В. Пигин. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. 584 с.
2. Иоанн Лествичник. Лествица преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Сергiев Посадъ: типографiя Свято-Троицкой Сергiевой Лавры, 1898. 368 с.
3. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Ренессанса. Т.I. М.: Искусство, 1981. 496 с.
4. Если долго смотреть в иллюминатор. Из полётного дневника лётчика-космонавта Юрия Батурина. Независимая газета. 12.04.2016.
5. Святитель Дмитрий, митрополит Ростовский. Житiя святыхъ. Русские святые. М.: Издание Московской Синодальной Типографии, 1903. 672 с.
Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.) Видение Лествицы прп. Иоанном Лествичником. Миниатюра из «Лествицы и Паренесиса прп. Ефрема Сирина». Нач. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. № 162. Л. 8 б.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТИ ОТЦА ФИЛОСОФА (БРЯНЦЕВА)
1910–1995
Ещё в ранние годы «Лествицей» меня благословил отец Философ, настоятель Никольского храма в Сортавале – городе моего детства.
Привожу справку о нём из статьи Е.М. Корниченко «История Никольской церкви в городе Сортавала (к 140-летию постройки и освящения)»:
Священник Философ (Брянцев, 1910-1995 гг.). Философ Александрович Брянцев родился в семье священника в г. Каргополь Олонецкой губернии. Он закончил филологический факультет Казанского университета и четыре курса медицинского института. Отец был репрессирован, погиб на этапе. Сам Философ тоже был репрессирован, отбывал срок в сибирских лагерях. После освобождения начинал служить в церкви Красного села. Переехал в Карелию, служил в Петропавловской церкви села Соломенное. Дважды возглавлял приход Никольского храма с 1953 по 1971 гг. и с 1980 по 1983 гг. В конце 1950-х гг. о. Философ жаловался в епархию на набеги школьников и молодёжи. В 1957 г. прихожане отправили благочинному епархии телеграмму следующего содержания «Верующие, 25 человек, просят вас защитить Сортавальский храм от хулиганов-школьников. Больше терпеть нельзя». Например, «26 мая 1957 г.: Зачастую школьники врывались с гиканьем в храм во время богослужения, а юноши входили в шапках и громко смеялись». О. Философ обращался даже к Н.С. Хрущеву, не надеясь найти понимания у местных властей.
Это был культурнейший человек.
И очень независимый!
На закате своих лет бедствовал.
Помню последний визит к нему – спал на матрасе, без простыни.
Позвонил нашему Мануилу, тогда благочинному:
– Как так?
А он:
– Не хочет в приют. Уговорить не можем.
Отец Философ знал и ценил русскую идеалистическую мысль.
Он доверительно рассказал мне о своём общении с Виктором Ивановичем Несмеловым (1863–1937), выдающимся богословом и любомудром, который жил в Казани: с почётом – до революции, в муках – после неё.
От отца Философа я узнал страшную историю, случившуюся в Раифском монастыре в 1918 г.
Будто бы там скрывались белые офицеры.
Карательный отряд возглавил Валентин Несмелов, чекист, сын богослова.
Монахи знали отпрыска по прежним спокойным годам.
Потому и открыли ворота.
Красноармейцы никого не нашли.
С досады устроили погром.
Пришлось ударить в колокола.
Сбежался народ – и порешил Валентина Несмелова.
Потом это спасло жизнь Виктору Ивановичу – ведь отец героя.
Смертный приговор, вынесенный уже в 30-е годы, отменили.
Даю ссылку на главный труд В.И. Несмелова:
· Наука о человеке, т. I, Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. Казань, 1905.
· Наука о человеке, т. II, Метафизика жизни и христианское откровение. Казань, 1906.
Это одна из вершин отечественной философии.
Отец Философ был наитипичнейшим – до мозга костей – русским интеллигентом.
У меня сложились с ним тёплые отношения.
Готов побожиться: книг у него я не выклянчивал.
Он сам кое-что передал мне по своей охоте.
Сегодня «Лествицу» можно купить запросто.
Однако в советские годы книги подобного рода были величайшим дефицитом.
«Лествица» издана в Сергиевом Посаде в 1898 г.
Она имеет интересную владельческую историю.
28 января 1900 г. её любовно – в полукожу – переплёл ученик II класса Влад. (Владимир? Владислав?) Савин.
Трудно сказать, когда и где книга попала в руки Стефана Акимовича Горячева.
Занимался он простым и добрым делом: снабжал молоком пассажирские поезда – на Казанской железной дороге.
Человек был богобоязненный.
Соприкасался с кругом В.И. Несмелова.
Умер в заключении.
На форзацах книги – и на стр. IV – наклеены изображения монастыря Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине.
Заложена в 484 г.
Древнейшая киновия.
Находится в Кедронской долине – на берегу Иордана – недалеко от Иерусалима.
Благоуханная топонимика!
Вряд ли можно однозначно объяснить такой подбор иллюстраций для «Лествицы».
Не столь подсказку, сколь ассоциативный мостик нахожу в «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли» – это самое начало XII в.:
И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту лежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно.
Иоанн Лествичник – и Иоанн Дамаскин: на иконах этих двух тезоименинников можно увидеть рядом.
Иоанн Лествичник, Иоанн Дамаскин и Арсений Великий. Икона (двусторонняя "таблетка") из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в.
С Иоанном Дамаскиным связано удивительное предание.
Император-иконоборец Лев III Исавр повелел отсечь руку святого.
Но мановением Богородицы произошло её чудесное восстановление.
Благодарный Иоанн приложил к иконе Приснодевы серебряную длань.
Так возникла столь любимая на Руси «Троеручица».
Троеручица. VIII в. Хиландар
Долгое время она пребывала в полюбившейся святому обители.
Иноки помнили завещание Иоанна: передать икону первому епископу, который посетит монастырь после его смерти – и будет носить имя того, кто основал киновию.
Ждать пришлось до ХIII в.
Именно тогда Савва Сербский увёз икону на Балканы.
Нагрянули турки.
Святыню водрузили на ослика – и тот, ведомый свыше, доставил её к вратам Хиландарского монастыря на Афоне.
Иконе определили почётнейшее положение в алтаре.
Но она переместилась на игуменское место!
Не выбирают там настоятеля.
Богоматерь самолично управляет жизнью монастыря.
В 1661 г. по просьбе патриарха Никона с иконы был сделан список для Новоиерусалимского монастыря.
Так «Троеручица» пришла в наши палестины.
Проповедь прп. Иоанна Лествичника и видение Лествицы. Вторая половина XVIII в. (ЦАК МДА). Из Синая действие перенесено в Россию. Это наше, исконное: шатровые покрытия храмов и колоколен.
Рядом Новый Иерусалим.
Прекрасен его грандиозный шатёр.
Отсюда «Троеручица» начала своей шествие по нашей земле.
Прп. Иоанн Лествичник. Роспись Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. Феофан Грек. 1378 г.
«Κλῖμαξ θείας ἀνόδου» – «Лествица Божественного восхождения».
Или «Лествица Рая» – «Scala Paradisi».
Или «Духовные скрижали» – «Πλάκες πνευματικαί».
Написана по просьбе прп. Иоанна Раифского, игумена Раифского монастыря, располагавшегося в 30 км от Синая на берегу Суэцкого залива – помогала братии двух обителей подниматься ввысь по умопостигаемой лестнице.
Книга стала любимым духовным чтением во всём православном мире.
Дар отца Философа
Видение Преподобного Иоанна Лествичника. Миниатюра из Лествицы. Начало XVI в. ГБЛ, ф. 304, № 162, л. 8 об.
Чудодейственная пальма Саввы Освящённого погибла в 1954 г. Но потом возобновилась!
Так она выглядит сегодня
Лествица прп. Иоанна Лествичника. Роспись в церкви Архангела Михаила. Монастырь Дохиар на Афоне. 1568