Библиографический аппарат курсовой (выпускной квалификационной) работы представлен списком использованных источников, состоящим из библиографических ссылок (затекстовых), которые оформляются в соответствии с ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
Список использованных источников - элемент библиографического аппарата работы, который содержит библиографические записи использованных источников и помещается после заключения.
Список использованных источников - это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Такой список является одной из существенных частей работы, отражающей степень творческой самостоятельности автора, и потому позволяющей судить о степени фундаментальности проведенного исследования и информационной культуре автора.
Основные требования, предъявляемые к списку литературы:
- соответствие теме работы и полнота отражения всех аспектов ее рассмотрения;
- наличие опубликованных и неопубликованных отечественных и зарубежных документов;
- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, методические и др.;
- отсутствие морально устаревших документов.
В список использованных источников не включаются те источники, на которые нет ссылок в основном тексте, и которые фактически не были использованы автором. Не включаются также научно-популярные и художественные издания.
По ГОСТ 7.32-2001 сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.
Поскольку иных указаний относительно оформления сведений об источниках ГОСТ 7.32 не содержит, постольку рекомендуется придерживаться ГОСТ 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».
Совокупность затекстовых библиографических ссылок оформляется как перечень библиографических записей, помещенный после текста документа. При этом следует руководствоваться ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» и ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».
Затекстовая библиографическая ссылка может содержать следующие элементы:
- заголовок;
- основное заглавие документа;
- общее обозначение материала;
- сведения, относящиеся к заглавию;
- сведения об ответственности;
- сведения об издании;
- выходные данные;
- физическую характеристику документа;
- сведения о местоположении объекта ссылки в документе (если ссылка на часть документа);
- сведения о серии;
- обозначение и порядковый номер тома или выпуска (для ссылок на публикации в многочастных или сериальных документах);
- сведения о документе, в котором опубликован объект ссылки;
- примечания;
- международный стандартный номер.
Для связи с текстом документа порядковый номер библиографической записи в затекстовой ссылке указывают в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом документа.
Подготовка к защите
Процедура зашиты, как правило, включает доклад студента (не более 10-15 минут), вопросы, ответы студента.
Для защиты выпускной квалификационной работы необходимо подготовить следующее:
- 1 экземпляр переплетенной работы;
- текст выступления;
- наглядный / раздаточный материал.
Выступление на защите относиться к научному стилю устной речи и, как правило, соответствует репродуктивному, или адаптивному уровню речевой деятельности. Репродуктивный уровень характеризуется простой передачей информации слушателям, отсутствием учета аудитории и обратной связи, концентрации внимания докладчика на содержании и правильности изложения. Адаптивный уровень предполагает свободную ориентацию в материале, поддержку контакта с аудиторией, учет ее особенностей; применение различных способов разъяснения и доказательства; управление вниманием слушателей, влияние на усвоение ими информации. Соответственно подготовка доклада на адаптивном уровне предпочтительнее, поэтому данному виду деятельности необходимо целенаправленно готовиться.
Наиболее типичными ошибками при выступлении бывают:
- злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, усложняющими восприятие главной мысли;
- наличие слов-паразитов «вот», «значит», «так сказать» и т.д.
- чрезмерная громкость голоса: слушатели через 8-10 минут не воспринимают такую речь;
- построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15: смысл в таких фразах ускользает из-за сложности грамматической конструкции;
- монотонная интонация, без акцентов на значимых моментах доклада.
Для подготовки выступления необходимо помнить, что выступление условно подразделяется на три части: введение, в котором обосновывается тема, актуальность исследования; основная часть, в которой представляется аргументация, доказательства, даются факты, подтверждается выдвинутая гипотеза; заключительная часть, в которой содержится вывод.
Как начать вступление? Начало доклада может совпадать с введением. Однако преимущества устной речи заключаются в том, что есть возможность разнообразить свою речь, сделать ее более живой, отходя от строгости научного изложения. Доклад допускает определенный «экспромт», что привлекает слушателей и делает выступление запоминающимся.
Можно завоевать внимание следующими способами:
· Задать проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления.
· Начать с интересной цитаты по теме выступления.
· Начать с конкретного примера из жизни.
· Начать с образного сравнения предмета выступления с конкретным явлением.
Не забудьте, что после неординарного начала доклада должны следовать обоснование темы и ее актуальность, а также научное положение – тезис!
Как заинтересовать слушателей в ходе основного изложения?
· рассказать необычные факты;
· рассказать то, что непосредственно касается всех слушателей;
· рассказывая, быть конкретными и определенными;
· использовать образные сравнения, контрасты
Однако помните об уместности приводимых образов, контрастов, сравнений и мере их использования.
Как закончить выступление? В конце выступления, в зависимости от его цели, можно
1. Кратко изложить основные мысли,которые были затронуты в речи.
Например: «Таким образом, еще раз перечислим основные характеристики культурной среды школы в мультикультурном регионе. Эта среда должна:
- сохранять традиции;
- открывать новые культурные перспективы;
- ориентироваться на разнообразие и открытость новых культур;
- знакомить учащихся с многообразием как традиционных культурных образцов и норм, так и с современными культурными тенденциями развития;
- формировать у детей способность принятия разных культур и бережного к ним отношения» (заключение доклада «Социальная и культурная среда школа в мультикультурном регионе»)
2. Процитировать что-либо по теме доклада.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Образец оформления содержания курсовой работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................(№ страницы) | ||
1 Наименование раздела ……….............................................................. | ||
1.1 (Название параграфа)………............................................................... | ||
1.2 (Название подраздела)………...................…...................................... | ||
1.3 и т.д. …………………………............................................................. | ||
2 Наименование раздела ……….............................................................. | ||
2.1 (Название) ……………………............................................................. | ||
2.2 и т.д. ………………………….............................................................. | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………............................................................. | ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................ | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ А. (Название) | ............................................................. | |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. (Название) | ............................................................. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Примеры оформления библиографических записей
Однотомные издания
Семенов, В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология [Текст] / В. В. Семенов; Рос. акад. наук, Пущин, науч. центр, Ин-т биофизики клетки, Акад. проблем сохранения жизни. — Пущино: ПНЦ РАН, 2000. — 64 с.
Мюссе, Л. Варварские нашествия на Западную Европу [Текст]: вторая волна / Люсьен Мюссе; перевод с фр. А. Тополева; [примеч. А. Ю. Карчинского]. — СПб.: Евразия, 2001. — 344 с - Перевод изд.: Les invasions: le second assaut contre 1'Europe Chretienne/ Lucien Mussct. Paris, 1965.
Владимир (Котляров В. С.). Обитель северной столицы [Текст]: Св.-Троиц. Сергиева пустынь: ист. очерк / митр. Санкт-Петербургский Ладожский Владимир; [послесл. игум. Николая и др.]. — СПб.: Сатисъ: Домострой, 2002. — 222с.
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург). Отчетная археологическая сессия (2002). Отчетная археологическая сессия за 2002 год [Текст]: тез. докл. / Гос. Эрмитаж. — СПб.: Изд-во гос. Эрмитажа, 2001. — 62 с.